non-financial development institution
major organizer of congress and exhibition events
Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Trianon Dialogue Providing Education of the Future
6 June 2019
15:00—16:15
KEY CONCLUSIONS
Russia and France vigorously collaborate in science and education

We have a great cooperation history in academic science: 2,800 joint publications. In this regard, France is Russia’s distinguished partner. There is another distinguished field: mathematics. <…> There are 44 joint projects in the Arctic, in nuclear physics. <…> We have great opportunities to develop [scientific cooperation, – Ed.]. We can develop a digital platform so that students can take part in different competitions on AI development — Pierre Morel, Co-Chairman, Trianon Dialogue Forum; Ambassador of the French Republic to the Russian Federation (1992-1996).

During the past years we have reached a lot in the interuniversity cooperation. 10–15 years ago, we had only a few projects with French universities. Today, it is nearly every year we have new master’s programmes appearing and it is happening on the level of regional universities of France and Russia — Anatoly Torkunov, Rector, MGIMO University.

Engineer training is the development core of our relationship. It already exists in energy; it is in the cards for oil and gas industry. The picture in the energy sector is going to change significantly in the next 15 years — Dominique Fache, Chairman of the Board of Directors, Russian Technology Foundation (RTF); Member of the International Award Committee, Global Energy Association .

The world is headed toward the global education and labour market

Translators’ trade has 10–12 years left. It will not be the finest of translations, but it will be enough for radical disruption. Our university market, our commercial offers will be available to absolutely everyone. It is an incredible expansion and a challenge to our competitiveness — Yaroslav Kuzminov, Rector, National Research University Higher School of Economics .

We have surveyed young people aged 18–35 who study French at a university or independently. <…> The expect that French education will help them get a better job in Russia. <…> [They] wish to get French education not to change their professional or personal trajectory but rather to obtain better competences in their field — Valery Fedorov, Director General, Russian Public Opinion Research Center (VCIOM).

It is important to preserve human values system despite globalization

On the one hand, the paradigm of academic perfection, combined with the economic logic and advantages of competition – it dominates today. On the other hand, [according to] the report written by Nobel prize winners GDP is not always a good measure for the economic efficiency. There are other parameters that have to do with quality of life and the development of values. The role of Trianon Dialogue is in preserving these values. The dream of globalization <…> sometimes makes us give up these values — Eduard Galazhinsky, Rector, National Research Tomsk State University.

ISSUES
Disproportions between the changes within the education system and the labour market

70% of trades that will be prevalent in 2030 do not yet exist. It means we are yet unaware of the skills young people will need. For [economies] of our countries to grow we need to define the competences of the future and teach them to our youth — Florence Verzelen, Executive Vice-President for Industry Solutions, Marketing, Global Affairs and Communications, Dassault Systemes SE.

We see the process of total reevaluation of the way education system, state, employer, and an individual interact. This is driven by the professional deficit brought about by the ‘skill pit’ when two out of five workers are either underqualified or overqualified. It appears that in the current system makes the problem unresolvable. The system of education trains everyone the same, while the employer every time has to train them anew — Anton Stepanenko, Director, The Boston Consulting Group Moscow Office.

New technologies can stimulate inequality

Two thirds of global population do not have Internet access. 25% of French citizens are totally digitally illiterate. New barriers may arise, namely the digital one. New technologies do not necessarily lead to various to common good — Gervais Pellissier, Deputy Chief Executive Officer, Orange Group.

French-Russian academic relations are not utilized to their full potential

There generally is quite a bit of interest to France. <…> There is cooperation with French education institutions, many French professors take up labs with us. However, I see that we have slowed down, and we did so from both sides. We need to expand our potential when we are not living it to the full — Nikolay Kudryavtsev, Rector, FSAEI HPE «Moscow Institute of Physics and Technology State University».

Since 1991, we work a lot with French universities, and we have nearly 20 partnering universities in France. We have four double diploma programmes. We have seen better times and I hope they are coming back — Igor Maksimtsev, Rector, Saint Petersburg State University of Economics .

There are 5,300 Russian students in France and only 200 French students in Russia. It is quite a difference. <…> In fact, we have more agreements than students — Pierre Morel, Co-Chairman, Trianon Dialogue Forum; Ambassador of the French Republic to the Russian Federation (1992-1996).

Declining popularity of both Russian and French

Russia and France share another challenge. Global market runs in English. <…> Russia and France work in their own niches that gravitate towards Russian and French cultures but even in those countries these languages are in decline — Yaroslav Kuzminov, Rector, National Research University Higher School of Economics .

SOLUTIONS
Increasing funding for science and education

Key issue for Russia: increase funding for universities and science — Dominique Fache, Chairman of the Board of Directors, Russian Technology Foundation (RTF); Member of the International Award Committee, Global Energy Association .

Developing joint education programmes

The most promising line of work is creating mutual education programmes <…> that would allow the applicants obtain either a Master’s degree <…> or a PhD. Quite a lot has been done with Master’s, but PhD are still a problem from a legal standpoint. 21 universities in Russia do not have the right to award either Master’s or PhD without Higher Attestation Commission <…> while it is them who need to pioneer the promotion of double post-graduate programme — Anatoly Torkunov, Rector, MGIMO University.

Looking for balance between fundamental science and practical skills

In the goal outline for our university, we are giving up a term ‘a professional’ and we are replacing it with ‘a transprofessional’. These words signify the ability to go over professional borders, to adapt, and yet retain depth of skills. Russian and French educations are both fundamental and deep. We should not lose this value — Eduard Galazhinsky, Rector, National Research Tomsk State University.

We need to form a link between the education process and business. We created teaching mechanisms, for instance, in engineering that allow us to validate and develop certain practical skills. I am also talking about the link between the educational centre, the enterprise and a student — Sebastien Leoncel, Director for International Relations, Conservatoire National Des Arts et Métiers.

Countries and employers that are ready to trust a person win by building an entire system of self-fulfillment around that person. <…> It means there must be cooperation between the employer and the university. Curiously enough, employers at our roundtable talk a great deal about it, while our colleagues from the education system do so quite less — Anton Stepanenko, Director, The Boston Consulting Group Moscow Office.

The material was prepared by the Russian news agency TASS

нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Трианонский диалог. Образование будущего
6 Июня 2019
15:00—16:15
Ключевые выводы
Россия и Франция активно развивают сотрудничество в сфере образования и науки

У нас богатое сотрудничество в академической научной сфере, 2800 совместных публикаций, по этому показателю Франция является привилегированным партнером России. Есть еще одна привилегированная сфера в сотрудничестве — математика <…> Есть 44 проекта сотрудничества на арктическую тему, в ядерной физике <…> У нас есть очень хорошие перспективы к развитию [научного сотрудничества, — Ред.]. Мы можем развивать сотрудничество в рамках цифровой платформы, чтобы учащиеся могли принимать участие в различных конкурсах и подать новые идеи для развития искусственного интеллекта — Морель Пьер, Сопредседатель, Форум «Трианонский диалог»; посол Французской Республики в Российской Федерации (1992-1996 гг.).

В последние годы мы многого достигли в межвузовском сотрудничестве. 10-15 лет назад у нас были единичные проекты с французскими университетами. Сейчас практически каждый год открываются новые магистратуры, и делается это на уровне региональных университетов России и Франции — Торкунов Анатолий, Ректор, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России)..

Подготовка инженеров — это предмет для развития наших отношений. Это уже есть сегодня в области энергетики, нефтегазовой отрасли, и за этим будущее. Картина в энергетике будет существенно меняться в течение ближайших 15 лет — Фаш Доминик, Председатель совета директоров, Российский технологический фонд (RTF); член международного комитета по присуждению премии, Ассоциация «Глобальная энергия» .

Мир движется к созданию глобального рынка образования и труда

Профессии переводчика осталось 10-12 лет. Пусть это будет не художественный перевод, но этого будет достаточно для радикальных изменений. Рынок наших университетов, коммерческих предложений станет доступен абсолютно всем. Это колоссальное расширение рынка и вызов нашей конкурентоспособности — Кузьминов Ярослав, Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)..

Были опрошены молодые люди 18-35 лет, изучающие французский либо в вузе, либо самостоятельно <…> Респонденты рассчитывают, что при получении французского образования у них есть больше шансов получить высокооплачиваемую работу в России <…> [Они] стремятся получить французское образование не для смены выбранной жизненной и профессиональной траектории, а для получения лучших компетенций в своей профессиональной области — Федоров Валерий, Генеральный директор, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

При глобализации важно сохранять систему жизненных ценностей

С одной стороны, парадигма академического совершенства и экономической логики, конкуренции, выгоды — она сегодня доминирует. С другой стороны, [согласно] докладу, написанному нобелевскими лауреатами, ВВП не всегда является мерилом эффективного развития экономики, и есть другие параметры, связанные с качеством жизни, с развитием ценностей. Роль Трианонского диалога состоит в удержании этой целостности. Упование на глобализацию <…> иногда заставляет нас отказываться от ценностей, которые мы имеем — Галажинский Эдуард, Ректор, Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Проблемы
Несоответствие системы образования изменениям на рынке труда

70% профессий, которые будут существовать к 2030 году, пока еще не существует. Это означает, что мы не знаем, какие навыки нужны молодым людям для ее [работы, – Ред.] выполнения. Для роста [экономик] наших стран нам необходимо определить эти компетенции будущего и обучать им нашу молодежь — Верзелен Флоранс, Исполнительный вице-президент по отраслевым решениям, маркетингу, глобальным вопросам и коммуникациям, Dassault Systemes SE.

Мы видим по всему миру процесс тотального пересмотра системы взаимоотношений между системой образования, государством, работодателями и человеком. Это происходит из-за дефицита кадров, появилась т.н. “квалификационная яма”, у двух из пяти работников компетенции либо отстают от выполняемой работы, либо ее превышают. Похоже, что в существующей системе взаимоотношений эта проблема нерешаема — система образования выпускает одинаково подготовленных людей, а работодатель каждый раз их под себя переделывает — Степаненко Антон, Директор The Boston Consulting Group.

Новые технологии могут привести к росту неравенства

У трети человечества нет доступа к интернету. 25% французов характеризуются полной цифровой безграмотностью. Могут возникать новые барьеры, в частности, цифровой разрыв. Необязательно развитие новых технологий приводит к доступу к различным благам — Пеллиссье Жерве, Заместитель генерального директора, Orange Group.

Недостаточное использование потенциала академических и научных отношений между Францией и Россией

Интерес к Франции у нас довольно большой <…> есть сотрудничество с французскими образовательными учреждениями, достаточно много приезжает к нам французских профессоров, они руководят у нас лабораториями. Я вижу, что мы все же сбавили обороты, причем с обеих сторон. Нам нужно подумать и с большей скоростью реализовывать наш потенциал, мы его недорабатываем — Кудрявцев Николай, Ректор, ФГАО УВПО «Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)».

Мы с 1991 года активно работаем с французскими университетами, имеем около 20 партнеров — учебных заведений в различных городах Франции. У нас 4 программы двойных дипломов. Мы видели и лучшие времена, и очень надеюсь в ближайшее время на их возвращение — Максимцев Игорь, Ректор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет.

У нас 5300 российских студентов, обучающихся во Франции, и только 300 французских студентов в России. Это очень существенная разница <…> У нас фактически больше соглашений, чем студентов — Морель Пьер, Сопредседатель, Форум «Трианонский диалог»; посол Французской Республики в Российской Федерации (1992-1996 гг.).

Снижение востребованности русского и французского языков

У России и Франции есть еще один вызов. Глобальный рынок — это английский язык <…> Россия и Франция работают в своих нишах, в странах, которые тяготеют к русской и французской культурам, но и в этих странах востребованность наших языков снижается — Кузьминов Ярослав, Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)..

Решения
Увеличение финансирования образования и науки

Ключевой вопрос для России — больше финансировать университеты и науку — Фаш Доминик, Председатель совета директоров, Российский технологический фонд (RTF); член международного комитета по присуждению премии, Ассоциация «Глобальная энергия» .

Развитие совместных образовательных программ

Наиболее перспективна работа по созданию совместных образовательных программ <…> которая позволяла бы по их окончанию участникам получать либо степень магистра, либо <…> кандидатов наук. Если по магистерским программам уже много сделано, то по кандидатским мы пока никак не можем найти юридическую сторону решения проблемы. 21 вуз России имеет право присваивать кандидатскую и докторскую степень без ВАКа <…> и именно они должны выступить пионерами продвижения программы двойной аспирантуры — Торкунов Анатолий, Ректор, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России)..

Поиск баланса между фундаментальностью и практическими навыками в образовании

В целевой модели нашего университета мы отказываемся от термина “профессионал”, а вводим понятие “трансфессионал” — это способность действовать поверх профессиональных границ, менять себя вместе с профессией, при этом имея глубину. Российское и французское образование характеризуются своей фундаментальностью и глубиной. Эту ценность мы не должны потерять — Галажинский Эдуард, Ректор, Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Мы должны создать связь между образовательным процессом и бизнесом. Мы создали обучающие механизмы, в частности, в инженерии, которые позволяют нам валидировать и развивать определенные практические навыки. Речь также идет о связи между центром обучения, предприятием и самим студентом — Лионсель Себастьян, Директор по международным отношениям, Консерватория искусств и ремёсел.

Страны и работодатели, которые больше готовы человеку доверять, строя вокруг него систему самореализации, с точки зрения производительности труда выигрывают <…> Это означает кооперацию между работодателем и университетом. Любопытно, что работодатели за нашим столом говорят об этом много и открыто, а коллеги из системы образования — значительно меньше — Степаненко Антон, Директор The Boston Consulting Group.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС