нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Реформа контрольно-надзорной деятельности: новые направления
14 Февраля 2019
10:15—11:30
Ключевые выводы
Нормативная база нуждается в систематизации и ориентации на решение конкретных задач

Основная задача систематизировать нормы, привести их к общему знаменателю и, самое главное, заложить в закон „О регулировании контрольно-надзорной деятельности“ принцип установления норм, который должен базироваться на их разумности и на том, чтобы каждое из установленных требований решало реальные социальные проблемы, для которых оно установлено — Любимов Юрий, Заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации.

Экономический рост должен стать главным критерием эффективности нормативной базы

В рамках предыдущих этапов мы перешли на риск-ориентированный надзор вместе с бизнесом, который нам в этом помогал. И этот алгоритм сегодня работает. Нам как органу нужны макроэкономические оценки сегодня в стране, чтобы контролировать все, что на нас возложено, — нам недостаточно контролировать риск каждого предприятия отдельно. Необходимо понимать, как это в целом влияет на экономическую ситуацию в стране, как и на какие прогнозы можно ориентироваться — Попова Анна, Руководитель, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Кроме резкого снижения регуляторной нагрузки на бизнес, пересмотра накопленных нормативно-правовых ограничений, [нужна] еще и смена парадигмы, когда бизнес перестают воспринимать только с точки зрения презумпции виновности. [Необходимо] начать смотреть, как помочь бизнесу расти, защищая при этом общественно значимые интересы. <...> Эффективность измеряется не тем, сколько и каких норм и требований было пересмотрено, а какой в результате реформы был получен экономический рост. Примерно за четыре года правильно произведенная „регуляторная гильотина“, по имеющимся международным оценкам, дает 1-1,3% роста ВВП. Это значительный рост — Шклярук Мария, Вице-президент, Фонд «Центр стратегических разработок».

Проблемы
Ограниченность инструментария контрольно-надзорной деятельности

Один из существенных недостатков существующей системы в том, что во главу угла сегодня ставится проверка как главное, единственное и основное мероприятие, которое осуществляется в контроле и надзоре. <...> У нас нет инструментов, которые позволили бы решить конкретную локальную проблему, без серьезной нагрузки на бизнес с одной стороны, но и, с другой стороны, чтобы контролер мог это мероприятие оперативно провести. Важно сделать так, чтобы проверка перестала быть основным инструментом контроля, основными должны стать те мероприятия, которые минимизируют взаимодействие с бизнесом, но при этом повышают эффективность контроля — Шипов Савва, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Противоречия между нормами и их толкованием

Необходимо систематизировать официальные разъяснения регуляторных требований и закрепить это в законе, устранив противоречия между нормами и их толкованием на федеральном и региональном уровнях. Установить общие принципы корреляции органа и того требования, которое им проверяется; исключить возможность дублирования контрольно-надзорной деятельности разными проверяющими органами — Любимов Юрий, Заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации.

Решения
Переход на риск-ориентированную модель контрольно-надзорной деятельности

Предметом проверки должны быть только те требования, которые реально направлены на устранение и нейтрализацию рисков, затрагивающих общественные интересы — Чуйченко Константин, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации.

Необходимо менять Кодекс об административных правонарушениях. Поскольку эффективность надзорного мероприятия по нарушениям, за которое предусмотрена ответственность в размере 2-3 тысячи рублей, фактически нивелирует действия надзорного органа по профилактике и контролю. Кроме бизнеса и государства, которые у нас друг друга регулируют, есть люди, для которых мы работаем, и допустить ущерба для их жизни и здоровья мы не можем никакими своими действиями — Попова Анна, Руководитель, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Необходим переход на риск-ориентированную модель контрольно-надзорной деятельности и подведение под нее экономической обоснованности, в том числе просчет вероятности неблагоприятных последствий. <...> Необходимо четко определить, что контрольно-надзорная деятельность государства защищает только общественные интересы, касаясь неопределенного числа граждан, оставляя частную защиту на систему страхования и суд — Кузьминов Ярослав, Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)..

Налоговая служба уже много лет применяет риск-ориентированный подход, и чтобы на него перейти, необходимо было инвентаризировать риски и собрать в определенную кодификацию. <...> Благодаря внедрению такого подхода, за последние пять лет нам удалось снизить в три раза количество проверок, при этом сумма до начислений выросла — Григоренко Дмитрий, Заместитель руководителя, Федеральная налоговая служба (ФНС России).

Основным фактором для проведения проверки, как плановой, так и внеплановой, должно стать срабатывание индикаторов риска, а весь набор контрольно-надзорных мероприятий должен быть увязан в общую понятную процедуру. Это позволит установить четкие правила игры и дать бизнесу гарантии, что никто не придет проверять без достаточных на то оснований — Шипов Савва, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

В законодательстве должно быть разделено материальное и процессуальное право

Совершенствование контрольно-надзорной деятельности должно идти двумя путями: материально-правового и процессуально-правового аспектов. Все вопросы, которые регулируют материально-правовой аспект, вынести из закона „О регулировании контрольно-надзорной деятельности“, введя четкое разделение материального и процессуального права — Чуйченко Константин, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации.

Обеспечение качества новых нормативных правил

Министерство юстиции в первую очередь сосредоточено на том, чтобы обеспечить качество нового нормативного материала. В законе будут перечислены цели и задачи введения требований; принципы регулирования (правила подготовки текстов нормативных актов в соответствии с правилами юридической техники, регламентирующие, как именно должны быть сформулированы нормы). Также речь идет о том, чтобы устранить конфликт интересов в сфере государственного регулирования, в частности модель, когда контролирующий орган сам устанавливает те требования, согласно которым он будет осуществлять надзорную деятельность — Новак Денис, Заместитель Министра юстиции Российской Федерации.

Внедрение цифровых технологий в контрольно-надзорную деятельность

С помощью внедрения цифровых технологий решается целый ряд проблем, в том числе единообразия и централизации. Теперь фактически в режиме онлайн в любое время дня и ночи можно посмотреть, чем и как инспектор занимается. В „Консультанте“ мы видим сегодня ответы нашей онлайн-инспекции, что уже частично решило проблему централизации, поскольку и в Хабаровске, и в Калининграде мы сегодня отвечаем на вопросы пользователей одинаково. Сейчас мы видим необходимость в том, чтобы в законодательстве более четко определить предметы и сузить темы контроля, чтобы всем были понятны требования. А также предусмотреть их четкое профилирование — Вуколов Всеволод, Руководитель, Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС