A socially oriented non-financial development institution and a major organizer of nationwide and international conventions; exhibitions; and business, public, youth, sporting, and cultural events.

The Roscongress Foundation is a socially oriented non-financial development institution and a major organizer of nationwide and international conventions; exhibitions; and business, public, youth, sporting, and cultural events. It was established in pursuance of a decision by the President of the Russian Federation.

The Foundation was established in 2007 with the aim of facilitating the development of Russia’s economic potential, promoting its national interests, and strengthening the country’s image. One of the roles of the Foundation is to comprehensively evaluate, analyse, and cover issues on the Russian and global economic agendas. It also offers administrative services, provides promotional support for business projects and attracting investment, helps foster social entrepreneurship and charitable initiatives.

Each year, the Foundation’s events draw participants from 208 countries and territories, with more than 15,000 media representatives working on-site at Roscongress’ various venues. The Foundation benefits from analytical and professional expertise provided by 5,000 people working in Russia and abroad.

The Foundation works alongside various UN departments and other international organizations, and is building multi-format cooperation with 166 economic partners, including industrialists’ and entrepreneurs’ unions, financial, trade, and business associations from 76 countries worldwide, and 154 Russian public organizations, federal and legislative agencies, and federal subjects.

The Roscongress Foundation has Telegram channels in Russian t.me/Roscongress, English – t.me/RoscongressDirect, and Spanish t.me/RoscongressEsp. Official website and Information and Analytical System of the Roscongress Foundation: roscongress.org.

RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Research
18.01.2022

Russian-Finnish Cooperation in the Field of Sustainable Development in the Arctic Region 2021-2022

The report was prepared as a result of the event «Russian-Finnish Cooperation in the Field of Sustainable Development in the Arctic Region» as part of the ThinkArctic Project, organized by the Roscongress Foundation, the Center for Comprehensive European and International Studies, and the Analytical Center for the Government of the Russian Federation. ThinkArctic Project will be conducted within the Program of the Russian Chairmanship in the Arctic Council during 2021-2023.

Main goals and priorities in the Finland’s Strategy for the Arctic Policy

For many years Finland has been an active member of international organizations for the development of the Arctic region, namely the Arctic Council and the Barents Euro-Arctic Council. Finland’s interest in development and cooperation in the Arctic is due to a complex of factors, including its geographical location, climate change, and the indigenous people of the Arctic. Even though the country does not have access to the Arctic Ocean, it has accumulated significant experience in the Arctic research and expertise in icebreaking construction and conducting economic activities in the region.

In 2021, Finland adopted the new Strategy for the Arctic Policy . Its goals and priorities correspond to the UN Sustainable Development Goals and are aimed at achieving them. The priority areas for Finland’s Arctic activities until 2030 include:

— climate change mitigation and adaptation;
— inhabitants, promotion of well-being, and the rights of the Sámi as an indigenous people;
— expertise, livelihoods, and leading-edge research;
— infrastructure and logistics.

Mechanisms and formats of cooperation

Finland’s Arctic policy in the field of sustainable development is implemented both through multilateral cooperation within Arctic institutions and through Finland’s bilateral relations with the Arctic states. According to the Finland’s Strategy for the Arctic Policy, the country advocates for maintaining peace and security in the region through international cooperation. Finland participates in the following formats of multilateral cooperation:

— Arctic Council and Arctic Economic Council;
— Barents Euro-Arctic Council;
— International environmental agreements.

Bilateral mechanisms and cooperation with the EU

Most international projects in which Finland takes part are conducted on a bilateral basis. Projects with Denmark and Iceland are aimed at countering and adapting to climate change, protecting the environment, and combating marine litter. Projects with Norway focus on the exploitation of Arctic oil and gas resources for Europe’s energy supply. Cooperation with Canada is traditionally conducted in the field of winter navigation, icebreaking, and shipbuilding; joint projects in the field of circular economy are planned as well. Finland implements projects with the USA, which are related to climate change and focused on air and water purification. In 2015, Finland and Sweden created a joint combat group to «carry out maritime surveillance». Finland joins some European projects in the Arctic region, since economic activity in the EU and its climate policy have a significant impact on the Arctic region. The core mechanism of cooperation between Finland and the EU in the Arctic is the Cross-border Cooperation Programs (CBC) launched by the European Neighborhood and Partnership Instrument in 2007. The CBC cover Sweden, Finland, Russia, and Norway.

Russian — Finnish Cooperation in the field of sustainable development

Despite some existing restrictions related to the sanctions and the COVID-19 pandemic, Finland and Russia maintain a close political dialogue, the leaders of both states exchange views on the development of bilateral relations regularly, in the Arctic region as well.

Among the spheres of cooperation in the field of sustainable development between Russia and Finland are forestry, carbon-free energy, waste management, new technologies in construction, icebreaker production, infrastructure, information technologies. Countries support cultural dialog and scientific exchanges as well.

Russia and Finland cooperate more closely within multilateral formats. Major institutions of multilateral cooperation are:

— Arctic Council;
— Programs of Cross-Border Cooperation «Kolarctic», «Karelia», «South-East Finland — Russia».

Cooperation between Russia and Finland is carried out within the framework of the Arctic Council. Russia and Finland are the leads of the «Biosecurity in the Arctic» project, which has started in 2021. The project is being managed in collaboration with the Arctic Monitoring and Assessment Program (AMAP). Finland, Russia, the USA, and Iceland are working on a project in the field of environmental protection. The title of this project is «Advancing Arctic Resilience: Information, capacity, and networks for navigating impacts of permafrost thaw». This project will provide a roadmap for addressing the impacts of permafrost thawing. The results of the project will contribute to solving several UN SDGs. Currently, the Sustainable Development Working Group (SDWG) is completing a project related to food security, which is titled «Arctic Foods Innovation Cluster (AFIC)».

For more than a decade, Russia and Finland are closely cooperating within the framework of the EU’s Cross-Border Cooperation programs, such as «Kolarctic», «Karelia» and «South-East Finland — Russia». Several regions of Northwestern Federal District, such as the Republic of Karelia, Murmansk, Arkhangelsk, and Leningrad regions, Nenets Autonomous District, and Saint Petersburg are covered by these programs. The initial focus of these programs was mostly on economic and infrastructural activities, for example, development of small and middle-sized businesses, and improvement of the quality of life. However, currently, the focus is gradually shifting to sustainable development issues, such as environmental protection, support of indigenous peoples, and improving the wellbeing of the people.

Prospects for Russian-Finnish cooperation

Considering the current state of Russian-Finnish relations, the main formats of cooperation in the field of sustainable development in the Arctic will be the Arctic Council and bilateral cooperation under state and non-governmental institutions. Сross-border cooperation programs such as «Kolarctic», «South-East Finland — Russia» and «Karelia» will remain an important mechanism of cooperation, however the project portfolio could be significantly expanded.

The most promising areas of cooperation in the field of sustainable development are:

  • Ecology and environmental protection

Russia and Finland have significant experience in cooperating in the field of environmental protection. Several agreements have already been reached in marine ecosystems protection (for example, response to oil spills in the Arctic). However, increasing rates of climate change and the aggravation of climate risks should lead to intensification of cooperation in this field. Cooperation in this area would contribute to the achievement of SDG 13 — Climate Change, SDG 14 — Life below Water, and SDG 6 — Clean Water and Sanitation. Projects in the field of improving the quality of fresh water, ensuring the sustainable use of water systems, projects in the field of monitoring and assessment of the climate change in the Arctic seem to be promising. Russia and Finland have significant experience in cooperating in the field of environmental protection. Several agreements have already been reached in marine ecosystems protection (for example, response to oil spills in the Arctic).

  • Energy

Essential part of the Arctic sustainable development is decarbonization and transition to renewable energy, hence cooperation under SDG 7 — Affordable and Clean Energy appears to be plausible. In this regard, a promising area for cooperation is wind power production. The use of Finnish experience in sustainable production of biofuels from wood waste can play a significant role in expanding the use of renewable forest resources in the Russian Arctic. Cooperation in nuclear energy will continue, considering that currently «Rosatom» participates in the project aimed at constructing a nuclear power plant in Ostrobothnia (Finland).

  • Transport and logistics infrastructure development

Underdeveloped system of roads and railways is a serious problem in the Arctic region. Therefore, to address this issue, intensive work is required under SDG 9 — Industrialization, Innovation, and Infrastructure, SDG 11 — Sustainable cities and Communities. The development of transport infrastructure will significantly increase the region’s accessibility for both the local population and tourists.

  • Telecommunications development

The expansion of cellular networks and the laying of fiber optic lines will significantly improve quality of life in the Arctic, allow access to educational resources, medicine, work remotely, and digitalization of business processes will promote entrepreneurial activity and contribute to the economic development of the region. These project directions have strong connection with SDG 4 — Quality Education, SDG 8 — Decent Work and Economic Growth.

  • Tourism

The unique nature of the region, the Arctic has high potential for ecological sustainable tourism, with a focus on «closer to nature» and recreation. Therefore, work in this area relates to SDG 9 — Industrial¬ization, Innovation, and Infrastructure and SDG 15 — Life on Land. One of the interesting cases in this area of cooperation is the tripartite national park «Pasvik-Inari», located on the territory of Russia, Finland, and Norway. It is possible to create tourist clusters based on large cities and sub-regions of the Arctic (Murmansk, Arkhangelsk, Cape Zhelaniya, Yamal, Khatanga, Oymyakon).

  • Healthcare

The healthcare issue has always been relevant. However, the importance of healthcare has drastically increased after COVID‑19 outbreak. To ensure a high level of medicine in the region, even in sparsely populated areas, the development of telemedicine is required (SDG 3 — Good Health and Well-being), as well as the creation of transport (aviation) infrastructure for the timely provision of medical care on both sides of the Russian-Finnish border.

  • Indigenous peoples, cultural ties

Promising areas of cooperation are the preservation of the indigenous culture, the use and popularization of their language (within the region), the possibility of teaching it, and the support of indigenous and traditional crafts. Such projects can be organized within the framework of the Arctic Council since the organizations of the indigenous peoples of the Arctic (the Sámi Union, the International Gwich’in Council, the Arctic Athabaskan Council, the Aleutian International Association, the Inuit Circumpolar Council, the Association of Indigenous Peoples of the North, Siberia, and the Far East of the Russian Federation) are permanent participants of the Arctic Council.

  • Science and education

In this area, consortia of universities, joint online courses of Finnish and Russian universities could be established so that residents of the Arctic regions could get access to high-quality inter national education, which meets SDG 4 — Quality Education.

  • Human capital

Russia intends to take measures to improve the quality of life in the Arctic, which is also enshrined in the Program of Russian Chairmanship in the Arctic Council and can contribute to the achievement of SDG 8 — Decent Work and Economic Growth and SDG 11 — Sustainable Cities and Communities. In this regard, it is necessary to focus on strengthening the scientific potential of the region, developing scientific exchange. This could be achieved through establishing new scientific centers in the Arctic and holding joint scientific conferences under existing institutions in order to work out new creative approaches to the region management.

  • Business and innovation

Improving the investment climate, stimulating the development of small and medium-sized businesses, attracting new technologies and innovations to existing and new industries will help unlock the potential of the Arctic region.

For more information, see the special sections of the Roscongress Foundation Information and Analytical System: The Arctic, Sustainable Development, dedicated to the issues of sustainable development of the Arctic; Tourism, Culture, Healthcare, Entrepreneurship, that contain materials on the tourism, culture, healthcare, entrepreneurship.


Analytics on the topic

Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 166 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 76 странах мира, со 154 российскими общественными организациями, федеральными органами исполнительной и законодательной власти, субъектами Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Исследование
18.01.2022

Российско-финское сотрудничество в сфере устойчивого развития Арктического региона 2021-2022

Доклад подготовлен по итогам мероприятия «Российско-финское сотрудничество в сфере устойчивого развития Арктического региона» в рамках проекта ThinkArctic, реализуемого совместно Фондом Росконгресс, Центром комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ и Аналитическим центром при Правительстве РФ. Проект ThinkArctic реализуется в рамках Программы председательства России в Арктическом совете в 2021–2023 годах.

Основные цели и приоритеты Арктической стратегии Финляндии

На протяжении многих лет Финляндия является активным членом международных организаций развития и сотрудничества в Арктике, в т. ч. Арктического Совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона. Интерес Финляндии к развитию и сотрудничеству в Арктике обусловлен комплексом факторов, среди которых ее географическое положение, изменение климата, проживание коренных народов Арктики. Несмотря на то, что страна не имеет выхода к Северному Ледовитому океану, она обладает значительным опытом в ледокольном строительстве, арктических научных исследованиях и экспертизой в ведении экономической деятельности в регионе.

В 2021 г. Финляндия приняла новую арктическую стратегию, направления и цели которой отвечают Целям устойчивого развития ООН и фактически направлены на их достижение. В качестве основных направлений деятельности на 2021–2030 гг. заявлены:

— адаптация к изменению климата и смягчение его последствий;
— защита коренных малочисленных народов;
— экспертиза, наука и образование;
— развитие инфраструктуры.

Механизмы и форматы сотрудничества

Арктическая политика Финляндии в области устойчивого развития реализуется как посредством многосторонней кооперации через арктические институты, так и через двусторонние отношения Финляндии с арктическими государствами. В новой арктической стратегии Финляндии закреплена ее ключевая цель в регионе — поддержание мира и безопасности посредством международного сотрудничества. Основными институтами многосторонней кооперации, в которых Финляндия принимает участие, являются:

— Арктический совет и Арктический экономический совет;
— Совет Баренцева/Евроарктического региона;
— Международные соглашения в сфере окружающей среды.

Двусторонние механизмы и сотрудничество с ЕС

Значительная часть международных проектов с участием Финляндии реализуется на двусторонней основе. Проекты с Данией и Исландией направлены на противодействие и адаптацию к климатическим изменениям и защиту окружающей среды, борьбу с морским мусором. Проекты с Норвегией сосредоточены на эксплуатации арктических нефтегазовых ресурсов для энергоснабжения Европы. Сотрудничество с Канадой традиционно ведется в области зимней навигации, ледокольного строительства и судостроения, однако планируются совместные проекты по развитию экономики замкнутого цикла. Финляндия развивает общие проекты и США: они также связаны с изменением климата и фокусируются на очистке воздуха и воды. В 2015 г. Финляндия и Швеция создали совместную боевую группу для «осуществления морского наблюдения». Активное сотрудничество в Арктическом регионе Финляндия осуществляет через Европейский союз, поскольку экономическая деятельность в ЕС и его климатическая политика оказывают значительное влияние на арктический регион. Основным механизмом сотрудничества Финляндии и ЕС в Арктике являются программы приграничного сотрудничества (ППС), запущенные Европейским инструментом соседства и партнерства в 2007 г. ППС охватывают Швецию, Финляндию, Россию и Норвегию.

Российско-финское сотрудничество в области устойчивого развития

Несмотря на некоторые существующие ограничения, связанные с санкционным режимом и пандемией COVID‑19, Финляндия и Россия поддерживают тесный политический диалог, лидеры обоих государств регулярно обмениваются мнениями о развитии двусторонних отношений, в том числе в Арктическом регионе.

Среди сфер кооперации России и Финляндии в области устойчивого развития можно выделить лесное хозяйство, безуглеродную энергетику, управление отходами, новые технологии в строительстве, производство ледоколов, инфраструктуру, информационные технологии. Помимо этого, между странами развиваются научные и культурные связи.

Наиболее интенсивная кооперация Финляндии и России в области устойчивого развития происходит в многосторонних форматах, где основными механизмами являются:

— Арктический совет;
— Программы приграничного сотрудничества «Коларктик», «Карелия», «Россия-Юго-Восточная Финляндия».

Сотрудничество России и Финляндии осуществляется в рамках Арктического совета. В 2021 г. под руководством России и Финляндии начался проект «Биологическая безопасность в Арктике», который осуществляется совместно с рабочей группой по реализации программы арктического мониторинга и оценки (Arctic Monitoring and Assessment Programme Working Group (AMAP)). В области защиты окружающей среды под руководством Финляндии, Исландии, России, США реализуется проект «Повышение устойчивости Арктики». В ходе проекта планируется разработка дорожных карт по устранению последствий таяния вечной мерзлоты. Также будут реализованы несколько целей устойчивого развития ООН. В сфере продовольственной политики подходит к завершению проект в рамках рабочей группы по устойчивому развитию (SDWG) «Арктический продовольственный инновационный кластер», а также другие проекты.

Помимо взаимодействия в формате Арктического совета, Россия и Финляндия уже несколько десятилетий тесно сотрудничают по линии программ приграничного сотрудничества ЕС — «Коларктик», «Карелия» и «Россия — Юго-восточная Финляндия».

Программы реализуются на территории нескольких субъектов России: Республика Карелия, Архангельская, Ленинградская, Мурманская области, Ненецкий автономный округ и город федерального значения Санкт-Петербург. Несмотря на то, что изначально программы охватывали скорее экономические и инфраструктурные сферы деятельности, например развитие малого и среднего бизнеса, повышение качества жизни, обустройство государственной границы, постепенно на первый план выходят вопросы устойчивого развития — защита окружающей среды, поддержка коренных народов и повышение уровня благосостояния населения.

Перспективы российско-финского сотрудничества

В докладе отмечается, что на данном этапе развития отношений России и Финляндии основными форматами взаимодействия между странами в области устойчивого развития в Арктике останутся Арктический совет на межправительственном уровне и двустороннее сотрудничество в рамках государственных и частных институтов. Важным механизмом для плодотворной работы должны остаться программы приграничного сотрудничества ЕС «Коларктик», «Россия-Юго-восточная Финляндия» и «Карелия», однако спектр направлений и портфолио совместных проектов можно существенно расширить.

Среди перспективных направлений сотрудничества в области устойчивого развития:

  • Экология, защита окружающей среды

В области защиты окружающей среды Финляндия и Россия уже имеют значительный опыт сотрудничества, заключен ряд двусторонних соглашений в сфере защиты морских экосистем (в частности реагирование на разливы нефти в Арктике), однако увеличение темпов климатических изменений и обострение климатических рисков создают предпосылки для интенсификации сотрудничества. Сотрудничество в данной области может способствовать достижению ЦУР 13 — борьба с изменением климата, ЦУР 14 — сохранение морских экосистем и ЦУР 6 — чистая вода и санитария. Перспективными представляются проекты в области улучшения качества пресной воды, обеспечения устойчивого использование водных систем, проекты в области мониторинга климатических изменений в Арктике. В сфере защиты окружающей среды перспективным направлением сотрудничества является агролесоводство.

  • Энергетика

Неотъемлемой частью устойчивого развития Арктики является декарбонизация региона и переход на ВИЭ, поэтому возможным представляется сотрудничество по линии ЦУР 7 — недорогостоящая и чистая энергия. В этой связи перспективным видится кооперация России и Финляндии в производстве ветроэнергетики. Использование финского опыта в области устойчивого производства биотоплива из древесины и древесных отходов может сыграть значительную роль в расширении использования возобновляемых лесных ресурсов в российской Арктике. Перспективным видится продолжение сотрудничества в области атомной энергетики, учитывая, что в настоящее время российская госкорпорация «Росатом» участвует в проекте строительства атомной электростанции в Остроботнии (Финляндия).

  • Развитие транспортно-логистической инфраструктуры

Существенной проблемой для жителей Арктического региона является неразвитая система автомобильных дорог и железнодорожных путей, в связи с чем требуется активная работа по реализации ЦУР 9 — индустриализация, инновации и инфраструктура, ЦУР 11 — устойчивые города и населенные пункты. Развитие транспортной инфраструктуры существенно повысит доступность региона как для местного населения, так и для туристов.

  • Развитие телекоммуникаций

Расширение сетей сотовой связи и прокладка линий оптоволокна создаст достойные условия жизни для населения Арктики, позволит получать доступ к образовательным ресурсам, медицине, работать удаленно, цифровизация бизнес-процессов активизирует предпринимательскую активность и в целом поспособствует экономическому развитию региона. Указанные проектные направления могут быть реализованы в рамках ЦУР 4 — качественное образование, ЦУР 8 — достойная работа и экономический рост.

  • Туризм

Арктика как уникальный природный регион располагает к созданию именно экологического устойчивого туризма, с фокусом на «сближение с природой» и рекреацию, поэтому работа по данному направлению соответствует ЦУР 9 — индустриализация, инновации и инфраструктура и ЦУР 15 — сохранение экосистем суши. В этой связи интерес представляет существующий трехсторонний национальный парк «Пасвик-Инари», расположенный на территории России, Финляндии и Норвегии. Возможно создание туристических кластеров на базе крупных городов и субрегионов Арктики (Мурманск, Архангельск, Мыс Желания, Ямал, Хатанга, Оймякон).

  • Здравоохранение

Вопрос здравоохранения является актуальным всегда, и особенно обострился в связи с пандемией COVID‑19. Для обеспечения высокого уровня медицины в регионе, даже в малонаселенных территориях, требуется развитие телемедицины (ЦУР 3 — хорошее здоровье и благополучие), а также создание транспортной (авиационной) инфраструктуры для своевременного оказания медицинской помощи по обе стороны российско-финской границы.

  • Коренные народы, поддержание культурных связей

Перспективным направлением сотрудничества видится сохранение культуры коренных народов, использование и популяризация их языка (в рамках региона), возможности его преподавания, поддержка народных промыслов. Подобные проекты можно организовывать в рамках Арктического совета, куда входят организации коренных народов Арктики (Союз саамов, Международный совет гвичинов, Арктический совет атабасков, Алеутская международная ассоциация, Инуитский приполярный совет, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации).

  • Наука и образование

По данному направлению перспективным является создание консорциумов вузов, совместных онлайн курсов финских и российских университетов для того, чтобы жители арктических регионов могли получить доступ к качественному международному образованию, что отвечает ЦУР 4 — качественное образование.

  • Человеческий капитал

По данному направлению Россия намерена предпринимать меры для улучшения качества жизни в Арктике, что также закреплено в ее концепции председательства в Арктическом совете и может способствовать достижению ЦУР 8 — достойная работа и экономический рост и ЦУР 11 — устойчивые города и населенные пункты. В этой связи необходимо сделать акцент на укреплении научного потенциала, развитии студенческой среды и научного обмена, например, через создание новых научных центров в Арктике и проведение совместных научных конференций на базе имеющихся институтов для того, что вырабатывать новые креативные подходы к управлению регионом.

  • Предпринимательство и инновации

Улучшение инвестиционного климата, стимулирование развития малого и среднего бизнеса, привлечение новых технологий и инноваций в существующие и новые отрасли поможет раскрытию потенциала арктического региона.

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Арктика, Устойчивое развитие, Туризм, Культура, Здравоохранение, Предпринимательство, посвященными вопросам устойчивого развития Арктики.


Аналитика на тему