Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Региональный бюджет. Потратить нельзя сэкономить

Ключевые выводы
Заинтересованность регионов в увеличении доходной базы растет

Сделали настройку по стимулированию регионов к увеличению экономического потенциала к зарабатыванию, это и гранты, и возврат налога на прибыль. — Силуанов Антон, Министр финансов Российской Федерации.

Регионы сегодня стали в большей степени заинтересованы в том, чтобы развивать свою собственную доходную базу. — Артамонов Анатолий, Губернатор Калужской области.

Долги регионов сокращаются

Снят долговой навес. По сути, мы стояли на пороге долгового кризиса субъектов РФ ещё два года назад. <…> Проведена реструктуризация бюджетных кредитов, собственные доходы и расходы стали сопоставимыми. И мы видим, что долг сократился. — Силуанов Антон, Министр финансов Российской Федерации.

Улучшается качество выравнивания

Мы улучшили качество выравнивания. <…> Ввели модельный бюджет в систему выравнивания, оценили расходные полномочия, расходные результаты, увеличили объем межбюджетных трансфертов. — Силуанов Антон, Министр финансов Российской Федерации.

Улучшили рост прогнозируемости межбюджетных трансфертов. <…> Распределили законом бюджетам субсидии. — Силуанов Антон, Министр финансов Российской Федерации.

Проблемы
Некачественное планирование региональных бюджетов

Регионами заранее закладывается неисполнение. Но при этом, если мы посмотрим, как исполняется бюджет в течение года, то вы увидите, что основное исполнение происходит в декабре. <…> На 1 декабря 2017 г. государственный долг очень серьезно сокращался. Что произошло всего за декабрь, нарастили долг на 173,6 млрд руб., т.е. это говорит о том, что регионы в процессе исполнения бюджета некачественно планируют свои расходы. Мы имели профицит по 11 месяцам 696 млрд, который умудрились за один месяц, декабрь, превратить в дефицит 51,9. Если на 1 декабря было 25 дефицитных регионов, то уже на 1 января у нас их стало 47. — Голикова Татьяна, Председатель, Счетная палата Российской Федерации.

Вы видите, что по 2017 году <…> то, что было спланировано регионами, дефицит стоит 848,9 млрд руб., а фактическое исполнение — 51,9 млрд руб. И вот за этой ситуацией никто не следит. — Голикова Татьяна, Председатель, Счетная палата Российской Федерации.

Ограниченность средств при значительном объеме полномочий регионов

Понимать для всех глав, что денег пока у нас не станет, и искать дополнительный доход — ключевой приоритет. — Кузнецов Лев, Министр Российской Федерации по делам Северного Кавказа.

Ресурсов больше не будет, вы должны понимать. <…> Задача в том, чтобы максимально справедливо, эффективно распределить между региональными бюджетами <…> чтобы они попали тем, кто объективно нуждается. — Козак Дмитрий, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

Провели инвентаризацию полномочий <…> которые реализуются субъектами Российской Федерации, и выяснили, что у нас ещё полно работы предстоит над теми нормативными актами <…> которые регулируют эти полномочия. — Силуанов Антон, Министр финансов Российской Федерации.

Легче не стало. <…> Есть жесткое правило неувеличения бюджетных расходов. Как это можно сделать. <…> Мы отремонтировали и ввели 208 бюджетных объектов <…> есть указы президента, которые мы тоже выполняем, и это, естественно, увеличивает расходы. Есть решение конституционного суда <…> у нас 5,3 млрд руб. — Левченко Сергей , губернатор Иркутской области.

По объему государственного долга мы являемся одними из лидеров в России. Какие обстоятельства к этому привели <…> есть и некоторые специфические. У нас высокий уровень средней заработной платы, поскольку есть целая группа мощных сырьевых экспортоориентированных предприятий. <…> Когда мы подтягиваем в соответствии с указом нашу заработную плату бюджетников, то мы несем очень большие расходы. — Усс Александр, Временно исполняющий обязанности губернатора Красноярского края.

Решения
Совершенствование модельного подхода

Второй вопрос, когда мы говорим о модельном бюджете <…> модельный бюджет — это огромный шаг вперед, потому что он позволяет увидеть реальные обязательства регионов перед людьми. — Макаров Андрей, Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам.

Очень важно в модельном бюджете, чтобы была также жесткая политика не только по моделям расхода, но и жесткая оценка, особенно дотационных бюджетов, доходного потенциала. <…> Социальные расходы нужно планировать отраслевикам в разрезе реальной межрегиональной специализации. — Кузнецов Лев, Министр Российской Федерации по делам Северного Кавказа.

Систематизация полномочий

Какие предписания, какое федеральное регулирование ваших собственных полномочий — это ваша политическая ответственность. Вы должны законодательно сами регулировать то, что мы отнесли к вашим полномочиям. — Козак Дмитрий, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

По полномочиям, для того, чтобы регионы не могли федерации предъявлять претензии <…> те полномочия, которые уже делегировали, надо насытить полным рублём. — Кузнецов Лев, Министр Российской Федерации по делам Северного Кавказа.

Первый вопрос, та работа <…> по систематизации и оценке стоимости полномочий. Потому что разговор о деньгах <…> кому сколько хватает без учета <…> стоимости полномочий, с моей точки зрения, вообще не имеет права на существование. — Макаров Андрей, Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам.

Создание системы стимулов для увеличения доходной базы

Должна быть мотивирующая система, которая бы нас заставляла. <…> У нас должна быть заинтересованность <…> налог на прибыль. При этом, если я даю 10 млрд, а мне дают 700 млн, то заинтересованности ведь нет никакой. — Левченко Сергей , губернатор Иркутской области.

Нам бы <…> хотелось опираться на НДПИ как более стабильный и надежный налог. — Усс Александр, Временно исполняющий обязанности губернатора Красноярского края.

Что касается стимулов <…> налоговый потенциал вырос, доходы регионального бюджета выросли, но в распоряжении региона остается тот же объем дотаций. Но это <…> инструмент, который искажает нашу мотивацию. <…> Наша общая цель — снижение дотационности регионов. — Козак Дмитрий, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

Совокупное снижение у регионов на дотации на выравнивание в 2018 году <…> на 16 млрд руб. <…> Стимулирующие инструменты составляют 56,7 млрд руб.. — Козак Дмитрий, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

Укрепление межрегиональных связей

Для наращивания доходной базы и оптимизации бюджетной сети нам следовало бы укреплять межрегиональные связи. <…> Так называемая «Енисейкая Сибирь» включает Тыву, Хакасию, Красноярский край. <…> Для нас достаточно развить региональное сообщение, сделать надежным сообщение между Кызылом, Абаканом и Красноярском, и мы можем серьезно экономить на бюджетных расходах, не ухудшая социальные услуги для населения. — Усс Александр, Временно исполняющий обязанности губернатора Красноярского края.

Контроль инициативных расходов

А сколько в каждом регионе инициативных расходов, которые, действительно, имеют и какой-то региональный, как считают органы власти, аспект. Инициативные расходы — это тоже мощный источник. — Кузнецов Лев, Министр Российской Федерации по делам Северного Кавказа.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС