non-financial development institution
major organizer of congress and exhibition events
RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Research
03.12.2019

Sino-Russian Cooperation: Finding Ways to Each Other

The relationship between China and Russia is an important part of global current affairs and has been rapidly evolving in recent years. While most of the attention of international policy, media, and business circles has been focused on the strategic relationship between Moscow and Beijing, the state of Sino-Russian economic and commercial cooperation has been largely overlooked.

Both China’s and Russia’s economies are facing downward pressure


The authors of the joint report by two leading credit rating agencies from China and Russia, CCXI and Expert RA, note a downward trend in the business activity both in China and in Russia. China’s GDP growth rate remains within government-set targets and is still one of the strongest globally. Nevertheless, the Chinese leadership faces a significant challenge to restructure the economic growth model and implemented the supply-side economic reform, which was proposed in 2013. Among the sectors with the highest growth potential in China are information technology and artificial intelligence, electronic commerce, and the service sector. Among the external challenges for the Chinese economic system, one of the most pressing is the currently ongoing trade dispute with the United States, which creates uncertainty for both Beijing and Washington, and for foreign and domestic investors in both countries.

Russia is showing noticeable signs of slowdown in economic growth: it experienced a 2.3% GDP growth in 2018 with a forecast of a further slowdown to 1.5% in 2019. This is largely due to a tough combination of fiscal consolidation and inflation targeting implemented simultaneously by the Russian regulators. Russia’s weak institutional climate remains a remarkable obstacle for its business and investment development, which impedes its growth. Nevertheless, comparatively higher prices for natural resources have been providing relative economic stability, high reserves, and low external debt in Russia. Western sanctions against Russia, however, are creating significant external risks for the Russian economy from the long-term perspective. The Russian energy sector, the largest source of wealth for the state budget, suffers from sanction pressures the most.

Current economic cooperation between Moscow and Beijing remains unbalanced


In this challenging environment for both Moscow and Beijing, the complementarity of the Russian and Chinese economies is growing. China has been Russia’s first trade partner since 2010 (as a nation-state), while Russia was the 10th trade partner for China in 2018. The trade turnover between China and Russia has been growing fast over the last five years and showed a 27.1% increase in 2018, reaching $107bn. Nevertheless, most of this growth can be attributed to a «low-base effect»: bilateral trade plummeted in 2014 amid the first rounds of anti-Russian economic sanctions introduced by western countries and the volatility of the ruble. However, economic cooperation between Moscow and Beijing remains unbalanced and concentrated around a specific group of sectors. While China is the leading supplier of machinery, electronics, and consumer goods to Russia, 60% of Russia’s exports to its eastern neighbor are hydrocarbons.

Sino-Russian investment cooperation has also seen unbalanced development with its concentration on a small number of industries and regions. Despite the positive relationship between Moscow and Beijing, Russian FDI to China is very limited in scale and mainly flows to the wholly owned subsidiaries of Russian companies in China. In 2017, the amount of Russian FDI to China reached $33mn, which was a considerable increase from just $6mn in 2016. Meanwhile, China’s FDI to Russia grows at a comparatively slow pace and is subject to some volatility (Russia’s share among Chinese FDI globally has rarely exceeded 1 percent).

In addition, Sino-Russian bilateral cooperation in capital finance, albeit significantly strengthened in recent years, is still in its infancy. In order to avoid exchange rate risks and improve the convenience of bilateral trade, bilateral currency cooperation is steadily advancing. In November 2017, China and Russia renewed the currency swap agreement of 150bn yuan / 1.325tn rubles, and the Sino-Russian currency swap line reached 943bn rubles in the first 10 months of 2018, about 1.5 times that of 2017.

Sino-Russian cooperation still faces multidimensional constraints


At the macro level, against the background of subdued global growth, as well as the increasingly complicated and uncertain international situation, China and Russia are facing several downside risks. In the case of China, the long-standing trade dispute with the U.S. has put pressure on its exports and investment. Political sanctions against Russia obstruct the Sino-Russian investment and business relationship to a significant extent. The institutional environment also matters in bilateral cooperation and has significant room for improvement.

Information asymmetry appears to be a more direct factor restricting the development of bilateral cooperation. Investors in both China and Russia lack a comprehensive understanding of the current situation of bilateral economic development and the trends in industrial development. Furthermore, political factors could distort the risk assessment of specific enterprises, given that some sanctioned Russian companies are financially strong and bear a low credit risk.

There is still huge room for the development of better bilateral cooperation


Traditional cooperation in the energy and infrastructure fields is still of great importance considering the two countries’ energy structures, and cooperation in other fields such as high-tech, e-commerce, agriculture, as well as the financial sector have significant growth potential. Infrastructure modernization is one of Russia’s top priorities, and China has advantages in terms of technical skills and financing. The high-tech field holds a lot of potential for Sino-Russian cooperation.

Amid the growing demand for high-quality agricultural goods in China and the ongoing trade war between Washington and Beijing, which puts limitations on Chinese agricultural imports from the U.S., Russia could become a major destination for China’s agricultural investments. The Russian Far East is located in the immediate geographical proximity to China and could potentially become one of the largest recipients of China’s outward agricultural investments due to the low land rent and low prices for energy in the region.

Rating agencies’ role in risk evaluation and reducing information asymmetry is essential


The authors of the report point out that credit rating, as a basic institutional arrangement in the bond market, will play an increasingly significant role by helping investors effectively and reasonably identify and evaluate credit risks and reduce information asymmetry. Compared with the three major rating agencies in the global realm, CCXI and Expert RA are still in the growth phase and are taking early steps toward globalization.

However, years of local rating experiences along with insights into China and Russia’s economic environments and political systems, indicates their inherent information advantages as local entities. With a seeming clairvoyance toward the credit risks of various domestic bond issuers, CCXI and Expert RA could help overseas investors understand the business logic of local enterprises and make better risk evaluations.
Analytics on the topic

Cоциально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, спортивных, общественных мероприятий и событий в области культуры

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, спортивных и общественных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие с 126 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 69 странах мира.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Исследование
03.12.2019

Российско-китайское сотрудничество: пути друг к другу

Взаимоотношения Китая и России — важный элемент текущего положения дел в мире — стремительно развивались на протяжении последних нескольких лет. В то время как стратегическое сотрудничество Москвы и Пекина находится под пристальным вниманием международных СМИ, политиков и бизнесменов, состояние экономического и коммерческого взаимодействия двух стран остаётся вне поля зрения.

Замедление темпов роста экономик России и Китая


Авторы отчёта из китайского агентства China Chengxin International Credit Rating Co, Ltd (CCXI) и российского рейтингового агентства «Эксперт РА» отмечают, что темпы роста деловой активности как в Китае, так и в России показывают тенденцию к снижению. Хотя темпы роста валового внутреннего продукта Китая держатся в пределах установленных государством значений и остаются одними из наиболее высоких по сравнению с показателями других стран мира, правительство Китая сталкивается с ощутимыми трудностями, пытаясь реструктурировать модель экономического роста и осуществить программу реформ в сфере предложения, озвученную в 2013 году. В число секторов с самым высоким потенциалом роста входят информационные технологии, искусственный интеллект, электронная торговля, а также сфера услуг. На данный момент самое сильное давление на экономическую систему Китая оказывают неутихающие торговые разногласия с Соединёнными Штатами. Этот конфликт создаёт неопределённость как для самих Пекина и Вашингтона, так и для местных и зарубежных инвесторов обеих стран.

Российская экономика также переживает значительный спад: в 2018 году темпы её роста замедлились на 2,3%. Кроме того, согласно прогнозам, в 2019 году ожидается спад на 1,5%. Такое ослабление вызвано фискальной консолидацией вкупе с таргетированием инфляции, одновременно введёнными российскими регуляторами. Значительным препятствием на пути инвестиционного развития, а также развития бизнеса остаётся слабая институциональная среда. Тем не менее, сравнительно более высокие, чем раньше, цены на природные ресурсы обеспечивали некоторую экономическую стабильность, поддерживали существенный уровень запасов, а также удерживали внешний долг у нижних значений. Западные санкции, направленные против России, создают серьёзные внешние риски для российской экономики в долгосрочной перспективе, а сильнее всего от санкций страдает энергетический сектор государства, крупнейший источник доходов в госбюджет.

Нынешнее экономическое сотрудничество между Москвой и Пекином всё ещё далеко от баланса


Авторы отчёта считают, что в таких сложных для Москвы и Пекина условиях комплементарность обеих экономик только растёт. Китай (как отдельное государство) является первым торговым партнёром России с 2010 года, тогда как РФ для КНР в 2018 была десятой в списке торговых партнёров. Товарооборот между двумя странами рос быстрыми темпами за последние пять лет и поднялся на 27,1% в 2018 году, достигнув отметки в 107 млрд долларов. Тем не менее, этот рост мог быть в основном обусловлен эффектом низкой базы: двусторонняя торговля резко сократилась в 2014 году на фоне первого раунда антироссийских санкций со стороны Запада, а также из-за волатильности рубля. Однако экономическое сотрудничество России и Китая остаётся несбалансированным и сосредоточено только на определённой группе областей. Тогда как Китай преимущественно поставляет в Россию машинное оборудование, электронику и потребительские товары, 60% экспорта из РФ в КНР приходится на углеводороды.

Развитие инвестиционного сотрудничества России и Китая также протекает несбалансированно, фокусируясь на небольшом количестве отраслей и регионов. Несмотря на положительные отношения между Москвой и Пекином, объём прямых иностранных инвестиций со стороны России сильно ограничен, и основной поток средств направлен в находящиеся в Китае полностью подконтрольные дочерние компании российских предприятий. Объём российских ПИИ в Китай в 2017 году показал сильный рост, до 33 млн долларов, поднявшись с 6 млрд долларов в 2016 году. Объём же прямых иностранных инвестиций со стороны Китая растёт достаточно медленными темпами и подвержен волатильности (доля России в объёме ПИИ Китая редко превышала 1%).

Кроме того, необходимо активно развивать двустороннее сотрудничество в сфере финансирования капитальных затрат, которое хоть и значительно усилилось за прошедшие годы, но всё ещё находится в зачаточном состоянии. Чтобы избежать валютных рисков и сделать двустороннюю торговлю более удобной, страны стабильно развивают двустороннее валютное сотрудничество. Китай и Россия обновили контракт о валютном свопе на сумму 150 млрд юаней / 1,325 трлн рублей, а своповая кредитная линия между двумя странами поднялась до 943 млрд рублей за первые 10 месяцев 2018 года, что примерно в полтора раза больше, чем в 2017 году.

Сотрудничество Китая и России всё ещё сталкивается с комплексными ограничениями


На макроуровне Китай и Россия сталкиваются с несколькими понижательными рисками на фоне ослабевшего роста мировой экономики и крайне неоднозначной и неопределённой обстановки в мире. Речь идёт о долгоиграющем торговом споре с США, который оказал давление на китайский экспорт и инвестиции, санкциях в отношении России и нуждающемся в улучшении институциональном климате в двусторонних отношениях.

По всей видимости, более сильное непосредственное влияние на развитие двустороннего сотрудничества оказывает информационная асимметрия. У китайских и российских инвесторов нет целостного понимания того, как продвигается двустороннее экономическое развитие, а также нет знаний относительно тенденций промышленного развития. Политические факторы также искажают оценки рисков специфических предприятий. Некоторые находящиеся под санкциями российские компании сильны с финансовой точки зрения и не несут высоких кредитных рисков.

Необходимость развития двустороннего сотрудничества остаётся важнейшим вызовом


Считающееся традиционным сотрудничество двух государств в сфере энергетики и инфраструктуры всё ещё остаётся одним из важных элементов во взаимоотношениях стран, учитывая их энергетическую структуру. Большим потенциалом роста также обладает сотрудничество в таких сферах, как высокие технологии, электронная торговля и сельское хозяйство, а также финансовый сектор. Одним из основных приоритетов России является обновление инфраструктуры, и в этом вопросе у Китая есть технические и финансовые преимущества. Сотрудничество России и Китая в сфере высоких технологий также обладает огромным потенциалом для развития взаимоотношений двух стран.

Кроме этого, в свете растущего спроса на высококачественные сельскохозяйственные продукты в Китае, а также накладывающей ограничения на импорт из США непрекращающейся торговой войны между Вашингтоном и Пекином основной поток сельскохозяйственных инвестиций Китая может направиться в Россию. Дальний Восток находится в непосредственном географическом соседстве с Китаем и может привлечь внешние сельскохозяйственные инвестиции Пекина благодаря низкой стоимости аренды земли и невысоким ценам на энергоресурсы в регионе.

Кредитные рейтинговые агентства играют ключевую роль в оценке рисков и снижении информационной асимметрии


Наконец, авторы отчёта отмечают, что рейтинг кредитоспособности как играющий крайне важную роль институциональный механизм на рынке облигаций будет помогать инвесторам эффективно и разумно определять и оценивать кредитные риски и снижать информационную асимметрию. По сравнению с тремя ведущими мировыми рейтинговыми агентствами, CCXI и «Эксперт РА» всё ещё находятся в стадии развития и только предпринимают первые шаги в сторону глобализации.

Однако многолетний опыт в рейтинговой оценке внутри стран, а также инсайды об экономической среде и политических системах Китая и России говорят об информационной осведомлённости агентств. CCXI и «Эксперт РА» готовы провести серьёзную экспертизу по выявлению кредитных рисков местных эмитентов облигаций, помочь зарубежным инвесторам разобраться в деловой логике местных предприятий и лучше оценить риски.
Аналитика на тему