нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Саморегулирование vs. государственный контроль. Как стимулировать потребление легального контента?
7 Июня 2019
10:00—11:15
Ключевые выводы
Пиратство приносит огромный ущерб правообладателям

С одной стороны, рынок платного медиапотребления в России растет: более 100 млрд рублей превысили платежи по итогам 2018 года. С другой стороны, мы все понимаем, что нелегальное потребление является одним из самых существенных факторов, ограничивающих рост этого сегмента рынка — Демин Михаил, Президент, «Медиа-Коммуникационный союз» (МКС).

“Газпром-медиа” в год производит 22 тысячи часов контента. Очевидно, для нас борьба с пиратством — это защита инвестиций, потому что это 10 млрд рублей в год, которые в Интернете “уходят в песок” — Краснов Алексей, Заместитель генерального директора, АО «Газпром-медиа Холдинг».

Потери производителей контента от пиратства оцениваются в триллионы долларов. Бизнес большой, и нажиться на нем хотят многие. Учитывая цифровизацию, которая двигается невероятными темпами, распространение контента становится простым, но и продажа пиратского контента становится все проще, и заработать на этом становится проще — Полетаев Игорь, Ведущий, НТВ.

Борьба с пиратством в России начинает приносить результаты

У нас имеется 540 окончательных решений Московского городского суда по поводу постоянной блокировки чистых пиратов. Заблокировано на основании этих решений 2300 пиратских ресурсов навечно. Их совокупная аудитория, если суммировать, превышает аудиторию Рунета, превышает 100 млн человек — Жаров Александр, Руководитель, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации (Роскомнадзор).

Первый раз за историю Российской Федерации общий объем пиратского трафика снизился: в этом году он составил 10% роста, в прошлом году было 12%, до этого было 20% и далее. То есть это первый год, когда благодаря действиям Роскомнадзора, Меморандума [Меморандум о сотрудничестве в сфере охраны исключительных прав в эпоху развития цифровых технологий, — Ред.] и индустрии объем пиратского трафика в России снизился — Сачков Илья, Основатель, генеральный директор, Group-IB.

Как промежуточный итог развития Меморандума, мы видим живую, конструктивную дискуссию между интернет-бизнесом и правообладателем по поводу разных методов, как нам сделать так, чтобы пиратский контент не был доступен или чтобы пираты не могли достучаться до пользователей — Агронов Леонид, Генеральный директор, НП «Национальная федерация музыкальной индустрии».

Тот факт, что появилось саморегулирование — это само по себе признак того, что в индустрии появились зрелые игроки — Николаев Вячеслав, Член правления, вице-президент по маркетингу, ПАО «МТС».

Проблемы
Отсутствие адекватных методов борьбы с пиратскими онлайн-трансляциями

27 точек раздачи пиратских трансляций было зафиксировано во время Чемпионата мира по футболу — Демин Михаил, Президент, «Медиа-Коммуникационный союз» (МКС).

Со спортивными трансляциями ситуация, пожалуй, самая сложная. Для нас это, конечно, очень актуально. К сожалению, сейчас нормы действующего Меморандума не позволяют сделать совершенно ничего. То есть 2-3 часа реагирования — это ситуация, при которой матч уже прошел, все уже случилось, а мы все еще ищем пиратов. Практически во всех более или менее цивилизованных странах есть автоматизм этой блокировки — Лапшина Екатерина, Член управляющего комитета, Rambler Group; независимый член совета директоров, «РТ-Развитие бизнеса».

Вообще нет инструментов защиты live-трансляций. Правообладатели тратят огромные средства на закупку, например, спортивного контента, а транслируют его пираты. Пока этот пункт не нашел взаимопонимания у интернет-площадок — Эрнст Константин, Генеральный директор, Первый канал.

Интеграция нелегальных казино и пиратских ресурсов

Одна из ключевых проблем сегодня — это интеграция в рамках черного сегмента, интеграция между нелегальным бизнесом интернет-казино и пиратскими ресурсами. Это огромный бизнес, он кормит друг друга — Демин Михаил, Президент, «Медиа-Коммуникационный союз» (МКС).

Для того, чтобы реально победить пиратов, недостаточно лишить их трафика из поисковых систем — необходимо лишить их финансирования. Сейчас основной источник дохода — реклама казино. Блокировка сайтов с рекламой казино — необходимая мера. Это существующий проект поправок в 149 ФЗ «Об информации», предусматривающий внесение рекламы казино в перечень запрещенной на территории Российской Федерации — Эрнст Константин, Генеральный директор, Первый канал.

Решения
Оптимизация доступа к легальным продуктам

Мы и сами принимаем усилия по борьбе со стриминговым пиратством. Здесь, конечно, разные инструменты работают: и оптимизация поиска, и создание более комфортных условий. Например, в мобильных приложениях “СТС” и “Домашний” работают стриминги сегодня — Муругов Вячеслав, Генеральный директор, ООО «СТС Медиа».

Усилиями всей индустрии и нашего холдинга мы потихонечку формируем привычку платного смотрения. Запускаются новые сервисы, которые удобны и относительно дешевы. Всем известный наш “ТНТ-Премьер” имеет 600 тысяч постоянных подписчиков, 134 млн просмотров — Краснов Алексей, Заместитель генерального директора, АО «Газпром-медиа Холдинг».

Формирование культуры легального потребления контента

Госучреждения [Южной — Ред.] Кореи проводят постоянную работу по информированию населения о важности использования легального контента и лицензионных ПО, чтобы люди воспринимали контент как материальную ценность — Жан Ко, Президент, Ассоциация корейского мобильного интернет-бизнеса (MOIBA).

Нам нужно вовлечь пользователей, им нужно объяснить, что нужно смотреть легально. Я искренне верю в то, что контент должен быть платным. Мы должны поощрять тех людей, которые его создают: это нелегкая работа, и она должна быть компенсирована — Абовски Грегори, Операционный директор, финансовый директор, Яндекс.

Нужно обязательно воспитывать в потребителях ощущение, что контент не просто искусство, принадлежащее народу, а это продукт, за который нужно платить, потому что на него затрачены усилия, время, и это стоит денег — Полетаев Игорь, Ведущий, НТВ.

Усиление мер воздействия на участников пиратского рынка

Я предлагаю направить острие удара в потребителя, в пользователя. Германия, как всем известно, наиболее эффективная страна в борьбе с пиратством, потому что там отвечает конечный пользователь — Сельянов Сергей, Председатель правления, Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ); руководитель, Кинокомпания СТВ.

Контроль CDN, полная вычистка сайтов и полное удаление целого сайта — это кардинальные, радикальные меры, которые нужно поддерживать. Уголовные дела против злостных пиратов — тоже была бы очень действенная мера — Туманов Олег, Генеральный директор, ООО «Иви.ру».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС