Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.
Брифинг А.В. Дворковича, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации
Итоги дискуссии

Вопрос: Какой эффект для бюджета сделка OPEC+ дала в 2017 году, какой эффект может быть в 2018 и куда пойдут эти деньги?

А. В. Дворкович:

«Мы оцениваем эффект [от сделки OPEC+] как положительный, и для бюджетной системы, и для экономики в целом.»

«Бюджетные эффекты — они немедленные, мы их получили уже в 2017 году и начинаем получать в 2018 году.»

«Экономические эффекты чуть более растянуты, поскольку сделка OPEC+ привела к некоторому замедлению темпов роста из-за того, что нефть играет большую роль в экономике и стагнация добычи в результате продуманной сделки привела к тому, что темпы роста экономики стали несколько ниже. Но, тем не менее, эта недостача будет компенсирована в среднесрочной перспективе на протяжении последующих трех лет за счет более высоких инвестиций, большей ликвидности в экономике. Бюджетный эффект <...> — порядка 800 миллиардов рублей в 2017 году; если цены сохранятся на текущем уровне в 2018 году, то эффект будет в 2 раза выше.»

«Сделка OPEC+ была эффективной, она продлена до конца 2018 года, мониторинг ведется постоянно, и министры энергетики соберутся в середине года, чтобы еще раз оценить ситуацию и решить, как действовать дальше.»

Вопрос: Планируете ли Вы или, может быть, у Вас были встречи или общение с кем-то из американской делегации?

А. В. Дворкович:

«У меня был ряд встреч с представителями американских компаний, у нас были хорошие плодотворные разговоры. Это компании, которые являются хорошими инвесторами в РФ, и мы взаимно довольны тем прогрессом на уровне такого рода сотрудничества на корпоративном уровне.»

«У меня были короткие разговоры с некоторыми членами американской делегации, но эти встречи не были открытыми.»

Вопрос: Что бы Вы хотели услышать от Президента Трампа в его речи завтра?

А. В. Дворкович:

«Мы ожидаем четкой и понятной презентации планов американского правительства и объяснения целей выбираемой политики, будь то планы по снижению налогов или что-либо еще, что мы можем ожидать от США.»

«Мы надеемся, что в своей политике США будут последовательно исполнять условия международных соглашений и принципов справедливой <...> торговли, которые будут исключать принципы любой недобросовестной конкуренции и каких-либо других механизмов, включая санкции. Поскольку, на наш взгляд, санкции — это инструмент нечестной, несправедливой конкуренции не только против России, но и против Европы или другой страны. Санкции в отношении России влияют на европейский бизнес.»

«Также ожидаем четкого прояснения позиции в отношении повестки по инновациям и принципа того, что значит America First.»

Вопрос: Сегодня был опубликован российский законопроект [о регулировании криптовалют в России], который по факту выводит любые сделки с криптовалютами за рамки правового поля, что входит в противоречие того, как Россия себя декларировала как страна, привлекательная для инвестиций, лояльная юрисдикция. В текущем формате Россия, наоборот, становится не очень инвестиционно-привлекательной для любых сделок, осуществленных с криптоактивами. Не повлияет ли Ваше общение с коллегами, партнерами из других государств на корректировку законопроекта?

А. В. Дворкович:

«Мы активно занимаемся изучением, разработками и возможными применениями самой технологии блокчейн, у нее есть много применений уже существующих и потенциальных. Мы это делаем как для целей исполнения публичных функций <...>, так и для бизнес-целей. Разработка этих инструментов, платформ ведется очень активно.»

«Использование криптовалют как средства сбережения и привлечения капитала более перспективно, чем использование как средства платежа.»

«В мире криптовалют роль русскоговорящих людей и собственников очень высока. Пока мы как государство не считаем возможным легализовать этот вид актива, они это делают в других странах.»

«У нас идет дискуссия и внутри бизнеса, и между регуляторами, ЦБ, Министерством финансов относительно того, что возможно, что невозможно, можно ли попробовать реализовать какие-то пилотные проекты. <...> Пока ясности нет. Будем мониторить ситуацию, <...> принимать решения, как себя здесь вести.»

Вопрос: Общались ли Вы с делегациями из европейских стран и если да, то какие проекты обсуждались, в частности нефтяные проекты — «Северный поток — 2»?

А. В. Дворкович:

«Была одна встреча, которая носила продуманный характер — встреча с греческим лидером, господином Ципрасом. Мы обсуждали нефтяную тему, Южный газовый коридор. Греция заинтересована вместе с Италией в прохождении маршрута второй ветки „Турецкого потока“ через страны. <...> Здесь критически важной является позиция Еврокомиссии. Но эта тема обсуждалась не на моей встрече.»

Вопрос: Вы встречались с руководством Турции. Обращалась ли турецкая сторона с просьбой снять все ограничения на поставки томатов и при каких условиях Россия намерена пойти на этот шаг? Ожидаете ли Вы рост экспорта зерна в Турцию в 2018 году и на сколько снизились поставки в 2017 году?

А. В. Дворкович:

«Сегодня никаких просьб не было. Мы обсуждали тему атомной энергетики, строительство станции „Аккую“.»

«По томатам были проведены инспекции ряда турецких предприятий в конце декабря прошлого года, они завершились, анализ проведен. Думаю, что Россельхознадзор объявит о решениях, в том числе положительных, по расширению списка турецких компаний, которые могут поставлять томаты в Россию в рамках той квоты общего объема поставок, которую мы определили. Мы не готовы снимать ограничения полностью, поскольку обязаны защищать интересы российских сельхозпроизводителей в условиях санкционного давления. Меры отчасти вынужденные. Мы должны дать возможность окупить те инвестиции, которые были сделаны, мы от этого выигрываем. Но есть периоды, <...> когда есть дефицит на рынке, мы заинтересованы, чтобы в эти периоды на рынке были томаты из других стран, в том числе из Турции. Именно в таком режиме будем действовать. Когда нынешняя квота будет исчерпана, мы ее <...> будем дополнять новыми решениями. Это будет делаться на основе тщательного анализа рынка и с учетом интересов российских производителей.»

«Ситуация [по зерну] лучше, чем мы ожидали: <...> несколько лет подряд идет рост производства зерна. Мы стали крупнейшими экспортерами в мире. От наших действий зависит стабильность мирового зернового рынка. Мы ведем себя ответственно. Строим дополнительные экспортные мощности, экспортные терминалы для поставок зерна на мировой рынок, будем заниматься и глубокой переработкой зерна, с тем чтобы обеспечить более высокую добавленную стоимость внутри страны и облегчить регулирование рынка. <...> Думаю, что в этом сельскохозяйственном году экспорт зерна будет очень высоким, проблемы с вывозом будут решены. <...> Потенциал производства зерновых в России высок: сейчас урожай за сто тридцать миллионов тонн, двести мы, конечно, можем получить с эффективным использованием пахотных земель и применением современных технологий.»

Вопрос: В 2018 году будут еще более жесткие санкции против России или Вы оставляете нашим западным товарищам красиво выходить из этой ситуации. Какие Ваши ощущения за эти 2 дня?

А. В. Дворкович:

«Мы знаем, что наши европейские коллеги хотели бы постепенной отмены санкций. Если раньше мантрой было выполнение минских соглашений полностью, то многие европейские лидеры <...> говорят о том, что если будет прогресс, позитив, то можно постепенно этим заниматься.»

«Мы не считаем санкции эффективными и продуктивными, они бессмысленны, несправедливы, не ведут ни к каким положительным результатам, кроме стимулирования нас работать еще лучше. Это, может быть, положительный результат.»

«Американские коллеги в силу своих внутриполитических соображений вряд ли будут совершать какие-то положительные шаги в этом направлении. Насколько быстро позитивная повестка перевесит эти внутриполитические интересы — затрудняюсь сказать.»

Вопрос: Планирует ли дальше <...> Правительство России помогать предпринимателям, производителям продавать свои товары на рынки мира? Ваше субъективное мнение: как будут развиваться дальше отношения России и США?

А. В. Дворкович:

«По второму вопросу. Мы будем продолжать диалог и сейчас это делаем по глобальным вопросам и вопросам региональной безопасности, таким как Сирия, Ближний Восток, Северная Корея, Иран, ряду других тем. Мы готовы в любой момент [к развитию отношений с США]. Пока этого диалога нет. Есть бизнес-отношения на уровне компаний.»

«Что касается России как производственного центра для глобальной экономики. У нас выгодно производить многие товары. Мы этим занимаемся в рамках политики поддержки разумного импортозамещения, в рамках программ поддержки экспорта, в рамках наших инновационных проектов, которые дают возможность создавать технологии и продукты нового поколения, которых в мире еще нет.»

«Есть истории успеха, но пока не массовые. Но на этих примерах можно работать дальше. Один тип — это встраивание России в цепочки глобальной стоимости: например, производители автомобилей, автокомпонентов сейчас поставляют эти товары своим финальным производителям на рынки других стран. Есть истории, связанные с выходом новых продуктов, <...> как в новых сферах, например информационных технологиях, так и в традиционных — как, например, нефтепереработка.»

«Программа поддержки экспорта у нас есть — это и финансовая, и политическая, и организационная поддержка. К этому необходимо добавить цифровые платформы, которые позволят средним и малым предприятиям выходить на рынки других стран, минуя излишние бюрократические барьеры. Мы этим занимаемся вместе со Сбербанком, Яндексом.»

Вопрос: Как Вы оцениваете перспективы спора России и ВТО по поводу запрета свинины из ЕС и вообще перспективы созыва панели арбитров по этому поводу?

А. В. Дворкович:

«Находимся в стадии консультаций, они будут продолжаться.»

«Любой такой случай — предмет для интенсивного диалога.»

«Если будет принято окончательное решение, что мы что-то нарушили, хотя мы так не считаем и все объяснения предоставили, тогда коллеги будут вправе принимать решение о том, чтобы убрать те преференции, которые мы выторговали в ходе переговоров при вступлении в ВТО, в сопоставимом объеме.»

Вопрос: Сегодня большой фурор произвел визит Трампа, собралась вся пресса, которая находилась в конгресс-центре. Не кажется ли Вам, что внимание к американскому президенту было излишним?

А. В. Дворкович:

«Такой интерес [к лидерам крупнейших государств мира] — это нормально.»