нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Россия – Африка: наука, образование и инновации для развития экономики
23 Октября 2019
12:30—14:00
Ключевые выводы
Динамичное развитие Африки и ее демография создают условия для сотрудничества в сфере образования и технологий

Африканский континент сегодня — это континент, где 2/3 населения — это молодежь. И это во многом определяет вектор нашего сотрудничества и определяет значимость и важность научно-образовательной составляющей — Котюков Михаил, Министр науки и высшего образования Российской Федерации.

Африка стала другой, она стремительно развивается. И мы наблюдаем, какая трансформация цифры в Африке. Представьте себе: за последние десятилетия пользователей мобильных телефонов стало более 500 миллионов, и предполагается, что к 2025 году уже будет 650 миллионов пользователей мобильных телефонов, а интернетом пользуются около 400 миллионов. И вот при том количество молодежи, я думаю, что это уже тот тренд, который мы должны учитывать в своих образовательных программах — Морозов Игорь, Заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре.

Россия может очень многим поделиться с африканским континентом. У вас есть наука, есть исследовательские центры, технологии. Поэтому мы считаем, что взаимодействие между африканскими странами и Россией будет очень важно для российских компаний и для африканских стран. Мы знаем, что у России есть огромные знания в горнодобывающем секторе, и в рыболовстве, и в сельском хозяйстве, и во многих других областях — Меткал Мохамед, Посол, генеральный директор, Марокканское агентство международного сотрудничества.

Африку не устраивает догоняющее развитие. Ей так же, как и России, нужен прорыв в сфере развития новых технологий, науки и образования — Абрамова Ирина, Директор, ФГБУН «Институт Африки Российской академии наук»; член-корреспондент, Российская академия наук.

У России и Африки большой опыт взаимодействия в гуманитарной и научной сфере

Если говорить об образовании, у нас очень большая и богатая история взаимоотношений. Сегодня в университетах обучаются более 17 тысяч студентов из государств африканского континента. По итогам последней прошедшей приемной кампании практически 2 тысячи человек зачислены в российские университеты из 49 государств — Котюков Михаил, Министр науки и высшего образования Российской Федерации.

Научное сотрудничество имеет также богатую историю. У нас есть совместные исследовательские программы. Есть проекты, которые реализуют наши университеты на принципах межвузовского сотрудничества. Работают общие кафедры, общие лаборатории — Котюков Михаил, Министр науки и высшего образования Российской Федерации.

Наши отношения были очень интенсивными — и, в том числе, когда была борьба против вируса Эболы в 2014-2015 годах. И в Гвинее, в Сьерра-Леоне, в Либерии очень большой вред Эбола нанесла здоровью людей, и с помощью России мы смогли справиться с этой эпидемией. Мы обновили наши лаборатории, которые занимались разработкой лекарств против этой инфекции. И также была создана лаборатория эпидемиологических исследований по изучению передачи инфекционных заболеваний — Йеро Бальде Абдулайе, Министр высшего образования и научных исследований Гвинеи.

Проблемы
Быстрый рост населения Африки создает риски для рынка труда и экологии

Конечно, есть проблемы. Это изменение климата и демография, безопасность и сохранение мира. Для того, чтобы ответить на первые два вызова, мы должны подумать об образовании. Конечно, сегодня у нас в Африке 500 миллионов молодых людей, но скоро население увеличится. И, конечно же, к 2040 году будет много проблем. Требуется больше рабочих мест ежегодно. В настоящий момент ежегодно создается только 6 тысяч рабочих мест — Меткал Мохамед, Посол, генеральный директор, Марокканское агентство международного сотрудничества.

Стремительные изменения в мире бросают вызов сложившейся системе образования

Что касается школьного образования, то ключевой вопрос, на который мы должны ответить вместе с нашими африканскими партнерами, на который на самом деле пока никто в мире ответить не может, — каким будет мир через 15-20 лет, к которому мы должны наших школьников готовить. Среднее образование, общее образование — это десятилетний период планирования, и 10-15 лет для нас сейчас с учетом изменения технологий, изменения мира — это очень сложно предсказать — Зенькович Павел, Первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации .

Решения
Реализация совместных проектов в сфере науки, образования и технологий

Мы [Россия и Уганда] меньше года назад подписали необходимое соглашение о сотрудничестве, и уже сегодня у нас разработаны две научно-образовательные инициативы по работам в сельском хозяйстве и в науках о земле в вопросах развития минерально-сырьевой базы. Эти проекты не просто на бумаге, это проекты, которые уже практически реализованы — Котюков Михаил, Министр науки и высшего образования Российской Федерации.

В феврале этого года мы подписали меморандум о взаимопонимании с Михаилом Михайловичем Котюковым, Министром высшего образования и науки Российской Федерации. И этот меморандум был посвящен шести областям. Одна из областей — это технологии по геологоразведке и по разработке природных ископаемых. И сейчас мы создаем институт по исследованию геологической структуры страны, но также мы должны узнать нашу ресурсную базу и, соответственно, должны узнать настоящую ценность этих полезных ископаемых. Также — каким образом использовать эти природные ископаемые — Тумвесигие Элиода, Министр науки, технологий и инноваций Республики Уганда.

Я считаю, что мы должны подумать и вместе обсудить с Минобрнауки нашим российским и представителями африканских государств возможность создания постоянных действующих представительств Академии наук, может быть, как-то шире посмотреть, в африканских государствах <...> Второе — обеспечить прием специалистов уже научной квалификации, уже научных сотрудников молодых в российские научные институты <...> И, наконец, создать некий фонд научных инициатив, хотя бы для начала 10 направлений взять — Балега Юрий, Вице-президент, Российская академия наук .

Расширение гуманитарного сотрудничества

Если мы возвращаемся в Африку надолго, то нам нужно перераспределить эти ресурсы и часть вложить в гуманитарное сотрудничество. Тогда у нас выстраивается работа с нашим основным оператором по этой линии, это Россотрудничество. У нас в африканских странах сегодня 8 центров, это мало, потому что до 91 года их было 31 — Морозов Игорь, Заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре.

Цифровизация образования

Самое лучшее поле для взаимодействия с нашими коллегами в сфере общего образования — это цифра. Цифра — это не какая-то модная история для наших стран, это необходимость, потому что действительно цифровые технологии и дистанционное образование, образовательные платформы, на которых загружены самые лучшие практики в каждой стране и в мире, дают возможность и учителям получить доступ к лучшим методикам и дают возможность ученикам получить доступ к лучшим знаниям, самым лучшим урокам, к самому лучшему дополнительному образованию — Зенькович Павел, Первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации .

Поскольку цифровизация очень быстро развивается и молодежь очень увлечена цифрой и доступом, у нас есть даже виртуальный университет, который мы открыли, и он может очень многое предложить. Я имею в виду онлайн-образование для наших молодых людей, для в целом африканского континента. И, мне кажется, это один из важнейших вопросов, по которому мы должны сотрудничать с российскими коллегами — Йонес Хала Хельми Эльсаид, Министр планирования, мониторинга и административной реформы Арабской Республики Египет.

Расширение программ обучения африканских студентов в магистратуре и аспирантуре в России

Наше желание, чтобы как можно больше студентов поступало в аспирантуру, и сейчас ангольское правительство пытается посылать как минимум 300 ангольских студентов в год в лучшие университеты мира. И нам очень приятно видеть, что эти студенты учатся в России и показывают хорошие успехи — Самбу Мария ду Розариу Браганса, Министр высшего образования, науки, технологий и инноваций Республики Ангола.

Нам надо переходить к качеству отбора студентов с африканского континента, то есть надо оказывать помощь в развитии способных школьников, надо создавать систему привлечения в аспирантуру, магистратуру вот тех многочисленных выпускников бакалавриата. Не только в бакалавриат брать студентов, но брать к нам в Россию в магистратуру и аспирантуру — Филиппов Владимир, Ректор, ФГБО УВО «Российский университет дружбы народов».

Мы хотели бы, чтобы российское правительство работало с нами более плотно, чтобы вы помогли развивать нам исследования, исследования не только в области медицины, но также и в других областях <...> Что это означает для нас? Образование наших студентов за рубежом. <...> Нам необходимо развивать магистерские программы, нужно развивать аспирантуру для того, чтобы они могли получать гранты и продолжать свою научную деятельность — Гбакима Аия, Министр технического и высшего образования Республики Сьерра-Леоне.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС