нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Образование – ключ к развитию личности, общества и государства
13 Февраля 2019
12:00—13:30
Ключевые выводы
Цифровизация создает качественно новые возможности доступа к образованию

На текущий момент трендом является цифровизация, а также объединение ресурсов, доступ к ним абсолютно для всех потребителей. Поэтому в Госдуму внесен законопроект о практике в образовании, когда школьники, обучающиеся будут получать часть образовательных программ на площадках реального сектора экономики или смогут получать часть углубленных программ по изучению математики в вузах — Ракова Марина, Заместитель Министра просвещения Российской Федерации.

Цифровая школа — это шина, к которой привязываются модули содержания образования, это возможность выбора различных модулей, путеводитель для учителя, включение проектных заданий и много чего еще <…> Современное содержание невозможно без взаимодействия с научно-исследовательскими институтами, в первую очередь, с высшими учебными заведениями — Духанина Любовь, Заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и науке.

Образование и диалог — основа здоровья общества

Здоровое общество — это общество сбалансированное, общество, где образование проходит сквозной нитью. Оно начинается за закрытыми дверями в семье, оно продолжается в школе, в вузах и всю жизнь продолжается уже в профессии. Задача нашей социальной платформы — это как раз создание диалоговых площадок, это социализация всех поколений, всех групп профессий. Это установление такого диалога, который будет способствовать развитию социальной культуры и социальной сознательности в обществе — Маринина Елена, Заместитель директора, директор социальных программ, Фонд Росконгресс.

Изменение образовательных программ требует новых технологий обучения

Вокруг мотивации, конечно, сейчас все выстраивается в системе образования. Когда говорим, что давайте менять содержание образования — уточнять, что в 5 классе, что в 8-м, что в 7-м, то возникает такой вопрос: а насколько эта предметная концепция будет воспринята конкретно в этом классе, этим конкретным ребенком и этим конкретным учителем, который только и может создать мотивацию, либо наоборот? Поэтому, кроме уточнения стандартов, необходимо перейти к вопросу, как преподавать, т.е. технологии преподавания тоже должны меняться в соответствии с новой средой — Зинченко Юрий, Президент, ФГБУ «Российская академия образования».

В основе успехов кванториумов, технопарков <…> лежит навыковая образовательная подготовка. Что это сейчас — стержень или инструмент? <…> Я полагаю, что это стержень, который понятен и прозрачен для родителей и семьи и для работодателей — Починок Наталья, Ректор, Российский государственный социальный университет.

Проблемы
Оторванность образования от практики

Одна из проблем, хотя, на самом деле, она занимает в рейтинге, с моей точки зрения, первую позицию, — это недостаток практикоориентированных знаний у ребят и на выходе из школы, и на выходе из программ профессионального обучения. <…> Мы фактически расширяем это понятие, упрощая систему для организаций СПО и ВПО. Минтруд говорит о том, что 70% выпускников проходят фактически дополнительную подготовку, 25% из них тратят на это деньги работодателя — Духанина Любовь, Заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и науке.

Дефицит творческого подхода в образовании

Умение выбирать сегодня становится ключевым навыком. Кто и как может научить ребенка выбирать? К сожалению, в меньшей степени это может сделать педагог, потому что он сам этого делать не умеет. Те 150 учебников, которые сегодня есть, например, в Корее, наших педагогов приводят в ужас. Им нужно дать один и сказать — вот методика, и по ней работайте. Поэтому нам одновременно нужно решать две гигантские задачи: учить детей и учить педагогов. И непонятно, что сложнее — Потехина Ирина, Заместитель Министра просвещения Российской Федерации.

Сложность прогнозирования спроса на профессии

У нас 15 млн школьников, среднее образование каждый год получают 1 млн 300 тыс. — и у них у каждого должен быть шанс на успех. Почему я настороженно отношусь к слову “одаренность”. По одной простой причине — мы не знаем, какой талант будет востребован завтра. Те ребята, которые сегодня рвут компьютерный рынок стартапами, еще 10 лет назад были бы маргиналами — Потехина Ирина, Заместитель Министра просвещения Российской Федерации.

Решения
Повышение качества массового образования

Мне кажется, что для нас ключевой вопрос — это вообще выбор стратегии. В нашей стране создана действительно уникальная система работы с талантами и их выявлением, уже создана инфраструктура — и наши ребята занимают на международных площадках призовые места. <…> Но я считаю, что технологический прорыв <…> невозможен все-таки без массового образования. То есть задача в ближайшей перспективе — создать возможности для массового образования, переобучения, подготовки кадров — Чупшева Светлана, Генеральный директор, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ).

Всегда ли работодатель знает, какие компетенции будут ему нужны на рынке труда через 10-15 лет? Так что если мы систему образования перестраиваем под профстандарт, то этот риск необходимо просчитывать. Насколько отрасли и бизнес, и государство как работодатель тоже обладают этими прогностическими способностями? Поэтому нужен баланс между прогнозом, между компетенциями, которые закладываются в системе образования, и, наверное, неким инвариантным ядром в образовании — Зинченко Юрий, Президент, ФГБУ «Российская академия образования».

Модернизация образовательных программ

Образование может стать ключом к здоровому обществу, если будет закладывать здоровое отношение к себе, к близким, окружающему миру, своей стране. И, конечно, чтобы отвечать такому вызову, система образования должна быть избыточной. Не по количеству часов, которые ребенок тратит на обучение, а по содержанию, по формам и методам обучения. Сегодня, на мой взгляд, основным трендом любой образовательной организации должны быть современные технологии, общение, мышление и действие в гипернасыщенной информационной среде — Духанина Любовь, Заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и науке.

Значительную роль в укреплении здоровья населения, в привлечении к занятиям физической культурой и спортом различных возрастных групп сыграло возобновление действия с 2014 года программы комплекса ГТО. Главными его задачами является повышение уровня физической подготовки и продолжительности жизни населения. <…> Одним из предложений является модернизация образовательной программы по физической культуре — привитие базового навыка в гимнастике и плавании и на дошкольном этапе, и в период начального общего образования — Кашников Сергей, Член президиума, Всероссийская федерация плавания; заместитель председателя, Комиссия по физической культуре и популяризации здорового образа жизни, Общественная палата Российской Федерации.

Развитие социального предпринимательства

У нас порядка 50% проектов как раз в сфере образования. И они закрывают собой рынок тех услуг, которых нет со стороны государства, а именно — образовательные технологии для детей до 3-х лет, и, в частности, инициативы, которые помогают мамам выйти из декретного отпуска. <…> В этом смысле создание новых качественных субъектов социального предпринимательства помогает решить эту проблему — Шохина Евгения, Директор, Фонд поддержки социальных проектов.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС