A socially oriented non-financial development institution and a major organizer of international conventions, congress, exhibitions, business, social and sporting, public, and cultural events.

The Roscongress Foundation is a socially oriented non-financial development institution and a major organizer of international conventions; exhibitions; and business, public, sporting, and cultural events. It was established in pursuance of a decision by the President of the Russian Federation.

The Foundation was established in 2007 with the aim of facilitating the development of Russia’s economic potential, promoting its national interests, and strengthening the country’s image. One of the roles of the Foundation is to comprehensively evaluate, analyse, and cover issues on the Russian and global economic agendas. It also offers administrative services, provides promotional support for business projects and attracting investment, and helps foster social entrepreneurship and charitable initiatives.

Each year, the Foundation’s events draw participants from 208 countries and territories, with more than 15,000 media representatives working on-site at Roscongress’ various venues. The Foundation benefits from analytical and professional expertise provided by 5000 people working in Russia and abroad. In addition, it works in close cooperation with 159 economic partners; industrialists’ and entrepreneurs’ unions; and financial, trade, and business associations from 75 countries worldwide.

The Roscongress Foundation has Telegram channels in Russian (t.me/Roscongress), English (t.me/RoscongressDirect), and Spanish (t.me/RoscongressEsp). Official website and Information and Analytical System of the Roscongress Foundation: roscongress.org.

RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Research
07.08.2020

Thirteen Theses on Economy: June 2020

Experts from the Center for Macroeconomic Analysis and Short-Term Forecasting (CMASF) present the 12th edition of Theses on Economics. The next article examines issues related to inflationary processes after the lifting of restrictions, the state of the Russian budget and the stabilization of industry after a deep recession. The authors note that the growth of inflation turned out to be moderate, at the moment the adjusted inflation estimate for June in annual terms is only 3.2-3.3%. However, there is a high probability that the exchange rate may still adjust in the second half of the year due to a decrease of currency inflow to the market and a seasonal increase in demand for currency. CMASF experts also note a possibility of a crisis in government demand; according to declared budgetary policy priorities, next year a nominal volume of budget expenses will be fixed at the current year level. This means that in real terms, government demand will inevitably fall.

Roscongress Foundation analysts highlighted the main theses of this research, accompanying each of them with suitable fragments of video broadcasts of panel discussions held as part of business programs of the key events hosted by the Foundation.

As the restrictions were lifted, the industry began to stabilize — except the oil sector, where the market is oversaturated and the OPEC + agreements work appropriately.

Behind a slight deepening of industrial downturn in May (to 90.4% after 93.4% in April) are significantly different responses to the «virus-oil» shock of various sectors.

From March to April, oil production «did not notice» the quarantine, but in May it «collapsed» immediately to 84.7%, during the period when the agreement with OPEC + on production limitation began. Taking into account a share of the sector in industry (over 20%), as well as an effect on the electric power industry, an additional negative contribution to the industrial production index exceeded 3 p.p., which led to a further «subsidence» of the industry in May.

Consumer goods sectors, as well as almost all transport engineering segments, were in the «over-hit» sector. This reaction is based on hypersensitivity to dynamics of population’s incomes, multiplied by quarantine restrictions.

In overall dynamics, a «cluster of winners» stands out, which includes pharmaceuticals, production of medical instruments and equipment. These sectors not only overcame the crisis successfully, but also showed an increase in profits by the time the restrictions were lifted.

Video: https://roscongress.org/sessions/razvilki-ekonomicheskogo-rosta-poisk-modeli-razvitiya/search/#00:50:45.207

The growth of inflation turned out to be moderate, at the moment the adjusted inflation estimate for June in annual terms is only 3.2-3.3%. However, there is a high probability that the exchange rate may still adjust in the second half of the year due to a decrease of currency inflow to the market.

Inflation slowed down in May and early June. Its April «devaluation» of the leap did not develop (April: + 0.83% versus March, May: + 0.27% versus April, June, according to data for the first 15 days: + 0.12%, which corresponds to 3.3 −3.4% in annual terms).

As a result, weekly inflation, which experienced a sharp surge in late March-early April (due to the devaluation of ruble and the rush demand for long-term foodstuffs, «traditional medicine» products and some types of medicines), slowed down in early May and became noticeably below the long-term average level.

The authors of the study note that against the generally favorable background, a certain potential for accelerated growth in bread prices has emerged due to a possible increase in cost inflation. Accelerated appreciation of grain (April: + 1.9%, March and February: 1.3% each) and price increases in the flour and cereal industry (April: 7.1%, March: 0.8%) create a potential for further acceleration growth of prices for bread, especially if in the current year (due to a poor harvest, a new weakening of ruble or for other reasons) the growth of purchase prices for grain will increase.

Video: https://roscongress.org/sessions/mezhbyudzhetnye-otnosheniya-v-poiskakh-ravnovesiya/search/#00:22:49.088

The Russian budget entered the crisis period quite prepared, especially in terms of accumulated reserves, but the current fiscal policy does not allow using accumulated reserves in full. This may have a negative impact on prospects for post-crisis economic recovery.

The federal budget has been preparing for a potential crisis for a long time and systematically: reserves were accumulating, the level of debt was maintained, the share of oil and gas revenues in the budget was decreasing, and restrictions were imposed on increasing budget expenses unsecured by non-oil and gas revenues. The authors of the study note that, with the exception of certain acutely crisis quarters — and even in the first quarter of this year — the federal budget was consistently in surplus.

By the beginning of the crisis, the federal budget had very significant reserves. The volume of the National Wealth Fund as of April 1, 2020 amounted to 11.3% of GDP (of which the liquid part, taking into account the April transaction for the purchase of Sberbank shares, is 8% of GDP). The state debt of the Russian Federation is one of the lowest in the world — as of April 1, 2020, it amounted only 12.8% of GDP (including government guarantees).

Thus, the Russian budget turned out to be more or less prepared for a new crisis in terms of accumulated reserves, but completely unprepared in terms of budget policy flexibility. The current fiscal rules system and the conservative («fiscal-oriented») approach to fiscal policy do not allow using the accumulated reserves in full.

At the moment, the government has approved three anti-crisis packages of measures with a total value of about RUB 3 trillion (including government guarantees and tax deferrals). The main sources of their financing are the Central Bank’s profit, last year’s account balances and the redistribution of part of previously approved expenses (which does not create a fiscal incentive).

Estimates show that such a volume of assistance to the economy is not enough for macroeconomic stabilization, and the prospects for post-crisis economic recovery, among other things, will depend on whether the approach to budget policy can be changed and the budget adapted to the new conditions.

See other materials posted in special sections of the Roscongress Information and Analytical System StayHome Economy, Economic Progress, Standard and Quality of Life, Financial Market and Monetary Policy, devoted to possible ways to stabilize the economy in a pandemic, as well as measures aimed at stimulating economic progress.

Analytics on the topic

Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие с 130 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 70 странах мира.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Исследование
07.08.2020

Тринадцать тезисов об экономике: июнь 2020

Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) представляют 12-й выпуск «Тезисов об экономике». В очередном материале рассматриваются вопросы, связанные с инфляционными процессами после отмены карантинных ограничений, состоянием российского бюджета и стабилизацией промышленности после глубокого спада. Авторы отмечают, что рост инфляции оказался умеренным, на данный момент уточненная оценка инфляции за июнь в годовом выражении составляет всего 3,2–3,3%. Однако высока вероятность, что во втором полугодии валютный курс еще может скорректироваться из-за уменьшения притока валюты на рынок и сезонного роста спроса на валюту. Эксперты ЦМАКП также отмечают возможность кризиса государственного спроса; согласно заявленным приоритетам бюджетной политики, в следующем году номинальный объем бюджетных расходов будет зафиксирован на уровне текущего года. Это означает, что в реальном выражении государственный спрос неизбежно сократится.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

По мере отмены ограничений начала стабилизироваться ситуация в промышленности — за очевидным исключением нефтяного комплекса, где перенасыщен рынок и работают соглашения ОПЕК+.

За слабым углублением спада в промышленности в мае (до 90,4% после 93,4% в апреле) стоят существенно отличающиеся реакции на «вирусно-нефтяной» шок различных секторов.

В марте — апреле нефтедобыча «не заметила» начала карантина, но уже в мае «провалилась» сразу до 84,7%, в период начала исполнения соглашения с ОПЕК+ об ограничении добычи. С учетом веса отрасли в промышленности (свыше 20%), а также наведенного эффекта на электроэнергетику дополнительный негативный вклад в индекс промышленного производства превысил 3 проц. пункта, что повлекло дальнейшее «проседание» промышленности в мае.

Сектора — производители потребительских товаров длительного пользования, а также практически все сегменты транспортного машиностроения оказались в «кластере сверхпострадавших». В основе такой реакции — сверхчувствительность к динамике доходов населения, помноженная на карантинные ограничения.

