Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Трианонский диалог. Образование будущего
Ключевые выводы
Россия и Франция активно развивают сотрудничество в сфере образования и науки

У нас богатое сотрудничество в академической научной сфере, 2800 совместных публикаций, по этому показателю Франция является привилегированным партнером России. Есть еще одна привилегированная сфера в сотрудничестве — математика <…> Есть 44 проекта сотрудничества на арктическую тему, в ядерной физике <…> У нас есть очень хорошие перспективы к развитию [научного сотрудничества, — Ред.]. Мы можем развивать сотрудничество в рамках цифровой платформы, чтобы учащиеся могли принимать участие в различных конкурсах и подать новые идеи для развития искусственного интеллекта — Морель Пьер, Сопредседатель, Форум «Трианонский диалог»; посол Французской Республики в Российской Федерации (1992-1996 гг.).

В последние годы мы многого достигли в межвузовском сотрудничестве. 10-15 лет назад у нас были единичные проекты с французскими университетами. Сейчас практически каждый год открываются новые магистратуры, и делается это на уровне региональных университетов России и Франции — Торкунов Анатолий, Ректор, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России)..

Подготовка инженеров — это предмет для развития наших отношений. Это уже есть сегодня в области энергетики, нефтегазовой отрасли, и за этим будущее. Картина в энергетике будет существенно меняться в течение ближайших 15 лет — Фаш Доминик, Председатель совета директоров, Российский технологический фонд (RTF); член международного комитета по присуждению премии, Ассоциация «Глобальная энергия» .

Мир движется к созданию глобального рынка образования и труда

Профессии переводчика осталось 10-12 лет. Пусть это будет не художественный перевод, но этого будет достаточно для радикальных изменений. Рынок наших университетов, коммерческих предложений станет доступен абсолютно всем. Это колоссальное расширение рынка и вызов нашей конкурентоспособности — Кузьминов Ярослав, Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)..

Были опрошены молодые люди 18-35 лет, изучающие французский либо в вузе, либо самостоятельно <…> Респонденты рассчитывают, что при получении французского образования у них есть больше шансов получить высокооплачиваемую работу в России <…> [Они] стремятся получить французское образование не для смены выбранной жизненной и профессиональной траектории, а для получения лучших компетенций в своей профессиональной области — Федоров Валерий, Генеральный директор, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

При глобализации важно сохранять систему жизненных ценностей

С одной стороны, парадигма академического совершенства и экономической логики, конкуренции, выгоды — она сегодня доминирует. С другой стороны, [согласно] докладу, написанному нобелевскими лауреатами, ВВП не всегда является мерилом эффективного развития экономики, и есть другие параметры, связанные с качеством жизни, с развитием ценностей. Роль Трианонского диалога состоит в удержании этой целостности. Упование на глобализацию <…> иногда заставляет нас отказываться от ценностей, которые мы имеем — Галажинский Эдуард, Ректор, Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Проблемы
Несоответствие системы образования изменениям на рынке труда

70% профессий, которые будут существовать к 2030 году, пока еще не существует. Это означает, что мы не знаем, какие навыки нужны молодым людям для ее [работы, – Ред.] выполнения. Для роста [экономик] наших стран нам необходимо определить эти компетенции будущего и обучать им нашу молодежь — Верзелен Флоранс, Исполнительный вице-президент по отраслевым решениям, маркетингу, глобальным вопросам и коммуникациям, Dassault Systemes SE.

Мы видим по всему миру процесс тотального пересмотра системы взаимоотношений между системой образования, государством, работодателями и человеком. Это происходит из-за дефицита кадров, появилась т.н. “квалификационная яма”, у двух из пяти работников компетенции либо отстают от выполняемой работы, либо ее превышают. Похоже, что в существующей системе взаимоотношений эта проблема нерешаема — система образования выпускает одинаково подготовленных людей, а работодатель каждый раз их под себя переделывает — Степаненко Антон, Директор The Boston Consulting Group.

Новые технологии могут привести к росту неравенства

У трети человечества нет доступа к интернету. 25% французов характеризуются полной цифровой безграмотностью. Могут возникать новые барьеры, в частности, цифровой разрыв. Необязательно развитие новых технологий приводит к доступу к различным благам — Пеллиссье Жерве, Заместитель генерального директора, Orange Group.

Недостаточное использование потенциала академических и научных отношений между Францией и Россией

Интерес к Франции у нас довольно большой <…> есть сотрудничество с французскими образовательными учреждениями, достаточно много приезжает к нам французских профессоров, они руководят у нас лабораториями. Я вижу, что мы все же сбавили обороты, причем с обеих сторон. Нам нужно подумать и с большей скоростью реализовывать наш потенциал, мы его недорабатываем — Кудрявцев Николай, Ректор, ФГАО УВПО «Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)».

Мы с 1991 года активно работаем с французскими университетами, имеем около 20 партнеров — учебных заведений в различных городах Франции. У нас 4 программы двойных дипломов. Мы видели и лучшие времена, и очень надеюсь в ближайшее время на их возвращение — Максимцев Игорь, Ректор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет.

У нас 5300 российских студентов, обучающихся во Франции, и только 300 французских студентов в России. Это очень существенная разница <…> У нас фактически больше соглашений, чем студентов — Морель Пьер, Сопредседатель, Форум «Трианонский диалог»; посол Французской Республики в Российской Федерации (1992-1996 гг.).

Снижение востребованности русского и французского языков

У России и Франции есть еще один вызов. Глобальный рынок — это английский язык <…> Россия и Франция работают в своих нишах, в странах, которые тяготеют к русской и французской культурам, но и в этих странах востребованность наших языков снижается — Кузьминов Ярослав, Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)..

Решения
Увеличение финансирования образования и науки

Ключевой вопрос для России — больше финансировать университеты и науку — Фаш Доминик, Председатель совета директоров, Российский технологический фонд (RTF); член международного комитета по присуждению премии, Ассоциация «Глобальная энергия» .

Развитие совместных образовательных программ

Наиболее перспективна работа по созданию совместных образовательных программ <…> которая позволяла бы по их окончанию участникам получать либо степень магистра, либо <…> кандидатов наук. Если по магистерским программам уже много сделано, то по кандидатским мы пока никак не можем найти юридическую сторону решения проблемы. 21 вуз России имеет право присваивать кандидатскую и докторскую степень без ВАКа <…> и именно они должны выступить пионерами продвижения программы двойной аспирантуры — Торкунов Анатолий, Ректор, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России)..

Поиск баланса между фундаментальностью и практическими навыками в образовании

В целевой модели нашего университета мы отказываемся от термина “профессионал”, а вводим понятие “трансфессионал” — это способность действовать поверх профессиональных границ, менять себя вместе с профессией, при этом имея глубину. Российское и французское образование характеризуются своей фундаментальностью и глубиной. Эту ценность мы не должны потерять — Галажинский Эдуард, Ректор, Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Мы должны создать связь между образовательным процессом и бизнесом. Мы создали обучающие механизмы, в частности, в инженерии, которые позволяют нам валидировать и развивать определенные практические навыки. Речь также идет о связи между центром обучения, предприятием и самим студентом — Лионсель Себастьян, Директор по международным отношениям, Консерватория искусств и ремёсел.

Страны и работодатели, которые больше готовы человеку доверять, строя вокруг него систему самореализации, с точки зрения производительности труда выигрывают <…> Это означает кооперацию между работодателем и университетом. Любопытно, что работодатели за нашим столом говорят об этом много и открыто, а коллеги из системы образования — значительно меньше — Степаненко Антон, Директор The Boston Consulting Group.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС