Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Легализация для самозанятых: согревающая перспектива или обжигающая реальность?
Итоги дискуссии

Региональные Торгово-промышленные палаты провели опрос, который позволил выделить некоторые предпосылки для анализа сложившейся ситуации. Основные причины, препятствующие переходу микробизнеса в легальное поле — низкий уровень дохода, не позволяющий платить налоги, и отсутствие перспектив для роста, чтобы как-то эти доходы увеличить. Жители сёл не имеют предпосылок для легализации из-за неразвитости инфраструктуры и нехватки информации. Жителей крупных городов останавливает отсутствие жестких правил, наказаний за ведение нелегального бизнеса. В республиках Северного Кавказа на первый план выходит коррупционная составляющая и аффилированность.

Первым шагом на пути к созданию условий для легального и рентабельного ведения бизнеса для самозанятых граждан стал Федеральный закон о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, принятый в конце 2016 года. В числе прочего ФЗ предлагает самозанятым гражданам встать на учет в налоговых органах, чтобы воспользоваться правом на двухлетние налоговые каникулы. Ключевыми в законе являются три позиции: репетиторы, домработницы и няни-сиделки, однако, по данным Федеральной налоговой службы, они не являются самыми востребованными для самозанятых.

Закон определенно требует доработки: так, некоторым категориям самозанятых, например, в сельском хозяйстве, могут потребоваться специальные условия и патенты. Чтобы вести бизнес в деревне, нужно иметь большое количество различных узкоспециальных навыков — быть трактористом, водителем, слесарем, ветеринаром. Возможно, имеет смысл создание деревенского патента, который бы включал в себя все эти виды деятельности. Сельскохозяйственный бизнес — это не только объект налогообложения, легализация микробизнеса в деревне могла бы решить проблему безработицы, уровень которой достигает трех миллионов человек. А одним из мотивов для привлечения людей к легальной деятельности может стать механизм, при котором налоги, уплаченные микробизнесом, будут направлять напрямую в бюджет села.

В целом, сегодня общество благоприятно относится к бизнесу. Статус предпринимателя становится социально одобряемым, поэтому запуск воронки легализации самозанятости может и должен принести положительные результаты.


Основные моменты дискуссии, мнения, цитаты участников:

По факту, легализация для меня и не согревающая перспектива, и не обжигающая реальность, — она осталась такой холодной колодочкой. — Антон Шаповалов, Индивидуальный предприниматель

Вопрос: всех ли физических лиц, которые получают какой-то доход, не будучи нанятыми на работу, нужно признавать самозанятыми? Ответ: ну конечно, нет. — Дмитрий Сатин, Заместитель руководителя, Федеральная налоговая служба (ФНС России)

Как человек, работающий в легальном бизнесе, я заинтересована, чтобы бизнес вышел из тени, хотелось бы распределить налоговую нагрузку перед всеми. — Наталья Комарова, Губернатор Ханты‑Мансийского автономного округа – Югры

Сельскохозяйственный бизнес уязвим, потому что низкие доходы и высокие затраты даже для формирования налогов ложится камнем преткновения для того, чтобы люди или не занимались бизнесом сельскохозяйственным, или уходили в личные подсобные хозяйства. — Владимир Фролов, Индивидуальный предприниматель

Очень важно, чтобы была не тень кнута и запах пряника, а реальные преференции, которые государство бы формировало для самозанятых. — Владимир Гутенев, Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по промышленности и торговле; первый вице-президент, ОООР «СоюзМаш России»

Предприниматель — это рациональный человек, он будет искать то место, где он сможет заработать реальные деньги, поэтому путь, который выберет государство, существенно повлияет на принятие решения, и хотелось, чтобы мы в этом направлении сделали максимально выверенные и четкие шаги. — Елена Дыбова, Вице‑президент, Торгово‑промышленная палата Российской Федерации

Мы в яслях от детей не требуем знания сопромата; если проводить параллели, то нужно делать так, чтобы требования к микробизнесу, они были минимальны и очень четко, жестко прописаны и регламентированы. — Светлана Ковалёва, Индивидуальный предприниматель

В правительстве сейчас обсуждаются два крупных подхода. Первый — это ужесточение условного налога на самозанятых, усиление контрольных функций. Второй — создание условий; мы считаем, их пока недостаточно для того, чтобы люди легализовывались добровольно, начинали платить налоги и становились видимыми для государства. В идеале эти два подхода должны сойтись. — Олег Фомичев, Председатель правления Ассоциации быстрорастущих технологических компаний, директор по стратегическому планированию и развитию АО «Комплекспром»

По официальным данным Росстата, у нас 16,1 млн граждан — в неформальном секторе. У нас есть поручение президента и соответствующее поручение правительства о необходимости таки определить категорию самозанятых, дать соответствующее понятие, и сейчас мы активно над этим работаем. — Максим Паршин, Заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Очень важно, чтобы была не тень кнута и запах пряника, а реальные преференции, которые государство бы формировало для самозанятых — Владимир Гутенев, Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по промышленности и торговле; первый вице-президент, ОООР «СоюзМаш России»

Предприниматель — это рациональный человек, он будет искать то место, где он сможет заработать реальные деньги, поэтому путь, который выберет государство, существенно повлияет на принятие решения, и хотелось бы, чтобы мы в этом направлении сделали максимально выверенные и четкие шаги — Елена Дыбова, Вице‑президент, Торгово‑промышленная палата Российской Федерации

Мы в яслях от детей не требуем знания сопромата. Если проводить параллели, то нужно делать так, чтобы требования к микробизнесу, они были минимальны и очень четко, жестко прописаны и регламентированы — Светлана Ковалёва, Индивидуальный предприниматель