нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Морские порты — в эффективные руки
6 Сентября 2017
15:15
КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

За последние восемь месяцев мы, безусловно, видим рост с точки зрения грузооборота. Если сравнить результаты 2017 года с результатами 2016 года, то рост составил 30–35% по отрасли на Дальнем Востоке — Александр Дудко, управляющий директор ООО "Восточная стивидорная компания".

Развитие экономики страны зависит от портов. В России далеко не полностью используются мощности, примерно на 60%, но есть спрос и нет недостатка в контейнерных грузах. Когда мы говорим о торговле, то мы наблюдаем тенденцию роста внутри России, например, наблюдается рост контейнерных перевозок на 70% в этом году по сравнению с предыдущим, а во всем мире — только на 5% — Султан Ахмед Бин Сулайем, главный исполнительный директор DP World.

ПРОБЛЕМЫ
Развитию портовой сферы препятствует неопределенность правоприменительной практики и условий

Когда условия принятия решений не определены из-за разных факторов, инвесторы боятся принимать решения об инвестировании, и поэтому мы все время запаздываем в принятии решений и в строительстве портов — Надежда Жихарева, замруководителя Федерального агентства морского и речного транспорта.

Принципиальным условием является ясность всех условий, в которых инвесторы и федеральные регуляторы должны работать. Отдельный вопрос — соблюдение государством своих обязательств. В условиях, когда мы принимаем решения, различные федеральные целевые программы, подписываем инвестиционные соглашения, а после этого в силу бюджетных решений или иной приоритизации, начинаем снимать соответствующие деньги и не исполнять соответствующие соглашения, для Дальнего Востока это губительная политика — Александр Осипов, первый замминистра РФ по развитию Дальнего Востока.

Высокая конкуренция среди российских портов

Все было бы хорошо, если бы не было столько много предложений, у нас очень жесткая конкуренция в портах. В советские времени было два порта здесь, два порта там, сейчас у нас операторы морских терминалов, их десятки, 23 — во Владивостоке, около 20 — в Находке — Денис Сарана, член совета директоров ОАО "Владивостокский морской рыбный порт".

Находкинский порт очень мало загружен, у нас резерв еще двукратный есть, даже трехкратный. <…> По количеству — мы только на треть загружены — Денис Сарана.

Необходимость дополнительных инвестиций

Не хватает инвестиций для того, чтобы построить быстрее, чем строится сейчас, но очевидно, что рост морских портов произойдет в перспективе нескольких последующих лет — Лейла Мамедзаде, председатель совета директоров группы "Сумма".

Отсутствие четкой программы господдержки

Нет никакой системы и никаких критериев по привлечению государственных инвестиций, я имею в виду, источников финансирования. Есть социально значимые порты, где нужно полностью инвестировать, есть порты с высокой степенью доходности, куда всегда придут инвестиции. Но нет критериев, а нам как инвесторам важно их знать — Василий Варения, председатель совета директоров ООО "Морской порт "Суходол".

РЕШЕНИЯ
Техническое обновление инфраструктуры портов

Когда мы говорим о действующих мощностях, мы понимаем, когда они создавались, они не всегда отвечают текущим потребностям в части глубин и характеристик принимающих судов, поэтому, безусловно, нужно строить новые — Надежда Жихарева.

Нужна постоянная модернизация и переход на электронный режим, узаконить электронную подпись, чтобы ускорить процесс прохождения грузов через порты", — Султан Ахмед Бин Сулайем. — .

Предоставление льгот

Государству нужно попытаться помочь инвесторам пользоваться льготами. Мне понравилась идея о том, что железнодорожные компании могут сотрудничать с портовыми хозяйствами в общих интересах, тут тоже надо предусмотреть системы оптимизации взаимодействия — Ахмед Бин Сулайем, Султан.

Развитие промышленности в регионе

Россия богата природными ресурсами, возникает вопрос: почему нет никаких проектов по обработке сырья? Здесь добывается уголь высокого качества, можно его превращать в жидкость, почему нужно экспортировать сырье, если можно вкладывать средства не только в транспортировку, но и в обработку сырья — Ахмед Бин Сулайем, Султан.

Использование механизма инфраструктурной ипотеки

Сейчас прорабатывается механизм инфраструктурной ипотеки, мы с Министерством экономического развития над этим работаем — когда инвестор платит в настоящий момент свои заемные средства, а государство рассматривается как госгарантия с отложенным платежом, компенсирует затраты инвестора в объекты, которые должны находиться исключительно в федеральной собственности — Надежда Жихарева.