A socially oriented non-financial development institution and a major organizer of international conventions; exhibitions; and business, public, sporting, and cultural events. It was established in pursuance of a decision by the President of the Russian Federation.

The Roscongress Foundation is a socially oriented non-financial development institution and a major organizer of international conventions; exhibitions; and business, public, sporting, and cultural events. It was established in pursuance of a decision by the President of the Russian Federation.

The Foundation was established in 2007 with the aim of facilitating the development of Russia’s economic potential, promoting its national interests, and strengthening the country’s image. One of the roles of the Foundation is to comprehensively evaluate, analyse, and cover issues on the Russian and global economic agendas. It also offers administrative services, provides promotional support for business projects and attracting investment, and helps foster social entrepreneurship and charitable initiatives.

Each year, the Foundation’s events draw participants from 208 countries and territories, with more than 15,000 media representatives working on-site at Roscongress’ various venues. The Foundation benefits from analytical and professional expertise provided by 5000 people working in Russia and abroad. In addition, it works in close cooperation with 132 economic partners; industrialists’ and entrepreneurs’ unions; and financial, trade, and business associations from 70 countries worldwide.

RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Analytical digest
20.11.2020

Green Agenda and International Trade: From Contradictions to Opportunities

The study prepared by ITI in collaboration with the Roscongress Foundation shows main trajectories of environmental agenda in global trade. This work expands on an earlier analytical digest titled Green Economy and International Trade: On the Path to Sustainable Development.

The authors scrutinize the impact of green agenda on international trade, touching upon some other phenomena like green protectionism. The topics covered in this work are particularly relevant at the moment, given Russia’s national development goal of expanding exports and its striving to build a greener economy and strengthen its relations with the EU, the present leader in environmental agenda and Russia’s principal trade partner.

The publication mostly covers imbalances in international trade, the impact of green protectionism on global inequality, and the impact of decarbonization and low greenhouse gas emissions policies on international trade. It also studies the risks that green agenda in global trade poses to Russia and the opportunities that it provides.

The Roscongress Foundation presents the salient points of the publication accompanied by fragments of broadcasts of relevant panel discussions from the business programme of international events held by the Roscongress Foundation.

The chief dilemma over whether to offer green incentives for manufacturers and whether to introduce trade restrictions on the grounds of environmental safety, sustainable socio-economic development, and national security arises from the existing dichotomy between free trade and the nation’s health and safety.

State support programs and trade measures differ between countries. At international level, restrictions are introduced based on a general consensus. For example, they may be regulated by universal international agreements like the United Nations Framework Convention on Climate Change (1992), the Montreal Protocol (1987), or the Cartagena Protocol (2000). Given that the scope of such agreements is always limited, all issues outside the scope will require consideration in the Dispute Settlement Body of the WTO.

The WTO rules stipulate that restrictions on a product can only be imposed on the grounds of its qualities, and not the production methods. However, the present-day environmental regulation is based on tracking the production process to ascertain that the product is ecologically safe. Still, not all restrictions based on production methods are automatically prohibited. In each particular case, it must be determined whether the restrictive measure was introduced with the aim of protecting the environment, or whether the reason behind it was protectionism.

In the context of the WTO crisis, some regional and national actors are growing noticeably active in extending their development priorities to other countries and regions. One of the key players in this field today is the European Union. In 2018, the European Parliament ceased to classify palm oil as biofuel due to the adverse effect of the production process on equatorial forests. Though aimed at supporting sustainable development, the measure came as a heavy blow on palm oil manufacturers in Indonesia (53% of the market) and Malaysia (29% of the market). Also, this decision will likely lead to more extensive use of other crops — including those cultivated within the EU. Also, environmental rationality is increasingly widely used as a line of reasoning in negotiations in the EU. Though bringing some benefits for the environment, such decisions distort international trade.

Video: https://roscongress.org/sessions/rew-2019-missiya-vypolnima-otvety-nauki-na-globalnye-energeticheskie-vyzovy/search/#00:44:54.399

International regulation in the sphere of climate stands on two pillars: acknowledgment of the paramount importance of environmental issues and acceptance of economic methods as the most effective solution. In this respect, carbon emissions trading (the cap-and-trade scheme) has become a kind of flexibility mechanism intended to help countries reduce emissions. Although the commitments under the Paris Agreement are voluntary, emissions trade is rapidly developing at regional level.

The main borderline here is the equity of the constraints which countries are ready to take upon themselves in order to ensure a green future. In these conditions, the interests of old industrial countries (where financial capital is now concentrated) come into conflict with the interests of new industrial countries, such as the BRICS countries (where industrial capital is concentrated). However, common concerns, one of which is climate change, force countries to cooperate — while always keeping in mind their national development priorities.

Основные эмитенты парниковых газов.png

The European Union strives to achieve carbon neutrality by 2050. The carbon emissions trading system in the EU has been functioning since 2005 and continues to expand to new spheres. The planned introduction of the EU carbon border adjustment mechanism, when its scope is defined, will be an event of enormous significance for international trade (and for Russia too) because it will probably bring competitive advantages to European companies.

In 2020, the Ministry of Economic Development of the Russian Federation prepared a draft Long-Term Development Strategy with Low Greenhouse Gas Emissions to 2050. Under the base scenario (the Strategy also contains an «inertia» scenario and an «intensive» scenario), by 2050 the country’s carbon emissions will equal 64% of what they were in 1990. Emissions will increase from current levels to peak in 2030 and will be reduced by 3% by 2050. Russia is planning to reach carbon neutrality towards the end of the 21st century.

The growing use of climate agenda for creating barriers in trade causes concern in the developing world, including the BRICS countries. Still, a number of countries are already following the European path. According to ACRA, the Republic of Korea has already adopted a plan for achieving carbon neutrality by 2050, similar to the European Green New Deal. In the USA, despite the continuing struggle of the incumbent US administration against attempts to introduce international climate regulation, some discussions about the Green New Deal are also in progress.

Video: https://roscongress.org/sessions/spief-2019-infrastruktura-mega-science-sozdayushchaya-promyshlennost-budushchego/search/#01:11:44.895

Russia, in light of its commitments under the Paris Agreement to reduce carbon emissions to 70-75% of what they were in 1990 by 2030, has the advantage of the low base effect which will help it implement the concept of low-carbon development. However, regulation in this sphere remains a pressing issue. Also, state incentives for transition to sustainable development remain necessary.

The changing environment in international trade serves as a catalyst for countries to introduce sustainable development principles and adopt policy documents in the sphere of sustainable development and low-carbon development. The wider spread of green agenda, combined with the distinctive features of the Russian economy and export, poses a challenge to domestic exporters, namely a risk of losing traditional markets, most importantly the EU market, for the country’s carbon-intensive products.

Large companies play a crucial role in promoting green initiatives as they work proactively to support their competitiveness on international markets.

The necessity of setting up a national cap-and-trade scheme in Russia assumes particular urgency in light of the preparations for introducing similar schemes in Belarus, Kazakhstan, and the Ukraine which are currently underway.

Тенденции выбросов пг в России.png

At the moment, several policy documents have already been adopted, namely the Climate Doctrine of the Russian Federation and the Environmental Security Strategy of the Russian Federation. A low-carbon development strategy has been drafted. Still, to retain its positions in global trade, Russia will require additional coordination from the state.

Video: https://roscongress.org/sessions/spief-2019-globalnyy-klimaticheskiy-vyzov-ogranichenie-ili-drayver-razvitiya/search/#00:55:01.375

Alongside international regulation, the trend on ecological labeling continues to grow. While ecological certification gives advantages to manufacturers, it can also be a barrier for developing and the least developed countries.

Voluntary certification, including ecological certification, is an important factor in raising the competitiveness of national products on the international market. It also serves to protect domestic markets against unsafe products. Its importance for consumers is even greater, because eco-labels let them make informed choices. Unlike technical standards, voluntary certifications aren’t regulated by the WTO and cover not only the product itself but also the method of production.

Voluntary ecological standards are especially important for large export-oriented companies. According to some estimates, in developed countries, obligatory standards cover a very small range of products (roughly 3%). All the other products are subject to voluntary certification only.

Given the wide spread of voluntary certification globally and the importance of environmental agenda in international trade, it is essential to develop Russian eco-labels and have them recognized by the International Organization for Standardization (ISO) and the GEN Internationally Coordinated Ecolabelling System (GENICES).

Despite all the benefits of ecological certification, it can also be a barrier for developing and the least developed countries because it entails additional expenditure and requires qualified personnel, relevant equipment, and an auditing system.

Also, ecolabeling is closely associated with greenwashing, a practice of using the bonuses obtained by ecological certification without actually keeping to the standards required by the certification.

Another issue is the scope of certification control. When ecolabeling covers production processes and methods for the final product only, it is relatively easy to verify the information about them. If, however, the certification is extended further down the production chain, it becomes harder to track the processes.

Video: https://roscongress.org/sessions/energeticheskaya-trilemma-obespechenie-balansa-cherez-integratsiyu/search/#00:54:03.519

At the moment, Russia is actively working on establishing green economy sectors. Environmental regulation is being developed. Increasingly often, large companies finance environment protection programs and introduce green technologies, thus becoming engines of greening the country’s industrial production.

In the last few years, Russia’s environmental market started to grow. The government, industry experts, and company CEOs alike are giving increasing attention to the necessity of redesigning the economy with a view to environmental protection. As part of the overarching goal of building an innovative economy, Russia aims at creating a new environmental safety system so that the country’s economic growth is based on high ecological standards.

With this in mind, regulators are introducing new norms and standards facilitating the growth of the national environmental market. The range of items subject to ecological certification is constantly expanded.

The trend on sustainable production continues to penetrate new industries. Company leaders consider the necessity of raising production sustainability as an inherent component of corporate development strategy. Ecological standards are implemented alongside technical ones.

Large companies finance environment protection programs, implement green technologies, adopt international standards, practice environmental reporting, and use other environment protection policy tools. This way, they are becoming engines of greening the national industrial production. It is important to note that the high level of activity in the corporate sector is a response to the changing landscape of international trade, a reaction to the penetration of environmental agenda, and a means of protection against negative effects of this process.

Some promising sectors of the environmental market in Russia include air and water pollution control, sewage waters processing, waste management and recycling, ecologically safe agricultural production, etc.

Video: https://roscongress.org/sessions/rew-2019-missiya-vypolnima-otvety-nauki-na-globalnye-energeticheskie-vyzovy/search/#00:03:32.736

See also other materials cited by the authors of this report and published in the special sections of the Roscongress information and analytical system:

· Strategies for one-planet prosperity. How to build lasting success on our finite planet

· Pay the carbon tax and breathe freely

· Voluntary National Review of the 2030 Agenda for Sustainable Development Implementation

· How an EU Carbon Border Tax Could Jolt World Trade

· State and Trends of Carbon Pricing 2020

For more information about construction as a sector with a sizeable share in many economies, rising level of digitalization, and shifts in consumer sentiment in real estate, please see the Tax system, Supply chain management, Trade policy, Globalization/regionalization, Climate Change and Environment.

Analytics on the topic

Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие с 131 внешнеэкономическим партнером, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 70 странах мира.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Аналитический дайджест
20.11.2020

Экологическая повестка и международная торговля: от противоречий к возможностям

Исследование, подготовленное экспертами ITI при участии Фонда Росконгресс, показывает основные векторы развития экологической повестки в мировой торговле и является продолжением и дополнением к ранее выпущенному дайджесту Зеленая экономика и международная торговля: на пути к устойчивому развитию.

Авторами подробно рассмотрено влияние «зеленой» повестки на мировую торговлю, а также такие явления, как «зеленый протекционизм». Актуальность подобной тематики обусловлена в том числе и национальными целями Российской Федерации по расширению экспорта, а также стремлением к экологизации, расширению и укреплению взаимоотношений с ЕС — лидером «зеленой» повестки и важнейшим торговым партнером нашей страны.

Основной пул вопросов, рассмотренных в исследовании, касается дисбалансов в развитии международной торговли, влияния «зеленого» протекционизма на глобальное неравенство и декарбонизации / политики сокращения выбросов парниковых газов на реализацию экономических возможностей данного сектора, а также проблем, связанных с изучением рисков и перспектив России с учетом возрастающей роли экологической повестки в международной торговле.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Ключевая дилемма использования «зеленых» мер поддержки производителей и торговых ограничений на основании защиты окружающей среды, устойчивого социально-экономического развития, безопасности государства — дихотомия между здоровьем и безопасностью нации с одной стороны и свободной торговлей с другой.

Программы поддержки государств и меры торговой защиты различаются от страны к стране. На международном уровне введение ограничений должно быть обосновано наличием консенсуса — например, регулироваться универсальными международными соглашениями наподобие Рамочной конвенции ООН 1992 г., Монреальского протокола 1987 г., Картахенского протокола 2000 г. Учитывая ограниченность сферы регулирования таких договоров, вопросы, выходящие за их рамки, будут всякий раз требовать подробного разбирательства в Органе по разрешению споров ВТО.

Согласно правилам ВТО, ограничения могут налагаться только на основании свойства продукта, но не метода его производства. Однако современное экологическое регулирование построено на отслеживании способа производства товара для оценки его экологичности. Тем не менее, не каждое ограничение на основе способа производства является автоматически запрещенным, и в каждом конкретном случае необходимо разбираться в том, была ли введенная мера продиктована экологическими соображениями, или же целью был протекционизм.

В условиях кризиса ВТО все заметнее становится активность некоторых региональных и национальных акторов по распространению своих императивов развития на другие страны и регионы. Одним из ключевых игроков на этом поле сегодня является Европейский союз. В 2018 г. Европейский парламент перестал считать пальмовое масло возобновляемым биотопливом из-за пагубного влияния способов его добычи на экваториальные леса. Руководствуясь аргументом устойчивого развития, ЕС нанес сильный удар по производителям в Индонезии (53 % рынка) и Малайзии (29 % рынка). При этом такое решение, очевидно, приведет к увеличению использования других культур, в том числе тех, что выращиваются внутри Европейского союза. Кроме того, экологический аргумент все чаще используется ЕС в качестве инструмента во время переговоров. Несмотря на определенную пользу для экологии, подобные решения искажают международную торговлю.

Видео: https://roscongress.org/sessions/rew-2019-missiya-vypolnima-otvety-nauki-na-globalnye-energeticheskie-vyzovy/search/#00:44:54.399

Международное климатическое регулирование имеет две основы: понимание чрезвычайной важности экологических проблем и экономические методы как наиболее эффективный способ их решения. В этом ключе система торговли квотами на выбросы парниковых газов (cap-and-trade) стала своеобразным «механизмом гибкости», призванным способствовать их сокращению. Несмотря на добровольность взаимодействия в рамках Парижского соглашения, торговля квотами продолжает активно развиваться на региональном уровне.

Главная линия разделения проходит в отношении справедливости ограничений, на которые готовы пойти государства ради экологичного будущего. В этих условиях интересы старых индустриальных стран, современных центров концентрации финансового капитала, вступают в противоречие с интересами новых индустриальных стран, центров промышленного капитала, таких как БРИКС. Однако наличие общих проблем, одной из которых является климат, заставляют все страны сотрудничать, но с учетом национальных приоритетов развития.

Основные эмитенты парниковых газов.png

Европейский союз стремится добиться «углеродной нейтральности» к 2050 г. Система торговли квотами на выброс парниковых газов ЕС функционирует с 2005 г. и продолжает расширяться на новые сферы. Важнейшим событием как для международной торговли в целом, так и для России станет определение контуров пограничного корректирующего механизма ЕС (ПКУМ) или углеродного налога, который, очевидно, принесет конкурентные преимущества европейским производителям.

В 2020 г. Минэкономразвития России подготовило проект Стратегии долгосрочного развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Согласно базовому сценарию (есть также инерционный и интенсивный), суммарные выбросы парниковых газов страны к 2050 г. составят 64 % от уровня 1990 г. Таким образом снижение от выбросов в сравнении с пиковым уровнем эмиссии, в 2030 г., должно составить 3%. Достижение углеродной нейтральности планируется к концу XXI в.

Возросшее использование климатической повестки дня в создании барьеров в торговле вызывает реакцию со стороны развивающегося мира, например БРИКС. Тем не менее по европейскому пути уже двигаются и другие страны. По данным АКРА, аналог Европейской зеленой сделки по достижению углеродной нейтральности к 2050 г. уже принят в Республике Корея, обсуждение Green New Deal имеет место в США, несмотря на борьбу действующей администрации с попытками международного климатического регулирования.

Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-2019-infrastruktura-mega-science-sozdayushchaya-promyshlennost-budushchego/search/#01:11:44.895

Россия, с учетом взятых страной обязательств в рамках Парижского соглашения по снижению к 2030 году выбросов парниковых газов до уровня 70–75% выбросов 1990 г., имеет преимущество низкой базы для реализации концепции низкоуглеродного развития. Однако регулирование в этой области остается насущным вопросом, равно как и стимулирование государством перехода на устойчивое развитие.

Объективным катализатором внедрения принципов устойчивого развития, принятия стратегических документов и норм в области устойчивого развития и низкоуглеродного развития является меняющаяся среда международной торговли. Проникновение экологической повестки вкупе с особенностями российской экономики и экспорта создает вызов для экспортеров страны, чреватый угрозой потери традиционных для российской углеродоемкой продукции рынков, прежде всего европейского.

Ключевая роль в стимулировании внедрения зеленых инноваций принадлежит крупным компаниям, действующим на опережение с целью поддержания конкурентоспособности на мировых рынках.

Вопрос организации национальной системы торговли квотами с общим ограничением на выбросы (ТКООВ) в России приобретает особую актуальность в связи с активной подготовительной работой по созданию аналогичных систем в Белоруссии, Казахстане и на Украине.

Тенденции выбросов пг в России.png

На сегодняшний день уже принято несколько значимых стратегических документов в этой области: Климатическая доктрина Российской Федерации, Стратегия экологической безопасности Российской Федерации; готовится к принятию Стратегия низкоуглеродного развития. Тем не менее для сохранения позиций России в мировой торговле необходимы дополнительные координирующие усилия государства.

Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-2019-globalnyy-klimaticheskiy-vyzov-ogranichenie-ili-drayver-razvitiya/search/#00:55:01.375

Параллельно международному регулированию развивается тренд на экологическую маркировку (эколейблы). Подобная сертификация дает преимущества для производителей, однако может быть и барьером для развивающихся и наименее развитых государств.

Добровольная сертификация, в том числе экологическая, важна для повышения конкурентоспособности национальной продукции на международном рынке, а также для защиты внутреннего рынка от небезопасных товаров. Еще большее значение она несет для потребителей, которые могут сделать осознанный выбор благодаря экомаркировке. В отличие от технических регламентов добровольная сертификация не регулируется ВТО, охватывает не только сам товар, но и способ его производства.

Добровольные экологические стандарты особенно важны для крупного бизнеса, ориентированного на экспорт. По некоторым оценкам, в развитых странах обязательные требования охватывают очень небольшую долю продукции (около 3 %), остальное же является полем действия добровольной сертификации.

Учитывая распространение добровольной сертификации в мире и значимость экологической повестки в международной торговле, особую важность приобретает развитие российских экологических лейблов и их признание со стороны Международной организации по стандартизации (ISO) и Международной программы взаимопризнания экомаркировок (GENICES).

При всех преимуществах экологической сертификации она может быть барьером для развивающихся и наименее развитых государств, поскольку внедрение сертификации сопряжено с дополнительными затратами компаний, а для обеспечения функционирования необходимы квалифицированные кадры и должное техническое обеспечение, а также система аудита.

Рука об руку с эколейблами идет феномен гринвошинга (greenwashing), когда компании, используя маркетинговые бонусы от использования эколейбла, на деле не выполняют требования сертификации или искажают их.

Другой аспект связан со сферой контроля эколейблов: если такая маркировка регулирует процесс и метод производства конечного продукта, то достоверность сведений можно достаточно легко верифицировать. Если же охват маркировки распространяется дальше, на всю цепочку производства товара, то отследить ее и проверить становится сложнее.

Видео: https://roscongress.org/sessions/rew-2019-sessiya-s-p-global-platts-prognoz-razvitiya-mirovoy-energetiki-do-2040-goda/search/#00:51:30.687

В настоящее время в России ведется активная работа, направленная на создание в стране современных секторов зеленой экономики. Развивается такая область права, как экологическое законодательство. Все чаще крупные компании финансируют экологические программы, внедряют зеленые технологии и тем самым становятся одной из движущих сил «экологизации» производства в нашей стране.

В последние несколько лет российский экологический рынок стал расти. Правительство, эксперты и руководители компаний все чаще обращают внимание на необходимость перестройки экономики с учетом мер по охране окружающей среды. В рамках общей приоритетной задачи построения инновационной экономики в России выдвигаются цели создать новую систему экологической безопасности, чтобы рост российской экономики базировался на высоких экологических стандартах.

С этой целью принимаются законы и вводятся новые нормы, стандарты, способствующие росту экологического рынка страны. Расширяется список объектов экологической сертификации.

Тренд на экологичное производство проникает во все новые отрасли. Руководители компаний воспринимают повышение устойчивости производства как неотъемлемый компонент для развития собственных предприятий, а экологические стандарты применяются наряду с техническими.

Крупные российские компании финансируют экологические программы, внедряют зеленые технологии, применяют международные стандарты, используют экологическую отчетность и другие инструменты природоохранной политики. Тем самым они становятся одной из движущих сил «экологизации» производства в нашей стране. При этом такая активность во многом является реакцией на изменение ландшафта в международной торговле — ответом на проникновение экологической повестки и способом защиты от негативных эффектов.

Перспективными секторами экологического рынка в России являются рынок контроля над загрязнением воды и воздуха, обработки сточных вод, управления и переработки отходов, а также рынок экологически чистой сельскохозяйственной продукции и другие.

Видео: https://roscongress.org/sessions/rew-2019-missiya-vypolnima-otvety-nauki-na-globalnye-energeticheskie-vyzovy/search/#00:03:32.736

Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс, на которые ссылаются авторы данного исследования:

· Стратегии процветания для одной планеты. Как добиться долгосрочного успеха на нашей планете, ресурсы которой не безграничны

· Заплати углеродный налог и дыши спокойно!

· Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года

· Как введение механизма корректировки границы выбросов углерода в ЕС может повлиять на мировую торговлю

· Состояние и тенденции углеродных цен 2020 г.

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Налоговая система, Цепочки добавленной стоимости, Торговая политика, Глобализация/регионализация, Изменение климата,Устойчивое развитие и Окружающая среда, посвященных мерам по борьбе с изменением климата и охране окружающей среды, а также развитию сбалансированной налоговой политики и торговли.


Аналитика на тему