В общей динамике выделяется и «кластер выигравших», куда включают фармацевтику, производство медицинских инструментов и оборудования. Эти сектора не только успешно преодолели кризис, но и показали рост прибыли к моменту снятия ограничений.

Видео: https://roscongress.org/sessions/razvilki-ekonomicheskogo-rosta-poisk-modeli-razvitiya/search/#00:50:45.207

Рост инфляции оказался умеренным: на данный момент уточненная оценка инфляции за июнь в годовом выражении составляет всего 3,2–3,3%. Однако высока вероятность, что во втором полугодии валютный курс еще может скорректироваться из-за уменьшения притока валюты на рынок.

Инфляция в мае и начале июня замедлилась. Ее апрельский «девальвационный» скачок развития не получил (апрель: +0,83% к марту, май: +0,27% к апрелю, июнь, по данным за первые 15 дней: +0,12%, что соответствует 3,3–3,4% в годовом выражении).

В итоге, недельная инфляция, пережившая резкий всплеск в конце марта — начале апреля (из-за девальвации рубля и ажиотажного спроса на продукты питания длительного хранения, продукты «народной медицины» и некоторые виды лекарств), уже в начале мая затормозилась и стала заметно ниже среднего многолетнего уровня.

инфляция в начале мая затормозилась и стала заметно ниже среднего многолетнего уровня.png

Авторы исследования отмечают, что на общем благополучном фоне возник определенный потенциал ускоренного роста цен на хлеб из-за возможного усиления инфляции издержек. Ускоренное удорожание зерна (апрель: +1,9%, март и февраль: по 1,3%) и повышение цен в мукомольно-крупяной промышленности (апрель: 7,1%, март: 0,8%) создают потенциал для дальнейшего ускорения роста цен на хлеб, — особенно если в текущем году (из-за неурожая, нового ослабления рубля или по иным причинам) рост закупочных цен на зерно усилится.

Видео: https://roscongress.org/sessions/mezhbyudzhetnye-otnosheniya-v-poiskakh-ravnovesiya/search/#00:22:49.088

Российский бюджет вступил в кризисный период достаточно подготовленным, особенно в части накопленных резервов, однако нынешняя бюджетная политика не позволяет использовать накопленные резервы в полной мере, что может оказать негативное влияние на перспективы экономического восстановления после кризиса.

Федеральный бюджет долго и планомерно готовился к потенциальному кризису: накапливались резервы, поддерживался низкий уровень долга, снижалась доля нефтегазовых доходов в бюджете, вводились ограничения на увеличение бюджетных расходов, необеспеченных ненефтегазовыми доходами. Авторы исследования отмечают, что за исключением отдельных остро кризисных кварталов — и даже в первом квартале текущего года — федеральный бюджет был устойчиво профицитным.

К началу кризиса федеральный бюджет располагал весьма значительными резервами. Объем ФНБ по состоянию на 1 апреля 2020 г. составлял 11,3% ВВП (из них ликвидная часть с учетом апрельской сделки по покупке акций ПАО Сбербанк — 8% ВВП). Государственный долг РФ — один из самых низких в мире — по состоянию на 1 апреля 2020 г. составлял всего 12,8% ВВП (включая государственные гарантии).

Таким образом, российский бюджет оказался более-менее подготовлен к новому кризису в части накопленных резервов, но совершенно не готов в части гибкости бюджетной политики. Действующая система бюджетных правил и сложившийся консервативный («фискально-ориентированный») подход к бюджетной политике не позволяют использовать накопленные резервы в полной мере.

На данный момент правительством утверждены три антикризисных пакета мер общей стоимостью порядка 3 трлн руб. (включая государственные гарантии и налоговые отсрочки). Основные источники их финансирования — прибыль ЦБ, прошлогодние остатки на счетах и перераспределение части ранее утвержденных расходов (не создающее фискального стимула).

Как показывают оценки, такого объема помощи экономике недостаточно для макроэкономической стабилизации, а перспективы экономического восстановления после кризиса среди прочего будут зависеть от того, удастся ли изменить подход к бюджетной политике и адаптировать бюджет к новым условиям.

Видео: https://roscongress.org/sessions/mir-v-usloviyakh-pandemii-covid-19-globalnye-strategii/search/#00:19:00.479

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика, Экономический прогресс, Уровень и качество жизни, Финансовый рынок и Денежно-кредитная политика, посвященных возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, а также мерам, направленным на стимулирование экономического прогресса.


Аналитика на тему