нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Трианонский диалог. Образование будущего
6 Июня 2019
15:00—16:15
Ключевые выводы
Россия и Франция активно развивают сотрудничество в сфере образования и науки

У нас богатое сотрудничество в академической научной сфере, 2800 совместных публикаций, по этому показателю Франция является привилегированным партнером России. Есть еще одна привилегированная сфера в сотрудничестве — математика <…> Есть 44 проекта сотрудничества на арктическую тему, в ядерной физике <…> У нас есть очень хорошие перспективы к развитию [научного сотрудничества, — Ред.]. Мы можем развивать сотрудничество в рамках цифровой платформы, чтобы учащиеся могли принимать участие в различных конкурсах и подать новые идеи для развития искусственного интеллекта — Морель Пьер, Сопредседатель, Форум «Трианонский диалог»; посол Французской Республики в Российской Федерации (1992-1996 гг.).

В последние годы мы многого достигли в межвузовском сотрудничестве. 10-15 лет назад у нас были единичные проекты с французскими университетами. Сейчас практически каждый год открываются новые магистратуры, и делается это на уровне региональных университетов России и Франции — Торкунов Анатолий, Ректор, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России)..

Подготовка инженеров — это предмет для развития наших отношений. Это уже есть сегодня в области энергетики, нефтегазовой отрасли, и за этим будущее. Картина в энергетике будет существенно меняться в течение ближайших 15 лет — Фаш Доминик, Председатель совета директоров, Российский технологический фонд (RTF); член международного комитета по присуждению премии, Ассоциация «Глобальная энергия» .

Мир движется к созданию глобального рынка образования и труда

Профессии переводчика осталось 10-12 лет. Пусть это будет не художественный перевод, но этого будет достаточно для радикальных изменений. Рынок наших университетов, коммерческих предложений станет доступен абсолютно всем. Это колоссальное расширение рынка и вызов нашей конкурентоспособности — Кузьминов Ярослав, Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)..

Были опрошены молодые люди 18-35 лет, изучающие французский либо в вузе, либо самостоятельно <…> Респонденты рассчитывают, что при получении французского образования у них есть больше шансов получить высокооплачиваемую работу в России <…> [Они] стремятся получить французское образование не для смены выбранной жизненной и профессиональной траектории, а для получения лучших компетенций в своей профессиональной области — Федоров Валерий, Генеральный директор, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

При глобализации важно сохранять систему жизненных ценностей

С одной стороны, парадигма академического совершенства и экономической логики, конкуренции, выгоды — она сегодня доминирует. С другой стороны, [согласно] докладу, написанному нобелевскими лауреатами, ВВП не всегда является мерилом эффективного развития экономики, и есть другие параметры, связанные с качеством жизни, с развитием ценностей. Роль Трианонского диалога состоит в удержании этой целостности. Упование на глобализацию <…> иногда заставляет нас отказываться от ценностей, которые мы имеем — Галажинский Эдуард, Ректор, Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Проблемы
Несоответствие системы образования изменениям на рынке труда

70% профессий, которые будут существовать к 2030 году, пока еще не существует. Это означает, что мы не знаем, какие навыки нужны молодым людям для ее [работы, – Ред.] выполнения. Для роста [экономик] наших стран нам необходимо определить эти компетенции будущего и обучать им нашу молодежь — Верзелен Флоранс, Исполнительный вице-президент по отраслевым решениям, маркетингу, глобальным вопросам и коммуникациям, Dassault Systemes SE.

Мы видим по всему миру процесс тотального пересмотра системы взаимоотношений между системой образования, государством, работодателями и человеком. Это происходит из-за дефицита кадров, появилась т.н. “квалификационная яма”, у двух из пяти работников компетенции либо отстают от выполняемой работы, либо ее превышают. Похоже, что в существующей системе взаимоотношений эта проблема нерешаема — система образования выпускает одинаково подготовленных людей, а работодатель каждый раз их под себя переделывает — Степаненко Антон, Директор The Boston Consulting Group.

Новые технологии могут привести к росту неравенства

У трети человечества нет доступа к интернету. 25% французов характеризуются полной цифровой безграмотностью. Могут возникать новые барьеры, в частности, цифровой разрыв. Необязательно развитие новых технологий приводит к доступу к различным благам — Пеллиссье Жерве, Заместитель генерального директора, Orange Group.

Недостаточное использование потенциала академических и научных отношений между Францией и Россией

Интерес к Франции у нас довольно большой <…> есть сотрудничество с французскими образовательными учреждениями, достаточно много приезжает к нам французских профессоров, они руководят у нас лабораториями. Я вижу, что мы все же сбавили обороты, причем с обеих сторон. Нам нужно подумать и с большей скоростью реализовывать наш потенциал, мы его недорабатываем — Кудрявцев Николай, Ректор, ФГАО УВПО «Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)».

Мы с 1991 года активно работаем с французскими университетами, имеем около 20 партнеров — учебных заведений в различных городах Франции. У нас 4 программы двойных дипломов. Мы видели и лучшие времена, и очень надеюсь в ближайшее время на их возвращение — Максимцев Игорь, Ректор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет.

У нас 5300 российских студентов, обучающихся во Франции, и только 300 французских студентов в России. Это очень существенная разница <…> У нас фактически больше соглашений, чем студентов — Морель Пьер, Сопредседатель, Форум «Трианонский диалог»; посол Французской Республики в Российской Федерации (1992-1996 гг.).

Снижение востребованности русского и французского языков

У России и Франции есть еще один вызов. Глобальный рынок — это английский язык <…> Россия и Франция работают в своих нишах, в странах, которые тяготеют к русской и французской культурам, но и в этих странах востребованность наших языков снижается — Кузьминов Ярослав, Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)..

Решения
Увеличение финансирования образования и науки

Ключевой вопрос для России — больше финансировать университеты и науку — Фаш Доминик, Председатель совета директоров, Российский технологический фонд (RTF); член международного комитета по присуждению премии, Ассоциация «Глобальная энергия» .

Развитие совместных образовательных программ

Наиболее перспективна работа по созданию совместных образовательных программ <…> которая позволяла бы по их окончанию участникам получать либо степень магистра, либо <…> кандидатов наук. Если по магистерским программам уже много сделано, то по кандидатским мы пока никак не можем найти юридическую сторону решения проблемы. 21 вуз России имеет право присваивать кандидатскую и докторскую степень без ВАКа <…> и именно они должны выступить пионерами продвижения программы двойной аспирантуры — Торкунов Анатолий, Ректор, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России)..

Поиск баланса между фундаментальностью и практическими навыками в образовании

В целевой модели нашего университета мы отказываемся от термина “профессионал”, а вводим понятие “трансфессионал” — это способность действовать поверх профессиональных границ, менять себя вместе с профессией, при этом имея глубину. Российское и французское образование характеризуются своей фундаментальностью и глубиной. Эту ценность мы не должны потерять — Галажинский Эдуард, Ректор, Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Мы должны создать связь между образовательным процессом и бизнесом. Мы создали обучающие механизмы, в частности, в инженерии, которые позволяют нам валидировать и развивать определенные практические навыки. Речь также идет о связи между центром обучения, предприятием и самим студентом — Лионсель Себастьян, Директор по международным отношениям, Консерватория искусств и ремёсел.

Страны и работодатели, которые больше готовы человеку доверять, строя вокруг него систему самореализации, с точки зрения производительности труда выигрывают <…> Это означает кооперацию между работодателем и университетом. Любопытно, что работодатели за нашим столом говорят об этом много и открыто, а коллеги из системы образования — значительно меньше — Степаненко Антон, Директор The Boston Consulting Group.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС