Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Экспертное мнение
16.01.2024

Как обеспечить устойчивое развитие российского кино: Голливуд, Болливуд или русская кино-экосистема?

Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ПМЭФ-2023 «Про тех, кто смотрит в будущее: презентация ЭКГ-рейтинга ответственного бизнеса (EPS rating)».

Российское кино всегда отличалось от западного, было в нем что-то жизненное и всегда был смысл, который можно было вынести за рамки кино в обычную жизнь. Даже история простого преподавателя Муравина из фильма «По главной улице с оркестром» до сих пор так «берет за душу», что могут и слезы навернуться.

Российское кино никогда не переставало существовать, даже в 90-е, когда рушилась промышленность и наступал Голливуд, российские режиссеры и их команды умудрялись снимать фильмы, которые до сих пор являются шедеврами российского киноискусства и правдиво отражают время.

И вот, наконец, в период санкций и импортозамещения, когда Россию «бросили» (и слава Богу!) ведущие голливудские студии, российское кино и кинопроизводство вновь возрождается (уже возродилось!) и выдает один шедевр за другим.

На полях ПМЭФ уже не первый год активно обсуждаются проблемы и перспективы развития разнообразного российского контента, включая кино. ПМЭФ-2023 не стал исключением и в рамках сессии «Производство кино и сериалов в России: поддержка в условиях санкций» собрал представительную группу экспертов — ярких профессиональных личностей, владеющих информацией «из первых уст», чтобы очертить проблемы и перспективы российского кинопроизводства [1]. Разговор показал, что проблемы есть, но они успешно решаются и помощь государства здесь имеет очень важное, и, пожалуй, решающее значение.

Анализ текущей обстановки
Если делать краткий обзор текущей обстановки на рынке кинопроизводства, то ситуация такая: после начала СВО и объявления санкций России с рынка кинопроката ушли ведущие киностудии Голливуда, что резко сократило количество фильмов в прокате и привело к падению числа зрителей, а, значит, и к падению доходов кинотеатров. Казалось, что уход крупных мейджоров приведет к коллапсу российского кинорынка. Однако, по результатам года общее число вышедших фильмов хоть и несколько сократилось, но число российских увеличилось, как увеличились и сборы от российских фильмов (рис.1). Если в 2021 году российские фильмы заработали 9,6 млрд руб. в прокате, то в 2022 году эта сумма составила уже 11,2 млрд руб. [3].


Рисунок 1 — Число фильмов, выпущенных на рынок России, произведенных в России и США, шт.
Источник: данные Бюллетеня кино [2]. Данные за 2022 год добавлены автором статьи

Отметим, что государство очень быстро отреагировало на ситуацию и увеличило господдержку отечественного кино на 5,5 млрд. руб. плюс к уже выделенным 6,2 млрд. руб. Итого господдержка в 2022 году составила 11,7 млрд руб. Таким образом, год закончился в целом позитивно, дополнительно создав целый спектр новых возможностей для российского кино.

В 2023 году дела пошли еще лучше. Выход в свет таких истинно российских блокбастеров как «Чебурашка» и «Вызов» только за первое полугодие принес 16,7 млрд руб. доходов российским кинотеатрам [4].

То есть на глазах наша киноиндустрия растет и даже не собирается впадать в депрессию, а, наоборот, прекрасно использует возникшие шансы.

Главная цель нашей киноиндустрии — это возрождение, именно возрождение, а не импортозамещение. Для культурной сферы, к которой относится кино, импортозамещение принципиально вредно. Возрождение должно осуществляться на собственной российской культурной основе с использованием новейших технологических достижений мирового кино. Что мы имеем для этого?

Господдержка кинопроизводства
Инфраструктура российского кинематографа к настоящему времени практически сложилась. Прежде всего, это государственная финансовая поддержка кинопроизводства вместе с другими источниками финансирования.

Государственная поддержка кинопроизводства сегодня осуществляется через несколько каналов:
· Министерство культуры финансирует культурно значимые произведения, формирующие патриотизм и знание собственной истории и культуры, а также произведения, имеющие высокий фестивальный потенциал. Помимо этого, Минкульт осуществляет 100%-ное финансирование детских фильмов [5];
· Фонд кино осуществляет поддержку производства массовых фильмов для кинопроката;
· Министерство обороны учредило собственный Фонд военкино и поддерживает производство фильмов на патриотическую тематику;
· Институт развития интернета (ИРИ) на конкурентной основе распределяет государственные субсидии на поддержку социально значимого интернет-контента.

Система рибейтов
Интересным механизмом поддержки кинопроизводителей на региональном уровне является механизм рибейтов. Рибейт (от англ. rebait — уступка, скидка, возврат части платежа) придуман в Америке. Российская система рибейтов в кинопроизводстве предполагает, что региональная администрация обязуется вернуть кинокомпании часть вложенных в фильм средств при условии, что фильм будет сниматься на территории региона и с максимальным привлечением местных специалистов, а также с премьерным показом фильма в регионе и другими условиями, создающими региону позитивный имидж, а населению ряд преимуществ. В России такими регионами являются Краснодарский край и Калининградская область, где возврат сумм может достигать 40% (в теории). Минимальный возврат составляет 10% от затрат на фильм.

Феномен «якутского кино»
Неожиданно для многих становится все более популярным якутское кино, и не только у нас в стране [6]. Администрация республики выстроила эффективно работающую систему финансирования местных кинопроизводителей, построив концепцию кино на культурно-этнических корнях якутского народа — связи с природой и элементах мистики, что очень востребовано многими людьми и даже целыми нациями (например, латиносами). При этом республика Саха строила свою киноиндустрию медленно и упорно в течение 30 последних лет, став, наконец, одним из важнейших центров кинопроизвдства РФ. Сегодня в киноиндустрию Якутии инвестирует не только администрация региона, но и обычные предприниматели, поскольку бизнес окупается и имеет огромные перспективы, включая экспорт.

За последние 15 лет в прокат вышло 115 якутских картин (в пять раз больше, чем за это время выпустил Мосфильм [6]).

Как видно, система государственного финансирования выстроена и работает достаточно успешно. Помимо этого, существует рынок киностудий, а также рынок других инвесторов, которые готовы направлять свои средства в производство российского кино.

В России есть и свои высококачественные актеры всех жанров и типажей, настоящие звезды, которые полностью покрывают потребности кинопроизводства.

Чего не хватает российскому кинопроизводству?

Практически нет своих хороших сценаристов, способных предоставить востребованный и актуальный контент. Почти отсутствуют заведения, которые их готовят.

Не хватает режиссеров, качественных продюсеров, операторов и т.п.

Большая головная проблема — это оборудование для кинопроизводства и даже расходные материалы, которые все зарубежные и из недружественных стран. Мы практически разучились производить сами то, что нужно для кино, хотя в 50-е имели все, что нужно и свое.

Какой контент нужен российскому зрителю?
Важнейшим вопросом возрождения российского кино является контент. Что любит и хочет смотреть российский зритель? Этот вопрос остается риторическим, поскольку каждый новый проект может быть как отвергнут, так и принят рынком вне зависимости от мнения экспертов.

Должно ли быть российское кино нравственным, патриотичным, современным, толерантным и т.п.? Все эти вопросы есть и будут задаваться столько, сколько будет существовать кино. Однако, ни один инвестор (включая государство) не будет финансировать то, что, по его мнению, не понравится зрителям. А значит, любой инвестор вынужден задавать критерии отбора фильмов, создавая собственные художественные советы или другие формы отбора проектов.

Голливуд, Болливуд или Русская кино-экосистема?
Очевидно, что возрождение российского кино связано с поиском эффективных бизнес-моделей как на уровне страны в целом (отрасли кинопроизводства), так и на уровне отдельных кинопроизводителей — студий. По какому пути мы пойдем? Если по пути Голливуда, то надо создавать фильмы для всего мира, фильмы, которые захотят смотреть все нации и национальности. Так называемая глобальная бизнес-модель. Этот вариант вполне возможен, но не сразу, нужен опыт и амбициозные кадры.

Модель Болливуда как отражение национальной бизнес-модели кинопроизводства в противовес глобальной также возможна. И на данный момент скорее складывается именно такой вариант.

Но можно искать и свой подход, не оглядываясь на других — строить свое русское кино, продвигая наши русские ценности, которые в реальности являются глобальными гуманистическими ценностями.

Рекомендации для органов государственной и муниципальной власти
У четом выявленных ресурсов и компетенций, а также дефицитов, стоит рекомендовать Министерству культуры совместно с Министерством экономического развития, Минпромторгом и Минобрнауки разработать государственную целевую программу по возрождению российской киноиндустрии. При этом возрождать надо не отрасль, а кластер, а лучше создавать новую современную экосистему кино в России. Такая экосистема должна включать в себя всех стейкхолдеров рынка кино — от производителей оборудования и расходных материалов до производителей кино и кинопрокатчиков, а также университеты, готовящие кадры для киноиндустрии, и стриминговые онлайн-сервисы для зрителей. Предусмотреть в этой программе стоит и роль регионов и муниципальных властей. Только такой комплексный подход создаст устойчивую базу для развития и процветания нашего российского кино.


Список источников.
1. Производство кино и сериалов в России: поддержка в условиях санкций. Сессия ПМЭФ-2023 // https://roscongress.org/sessions/spief-2023-kinoproizvodstvo-v-rossii-segodnya-podderzhka-v-usloviya..., 15.06.2023
2. Российская киноиндустрия: планы развития и возможности импортозамещения // https://delprof.ru/press-center/open-analytics/rossiyskaya-kinoindustriya-plany-razvitiya-i-vozmozhn..., 01.09.2022 (дата обращения 27.06.2023)
3. Итоги проката российского кино в 2022 году: копейка рубль бережет // https://www.proficinema.com/questions-problems/articles/detail.php?ID=366002, 30.12.2022 (дата обращения 27.06.2023)
4. Звягинцева М. Достижения и трудности российского кино: когда мы полностью заместим Голливуд? // https://78.ru/articles/2023-06-17/dostizheniya-i-trudnosti-rossiiskogo-kinoproizvodstva-kogda-mi-pol..., 17.06.2023. (дата обращения 27.06.2023)
5. Макарова Т. Сколько государство вложит в российское кинопроизводство в 2023 году // https://www.kinopoisk.ru/media/article/4007715/, 13.04.2023 (дата обращения 27.06.2023)
6. Серов Д. «Сахавуд»: чем объясняется феномен якутского кино // https://plus.rbc.ru/news/5fd744777a8aa93f2d379748 , 22.01.2020 (дата обращения 27.06.2023)

Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.


Аналитика на тему