Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Research
26.03.2018
Migration Policy: Diagnostics, Challenges, Proposals

The report analyses key trends in temporary labour migration, long-term migration, talents and students migration. Assessing current migration processes by all these parameters authors conclude that the Russian job market will gradually become less attractive while maintaining current economic conditions for current key donors (CIS) as a result the number of temporary labour migrants will decrease. According to the forecasts made by the Rosstat, Russian population will start to decline again after 2024 (as we can see in the medium scenario). Goals of the migration and demographic policies will require additional measures to involve migrants.

As contemplated by the «no change» scenario, fellow citizens and migrants will have been no longer involved from countries which have similar ethnic and cultural environments by the mid-2020s. If Russia creates immigration channels for those having no similar ethnic and cultural backgrounds but ready to join the receiving society and whose professional skills will be required by the economy, it will be possible to increase the migration gain up to 400 — 500 thousand persons per annum and at the same time prevent the strains on the social fabric.

As contemplated by the «no change» scenario, the domestic spatial mobility will remain at the current level and temporary migration may be reduced due to the lingering impact of the economic crisis and stagnation. The migration outflow from eastern regions can decrease or end if migration potential is depleted, but contrasts between settlements will gradually increase.

The current inflow (about 200 thousand full-time students) will remain at the same level provided that Russian education is actively promoted in the CIS, Asia, and Africa. However, it is predicted that after 2025 the number of students from the CIS will decrease, mainly because of a decline in Russian enrollees.

In the existing circumstances foreign specialists may lose their interest in entering Russian job market. Weakening rouble and decrease in foreign economic relations of Russia result in that already working specialists are relegated and new ones are not engaged. Authors of the report outline several major inadequacies in the existing migration policy of Russia to be eliminated in the nearest future.

Firstly, a lack of consistency in the migration policy. In the near term, goals of such policy need to be set and carefully followed at all stages of developing migration laws and in legal enforcement without looking back at instantaneous economic situation.

Secondly, a lack of clear differential selection of migrants. Apart from the insufficient program for engagement of skilled personnel, there is barely any scope for engagement of skilled personnel having competencies which are in deficiency in the Russian job market. However, the complexity of a solution to these problems is conditioned not only by the lack and insufficiency of the procedure for engagement of potential employees but also by low migration attractiveness of Russia especially outside the countries of the former Soviet Union.

Thirdly, a lack of a flexible and transparent procedure for obtaining permanent residence and citizenship. Migrants have a little choice of a strategy for staying in Russia from short-term to long-term. Permanent residence is not used separately but as a step towards the access to citizenship.

Fourthly, a lack of an integration policy in Russia starting from the conceptual basis and ending with a very limited number of integration institutions. The refusal of such policy in the nearest future will devolve into foreigners feeling a growing «threat» and outbreak of potential inter-ethnic conflicts. Integration programs are required for various groups of migrants: those planning to stay in Russia, children of migrants as well as host society, and cooperation with mass media.


Analytics on the topic

Рады вас видеть
Некорректный формат электронной почты или телефона
Необходимо ввести пароль Забыли пароль?
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Исследование
26.01.2018
Миграционная политика: диагностика, вызовы, предложения

В докладе анализируются основные тенденции в области временной трудовой миграции, долгосрочной миграции, миграции высококвалифицированных специалистов, а также студенческой миграции. Оценивая сегодняшние миграционные процессы по всем этим направлениям, авторы приходят к выводам, что, при сохранении текущих экономических условий для основных нынешних доноров (стран СНГ), привлекательность российского рынка труда будет постепенно снижаться, следствием чего станет количественное сокращение присутствия временных трудовых мигрантов. В соответствии с прогнозными сценариями, разрабатываемыми Росстатом, после 2024 г. население России (согласно среднему сценарию) возобновит убыль. Реализация целей миграционной и демографической политики потребует дополнительных мер по привлечению мигрантов.

В инерционном сценарии ориентация миграционной политики на привлечение соотечественников и мигрантов из стран, близких в этнокультурном отношении, исчерпает себя к середине 2020-х гг. Если же в России будут созданы каналы иммиграции, обеспечивающие приток тех, кто не близок нам в этнокультурном плане, но готов к интеграции в принимающий социум, и чьи профессионально-квалификационные навыки будут востребованы экономикой, можно будет увеличить миграционный прирост до 400-500 тыс. человек в год и при этом избежать социальной напряженности.

По инерционному сценарию, внутристрановая пространственная мобильность будет находиться на нынешнем уровне, временные формы миграции могут сократиться ввиду затяжного экономического кризиса и стагнации. Миграционная убыль населения восточных регионов может сократиться или сойти на нет вследствие исчерпания потенциала миграции, но контрасты в расселении будут постепенно нарастать.

При активной популяризации российского образования в странах СНГ, а также в Азии и Африке сохранится существующий сегодня (около 200 тыс. студентов очного отделения) приток. Однако в период после 2025 года можно прогнозировать снижение числа студентов из стран СНГ, прежде всего из-за уменьшения количества русскоговорящих абитуриентов.

В существующих условиях возможно снижение интереса со стороны иностранных специалистов к вхождению на российский рынок труда. Падение курса рубля и уменьшение числа внешнеэкономических связей России выталкивают уже работающих специалистов и не привлекают новых.

Авторы доклада выделяют несколько важных недостатков в существующей системе миграционной политики России, которые необходимо исправить в ближайшие годы.

Во-первых, это отсутствие последовательности в проведении миграционной политики. В ближайшей перспективе необходимо сформулировать ее цели и четко следовать им на всех этапах формирования миграционного законодательства и в сфере правоприменения, не оглядываясь на сиюминутную конъюнктуру.

Во-вторых, отсутствие четкой системы дифференцированного отбора мигрантов. Наряду с недостаточно проработанной программой привлечения высококвалифицированных специалистов практически полностью отсутствует программа привлечения квалифицированных специалистов, обладающих дефицитными на российском рынке труда компетенциями. При этом следует учитывать, что сложность решения данных проблем связана не только с отсутствием и неразвитостью механизма привлечения потенциальных работников, но и с низкой миграционной привлекательностью России, особенно за пределами постсоветского пространства.

В-третьих, это отсутствие гибкого и прозрачного механизма получения вида на жительство и гражданства. У мигранта практически нет выбора стратегии пребывания в России — от краткосрочной до долгосрочной. Вид на жительство как самостоятельная категория не используется, а служит лишь как ступень к получению гражданства.

В-четвертых, отсутствие политики интеграции в России, начиная от концептуальных основ и заканчивая практически отсутствием институтов интеграции. Отказ от подобной политики в ближайшем будущем приведет к нарастанию ощущения «угрозы» со стороны «чужих» и возможному возникновению межэтнических конфликтов. Необходима разработка интеграционных программ, направленных на разные группы мигрантов: тех, кто намерен остаться в России, детей мигрантов, — а также на принимающее общество и работу со СМИ.



Аналитика на тему