нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Креативная экономика: стратегии продвижения высокотехнологичного экспорта
7 Июня 2019
10:00—11:15
Ключевые выводы
Креативная индустрия стала полноценной отраслью российской экономики

15 лет назад, когда я начинала, конкуренции вообще никакой не было. Сегодня есть огромное количество брендов. Я восхищаюсь и горжусь ростом индустрии — Когель Ася, Основатель, Модный дом KOGEL.

Проект [“Смешарики” — Ред.] появился уже 16 лет назад. В тот момент не было, по сути, той самой креативной индустрии. За эти годы ситуация кардинально изменилась. Действительно, вслед за “Смешариками” появился целый ряд успешных проектов, которые стали хорошо и качественно заходить на российский и международный рынки — Попов Илья, Президент, Ассоциация анимационного кино, генеральный продюсер ГК РИКИ.

За последние 16 лет развитие российских креативных индустрий обрело совершенно иной потенциал. До последних пор в России не было понятия креативных индустрий — Черкес-заде Екатерина, Директор, Universal University.

Продукция креативной индустрии имеет значительный экспортный потенциал

Креативные отрасли не могут развиваться и продавать продукт только в рамках своей страны, так как потолок достигается очень быстро, и потенциал роста в одной стране очень ограничен. Креативные отрасли — это экспортный канал. Российские анимация, мода, технологический и промышленный дизайн, архитектура, современное искусство — это все отрасли, которые имеют огромный экспортный потенциал — Слащева Юлиана, Председатель правления, ФГУП «Творческо-производственное объединение „Киностудия «Союзмультфильм»“».

Когда наша компания 5 лет назад начала развивать VR в России, то мы занимались и hardware, то есть сделали свой шлем, который по сей день продается в мире, и software. Мы сделали платформу впечатлений Desirium буквально 1,5 года назад, запустили на международную арену — Флакс Илья, Генеральный директор, Fibrum.

Если говорить об экспортном потенциале того, что происходит в “Сколково”, то системы VR и AR, которые создаются в “Сколково”, — это те вещи, которые уже сейчас позволяют использовать виртуальные музеи. Например, у нас есть такая компания, которая называется Next Space. Голографические столы для обучения и создания дизайнов — у нас есть такая компания, которая называется NettleBox — Каем Кирилл, Старший вице-президент по инновациям, Фонд «Сколково».

У нас есть реальные кейсы, мы сейчас работаем с иностранными партнерами. Один из наших проектов, который мы двигаем на зарубежный рынок, — это проект “Мультикубик”. Мы рассматриваем его как наш пилотный проект в совместный российско-индийский фонд — Теплов Олег, Генеральный директор, ООО «ВЭБ Инновации».

Проблемы
Утечка креативных специалистов за рубеж

Креативная экономика построена на мозгах, и наша задача — сделать так, чтобы мы могли в первую очередь экспортировать продукты в области креативных индустрий, а не делать экспорт мозгов. Это важный момент, потому что в последние 20 лет я вижу траекторию своих выпускников следующим образом: из Британской школы дизайна порядка 25% выпускников эмигрировали — Черкес-заде Екатерина, Директор, Universal University.

У нас очень много талантливых дизайнеров. Проблема заключается в том, что они учатся здесь, уезжают и рвут рынок там. Моя задача —сделать так, чтобы они никуда не уезжали, чтобы они оставались в России и рвали рынок здесь — Трудел Айсель, Сооснователь, член совета директоров, Aizel.ru.

Неготовность нормативной базы для регулирования креативной экономики

У нас вопрос НДС и возврата НДС при продаже IT-продукта за рубеж или продажи 3D-модели за рубеж — это вопрос еще нерешенный — Каем Кирилл, Старший вице-президент по инновациям, Фонд «Сколково».

Нехватка финансирования

У многих дизайнеров есть проблемы: у них нет финансирования, многие находятся в серой зоне — Трудел Айсель, Сооснователь, член совета директоров, Aizel.ru.

Решения
Государственная поддержка

Закон принят в апреле. Уже внесены изменения в Налоговый кодекс, обнулен НДС на все, что связано с IT, инженерией и вообще на все услуги — Слепнев Андрей, Генеральный директор, АО «Российский экспортный центр».

Первостепенной задачей для нас является выравнивание конкурентных условий с иностранными юрисдикциями и создание комфортных, более привилегированных условий в России для ведения бизнеса. Это касается и валютного контроля, и иных стимулирующих мероприятий — Максимов Тимур, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Мы будем говорить о том, чтобы вывести дизайнеров из серой зоны, дать им возможность льготного периода по налогам. Государственная поддержка — это замечательно, и я думаю, мода без нее не обойдется — Трудел Айсель, Сооснователь, член совета директоров, Aizel.ru.

Действительно, креативная индустрия нуждается в системной поддержке, ей нужны особые условия. И для этого предназначены кластеры, работа по созданию которых уже началась — Прохорова Юлия, Ведущая, Телеканал «РБК».

Создание экосистемы для развития креативной экономики

Мы пошли по развитию инфраструктуры, и это один из приоритетов города. Мы создавали технопарки, индустриальные парки, кластеры как инфраструктуру, необходимую для развития различных сфер. В основном это были технологические сферы, и в прошлом году началась работа уже с точки зрения креативных пространств и креативных технопарков — Фурсин Алексей, Руководитель, Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы.

Говоря про креативные индустрии, говоря о состыковке всех отраслей, которые входят в понятие креативных индустрий, то именно скрещивание их на стыке и дает тот самый синергетический эффект, который позволяет лучшее и более эффективное развитие каждого из нас — Попов Илья, Президент, Ассоциация анимационного кино, генеральный продюсер ГК РИКИ.

Зачастую фокусная персональная поддержка бывает гораздо ценнее, чем налоговые льготы, чем различные финансовые компенсации. Самое ценное, что есть в бизнесе и в развитии бизнеса, — это контакты, связи, нетворкинг. Всегда наибольшую ценность представляет знакомство с нужными партнерами — Чех Илья, Основатель, генеральный директор, ООО «Моторика».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС