Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Interview
21.05.2018
“Russian football needs to learn how to make money”

President of Zenit St. Petersburg Sergey Fursenko discusses the legacy of the upcoming World Cup, what fans want, and how to reform the way professional teams are funded.

St. Petersburg Stadium

is built at the place of the old Sergey Kirov Stadium and is designed by a Japanese architect Kisho Kurokawa. The first match officially took place on 22 April 2017. Sliding roof and retractable football field make it possible to arrange football matches at any weather and to use the stadium for concerts without damaging the lawn.

Long before the start of the competition, there was already a lot of discussion about making the most of the legacy of the World Cup. Is this feasible in Russia today?

Our government has invested around 200 billion roubles in preparations for this championship. As a result, the country has gained a unique sporting infrastructure with modern stadiums and training centres.

Upkeep costs for facilities of this complexity could exceed hundreds of millions a year, and this is serious money for clubs outside our main cities. Arenas can only be cost-effective if they are transferred to football clubs which can fill the stands 20–25 times a season. Professional football needs to take on this responsibility. This means we need to stop focusing so much on the results on the scoreboard, and instead concentrate on the interests and needs of those watching the game. What do spectators need? Comfort, good service, and, of course, a great show. Football should feature beautiful, exciting combination play with plenty of goals. Fans are a club’s most valuable asset. Having a large, loyal fan base is the only way for a club to present itself as an attractive and commercial partner.

Your stadium on Krestovsky Island regularly records attendance figures approaching 50,000 funs.

Yes. Our experience shows that by engaging in extensive work with fans across the board, we can ensure maximum attendance. Compared with last year and our previous home ground at the Petrovsky Stadium, we now have two and a half times more people attending our games.

In 2018, football clubs are broad and expensive business structures. It’s vital that matches offer genuine quality which meets the highest standards of the modern entertainment industry.

Zenit now invites fans to the stadium two hours before the match starts, giving them an opportunity to take part in a range of games and cultural activities as part of our Fan Promenade. We are particularly pleased that football matches have become a family affair. We see a lot of kids coming to the new arena, and this is an investment in the future of the club — these are the fans who will be coming to see the team in 10 or 20 years and bringing along their own kids.

We know that St. Petersburg loves Zenit, but what about TV audiences?

The TV ratings for Zenit matches in the Russian Premier League and European tournaments comfortably exceed those for games featuring other Russian clubs. Outside Russia, income from the sale of television rights constitutes more than 50% of all club revenues in the five leading European leagues. Unfortunately, the Russian TV rights are worth a hundred times less than those of the English Premier League, and twenty times less than those of France’s Ligue 1.

Why is there such a difference in earnings?

Until recently, Russia’s football infrastructure was relatively weak.

It’s not all about the quality of the stadiums and pitches in Russia, however. There are methodological issues, too. Most clubs are not concerned with the entertainment value of their football. This means that pitches which are not suited for high-speed play are certified. It also affects schedules and refereeing methods. Funnily enough, it’s now easier for a strong team to play in European tournaments than at home.


110 metres together with the pylons — this makes the stadium one of the five tallest buildings of St. Petersburg


Russian football needs to learn how to make money, not just spend money from sponsors. Zenit achieved the highest profit margins among football clubs in 2016, coming out in front of highly successful clubs like Tottenham Hotspur, Manchester United, Bayern Munich, and Real Madrid. It should be noted that we ranked 21st out of 30 teams in terms of overall revenue for that year.

A review of the current system for state financing of professional teams is also needed. If we shut down this system completely, of course, it would be tough on a lot of clubs. But it would be entirely possible to allocate the funds based on a club’s performance in various areas — most importantly the number of fans they bring to the stands. Under this system, clubs wouldn’t be given money to purchase new players, but to create services for their fans.

You mentioned that a football club today is an expensive business structure. Many regional clubs simply cannot make this kind of investment.

Of course, you can only put on entertaining football if you have the appropriate level of funding.

In our view, the football stadiums which have been built and upgraded for the World Cup have the potential to attract interest from investors.


At SPIEF, Zenit will present an investment project for the development of our Krestovsky Stadium. The idea is to create a commercially successful entertainment space based on the existing infrastructure, which will be used all year round.

The stadium, its historic pavilions, and the area around it will be the centrepiece of a recreational area on Krestovsky Island. The complex will include a cultural and entertainment centre, street theatre, a museum on the history of the club, a café, a restaurant, a conference centre and co-working space, souvenir shops, an official club store, and the club’s client services office.

We also hope to develop the match-day corporate facilities (business clubs, lounges, skyboxes) and technologies for hosting concerts. Our stadium’s capabilities are unprecedented for Russia — we can accommodate up to 80,000 spectators in a warm, heated space. It is a venue which can attract the world’s biggest stars.

What does Zenit hope to achieve from its participation in SPIEF?

First of all, we want to present our new stadium as a business project and find partners to help us implement our plans.

Secondly, we’d like to use the forum to present Zenit as an effective marketing platform for potential sponsors and advertisers. Sponsorship of a sports club is a great tool for managing loyalty.

Thirdly, we plan to talk about our understanding of how modern trends in marketing and digital technologies can be applied to sport, and to discuss the role of football as a driver of the experience economy.

We are open to communication and we would like to share our developments with others. Zenit aims to achieve sell-out matches throughout the Russian Premier League. It’s always more exciting to play to a full house.

Structure of Funds

Income from Assets Sale Zenit St. Petersburg is Russia’s most popular club and the top Russian club in Europe, occupying sixteenth place in the UEFA rankings. These rankings determine how many Russian clubs can enter the Champions League and Europa League. Over the last ten years, Zenit has earned 145 ranking points. This is one and a half times more than CSKA, three times more than Spartak, and five times more than Lokomotiv.

Source: SPIEF-2018 Official Magazine


Analytics on the topic

Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Интервью
21.05.2018
«Российскому футболу надо научиться зарабатывать»
Президент футбольного клуба «Зенит» Сергей Фурсенко — о наследии грядущего чемпионата мира, интересах болельщиков и реформе финансирования профессиональных команд.

Санкт-Петербург арена, Крестовский остров

Стадион «Санкт-Петербург» построен на месте бывшего стадиона им. С.М. Кирова по проекту японского архитектора Кисё Курокава. Первый официальный матч состоялся 22 апреля 2017 года. При строительстве были реализованы технические ноу-хау: раздвижная крыша и выкатное поле, что позволяет проводить матчи при любой погоде и использовать площадку для концертов, не боясь повредить газон.


Задолго до старта чемпионата мира по футболу началось активное обсуждение, как эффективно использовать его наследие. Это возможно в сегодняшних российских реалиях?

Государство инвестировало в подготовку к чемпионату порядка 200 млрд руб. В результате в нашей стране появилась уникальная спортивная инфраструктура — современные стадионы и тренировочные центры.

Затраты на содержание таких сложных объектов могут превышать сотни миллионов рублей ежегодно, а для регионов это серьезные цифры. Арены способны стать экономически эффективными только при условии передачи их футбольным клубам, которые будут каждый год принимать по 20–25 матчей с аншлагами. Профессиональный футбол должен взять на себя эту ответственность. Для этого во главе угла должен быть поставлен не сиюминутный спортивный результат и счет на табло, а интересы и потребности зрителя. Что нужно зрителю? Комфорт, качественный сервис и, конечно, само зрелище. Футбол должен быть красивым, захватывающим, комбинационным, с большим количеством голов. А для клуба его болельщики — главная ценность. Только наличие большой лояльной аудитории делает клуб интересным и коммерческим партнером.

Регулярная посещаемость вашего стадиона на Крестовском приближается к 50 тысячам.

Да, наш опыт показывает, что при комплексной работе с аудиторией обеспечить максимальную посещаемость стадиона реально. Если сравнить с прошлым годом и прежним стадионом, «Петровским», то аудитория наших матчей выросла больше чем в два с половиной раза.

Футбольный клуб в 2018 году — это многопрофильная и дорогая бизнес-структура. Необходимо сделать поход на матч по-настоящему качественным продуктом, соответствующим самым высоким стандартам современной индустрии развлечений.

Сегодня «Зенит» приглашает болельщиков на стадион за два часа до начала матча, и все это время они участвуют в разнообразных игровых и культурных активностях в рамках «Фан-променада». Нас особенно радует, что поход на футбол стал семейным, на новой арене много детей, а это инвестиция в будущее клуба, воспитание болельщиков, которые будут ходить на матчи команды через 10–20 лет и также приведут сюда своих детей.


110 м — высота стадиона с учетом пилонов, что делает его одним из пяти самых высоких зданий Санкт-Петербурга




Понятно, что «Зенит» очень популярен среди петербуржцев. А что с телевизионной аудиторией?

Телевизионные рейтинги матчей «Зенита» в чемпионате и европейских турнирах уверенно превосходят рейтинги игр с участием других российских клубов. За рубежом средства, полученные от продажи телевизионных прав, составляют более 50% от всех доходов клубов в пяти ведущих европейских чемпионатах. К сожалению, в России эти права стоят в сто раз меньше, чем в английской Премьер-лиге, и в двадцать раз меньше, чем во Франции.

Почему такая большая разница в доходах?

До последнего времени в России футбольная инфраструктура была достаточно слаба.

Однако, помимо качества стадионов и полей, в России есть и методологические проблемы. Большинство клубов не заботятся о зрелищности футбола. Это касается не только сертификации газонов, непригодных для скоростного футбола, но и составления календаря, и методов судейства. Как ни странно, сегодня сильному клубу проще играть в европейских турнирах, чем дома.


Позиции в рейтинге

«Зенит» — самый популярный клуб в России и лучший российский клуб в Европе, занимающий 16-е место в рейтинге УЕФА. Именно согласно ему определяется, сколько российских команд в итоге смогут выступать в Лиге чемпионов и Лиге Европы. За последние десять лет «Зенит» заработал в рейтинге 145 очков. Это в полтора раза больше, чем принес ЦСКА, в три раза больше, чем «Спартак», и в пять раз больше, чем «Локомотив».



Российскому футболу надо научиться зарабатывать, а не только тратить деньги спонсоров. По итогам 2016 года «Зенит» вышел на первое место по полученной прибыли, опередив многие очень успешные клубы: «Тоттенхэм», «Манчестер Юнайтед», «Баварию» и мадридский «Реал». Надо отметить, что и по объемам выручки мы заняли 21-е место среди топ-30 ведущих команд.

Отдельной проработки требует и существующая система финансирования профессиональных команд за счет бюджетных средств. Понятно, что если резко избавиться от этой практики, то многим придется очень тяжело. Но вполне возможно, например, выделять средства по результатам выполнения клубами определенных качественных показателей, в первую очередь привлечения болельщиков на трибуны. Таким образом, не на покупку игроков будут даваться деньги, а на создание сервисов для болельщиков.


Вы упомянули, что сегодня футбольный клуб — это дорогостоящая бизнес-структура. У многих региональных клубов таких инвестиций просто нет.

Безусловно, показывать привлекательный футбол возможно только при соответствующих объемах финансирования. Правда, экономическая ситуация во всех регионах разная, а футбол — это массовый вид спорта, и он должен быть доступен людям. Поэтому цена на билеты не всегда может соответствовать фактическим затратам клуба на поддержку и развитие стадионных сервисов. Поэтому, если клуб собрал полный стадион, понес существенные затраты на обеспечение качественного продукта и услуг, губернатор за счет регионального бюджета может помочь ему компенсировать затраты.

На наш взгляд, футбольные стадионы, построенные и модернизированные для чемпионата мира, являются объектами, потенциально интересными для инвесторов.
На ПМЭФ «Зенит» представит инвестиционный проект развития стадиона «Санкт-Петербург». Идея состоит в том, чтобы на базе существующей инфраструктуры создать коммерчески эффективную развлекательную площадку с круглогодичным режимом использования.

Стадион с историческими павильонами и прилегающей территорией станет центральным элементом рекреационной зоны Крестовского острова. Комплекс включит в себя культурно-развлекательное пространство, уличную сцену, музей истории клуба, кафе, ресторан, конференц-центр и коворкинг, сувенирные лавки, флагманский магазин атрибутики и клиентский офис клуба.

Предполагается также развитие бизнес-сегмента матчевого дня (бизнес-клубы, лаунжи, скайбоксы) и технологий проведения концертов. Наш стадион обладает беспрецедентными для России возможностями: он может принять до 80 тыс. зрителей в теплом отапливаемом помещении. Такая площадка является привлекательной для крупнейших мировых звезд.

Какие цели ставит перед собой «Зенит» от участия в ПМЭФ?

Во-первых, заявить наш новый стадион как бизнес-проект и найти партнеров для реализации наших планов.

Во-вторых, использовать Форум для того, чтобы презентовать «Зенит» как эффективную маркетинговую платформу для потенциальных спонсоров и рекламодателей. Спонсорство спортивного клуба является серьезным инструментом управления лояльностью.

В-третьих, мы планируем рассказать о нашем понимании современных трендов в маркетинге и диджитале применительно к спорту, обсудить роль футбола в качестве драйвера экономики впечатлений.

Мы открыты для общения и готовы делиться с другими наработками. «Зенит» заинтересован в том, чтобы на матчах чемпионата России аншлаги были везде: при полных трибунах всегда играть интереснее.

Источник: Официальный журнал ПМЭФ-2018


Аналитика на тему