A socially oriented non-financial development institution and a major organizer of international conventions, congress, exhibitions, business, social and sporting, public, and cultural events.

The Roscongress Foundation is a socially oriented non-financial development institution and a major organizer of international conventions; exhibitions; and business, public, sporting, and cultural events. It was established in pursuance of a decision by the President of the Russian Federation.

The Foundation was established in 2007 with the aim of facilitating the development of Russia’s economic potential, promoting its national interests, and strengthening the country’s image. One of the roles of the Foundation is to comprehensively evaluate, analyse, and cover issues on the Russian and global economic agendas. It also offers administrative services, provides promotional support for business projects and attracting investment, and helps foster social entrepreneurship and charitable initiatives.

Each year, the Foundation’s events draw participants from 208 countries and territories, with more than 15,000 media representatives working on-site at Roscongress’ various venues. The Foundation benefits from analytical and professional expertise provided by 5000 people working in Russia and abroad. In addition, it works in close cooperation with 160 economic partners; industrialists’ and entrepreneurs’ unions; and financial, trade, and business associations from 75 countries worldwide.

The Roscongress Foundation has Telegram channels in Russian (t.me/Roscongress), English (t.me/RoscongressDirect), and Spanish (t.me/RoscongressEsp). Official website and Information and Analytical System of the Roscongress Foundation: roscongress.org.

RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Research
30.08.2021

Economic Health of Russian Regions: COVID Complications

The study, prepared by Expert RA, assesses the economic health of Russian regions in the context of the pandemic and related restrictive measures impact, using the Regional Economic Health Index. The reviewers also examined the general economic situation of people and businesses in relation to the pandemic.

The Roscongress Foundation presents the salient points of the publication accompanied by fragments of broadcasts of relevant panel discussions from the business programme of international events held by the Roscongress Foundation.

The pandemic has had a negative impact on regional development, with most regions showing negative trends in key economic indicators.

The pandemic caused a negative trend in almost all but seven of the regions, including the Chukotka and Khanty-Mansi Autonomous Districts, Kamchatka Territory, Leningrad Region, the Republic of Kalmykia and so on. At the same time, Khabarovsk Territory retained zero dynamics. The study notes that differentiation in the level of economic health of the regions has increased slightly — the large difference between the indicators of regions with high and low levels of development has remained. Also, despite the negative impact of the pandemic, the top ten performers remained unchanged, with only the Republic of Tatarstan and Leningrad Region added to the list.

The authors note that pandemic restrictions have had the least effect on federal cities, as well as on regions with resource rents and a very high resource base — they have remained economically stable and attractive to investors, as in previous years, even despite the negative impact of the crisis. Their budgets are self-sufficient. The lagging regions, in turn, are characterized by low business efficiency, an underdeveloped economy, low levels of well-being, and dependence on the federal budget and federal support measures.

It is important to note that the pandemic caused a sagging of regions’ own revenues and an unprecedented increase in social spending — it was strong federal support that helped regional budgets cope with the crisis and not to build up the debt burden. The authors of the study note that the economic health of consolidated regional budgets has suffered far less than the economic health of the population and regional businesses, and interestingly, some of the regions most dependent on transfers from the federal budget both before and during 2020 were even able to improve their financial performance. According to the survey, state support will continue to have a strong impact on the economic health of the regions, including through the implementation of national projects, as well as the introduction of the treasury payment system and the accumulation of liquidity in the state budget system in a single treasury account, which is an additional source of revenue for the regions.

Video: https://roscongress.org/sessions/spief-2021-prezentatsiya-rezultatov-natsionalnogo-reytinga-sostoyaniya-investitsionnogo-klimata-v-subektakh-ros/search/#00:32:35.328

The pandemic has had an extremely negative impact on the economic health of the population.

The study notes — the economic health of the population has deteriorated significantly in 2020. Dynamics of these indicators are also negative, as only five regions have shown growth.

Because of the pandemic, the population and income levels have fallen; unemployment has risen. Thus, cash incomes fell by 3% and unemployment rose to 5.8% (from 4.6% in 2019). And since paid services and retail trade depend on people’s cash income, with the introduction of restrictive measures due to the pandemic and falling incomes, these two sectors have been hit hard. Retail turnover fell by 4.1% and paid services by 11.1%. By far, the worst impact of the pandemic year was the record population decline: the pandemic caused a high mortality rate as well as reduced migration flows (due to coronavirus restrictions). However, the study points out that it is the population that has received the least help from the state compared to the business community and the regions, as not all population segments have been reached in the implementation of support measures.

According to the study, the leading regions in terms of economic health are capital and near-capital regions, which are characterized by a developed resource sector, higher income levels, a diversified economy and increased purchasing power. Among them are Moscow, St. Petersburg, Sakhalin Region, Nenets Autonomous District, and so on. In turn, regions with low purchasing power and low retail trade were the outsiders in these indicators.

Video: https://roscongress.org/sessions/spief-2021-osnovnye-vyzovy-pered-rossiey-/search/#01:22:24.384

Despite the severe blow to business from the pandemic, many companies were able to retain investment and, in some cases, come close to pre-crisis levels.

Thus, the economic health of regional business has shown itself to be more sustainable and stable than the economic health of the population. The analysis showed that 27 regions had a positive trend, compared to 6 with a negative one. Importantly, even though the pandemic crisis has undoubtedly affected investment projects, in many regions they have not been phased out completely, but postponed to later periods. This led to 34 regions showing an increase in investment even during the pandemic.

The study also notes that half of the regions have also seen a positive trend in housing starts. The authors attribute this to timely anti-crisis support measures for the construction industry, including preferential mortgages and loan subsidies for developers. Among factors that help regional businesses to maintain their position as leaders in economic health, the authors cite the high intensity of investment processes, relatively high efficiency of companies and relatively developed small businesses, as well as the high level of housing starts, which indicates the actual presence of effective demand. Lagging businesses, on the other hand, are characterized by low investment intensity and regional business efficiency. Interestingly, housing starts in some of these regions are close to levels of the leading regions.

Video: https://roscongress.org/sessions/spief-2021-evolyutsiya-roli-malogo-biznesa-novye-vyzovy-novye-tseli/search/#00:52:53.631

For more information, see the special sections of the Roscongress Foundation Information and Analytical System: StayHomeEconomy and COVID-19, dedicated to possible ways to stabilize the economy during the pandemic; as well as Regions of Russia, Regional Policy, and Level and Quality of Life, which contain materials about regional development.


Analytics on the topic

Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, созданный в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие со 160 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 75 странах мира.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Исследование
30.08.2021

Экономическое здоровье российских регионов: ковидные осложнения

В исследовании, подготовленном кредитным рейтинговым агентством «Эксперт РА», дана оценка экономическому состоянию российских регионов в контексте влияния на него пандемии и связанных с ней ограничительных мер, выражаемая посредством Индекса экономического здоровья регионов. Авторы также исследовали общее экономическое положение населения и бизнеса в связи с пандемией.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Пандемия оказала негативное влияние на развитие регионов: большинство из них показало отрицательную динамику по ключевым экономическим показателям.

Пандемия стала причиной отрицательной динамики показателей почти во всех регионах кроме семи субъектов, среди которых Чукотский и Ханты-Мансийский автономные округа, Камчатский край, Ленинградская область, Республика Калмыкия и так далее. При этом Хабаровский край сохранил нулевую динамику. В исследовании отмечается, что дифференциация уровня экономического здоровья регионов усилилась незначительно — большая разница между показателями регионов с высоким и низким уровнями развития сохранилась. Также, несмотря на негативное влияние пандемии, первые десять лидеров по показателям остались неизменными — к ним добавились только Республика Татарстан и Ленинградская область.

Авторы отмечают, что ограничения пандемии наименьшим образом повлияли на города федерального значения, а также на регионы с сырьевой рентой и с очень высоким уровнем ресурсной базы — они остались экономически стабильными и привлекательными для инвесторов, как и в прошлые годы, даже несмотря на негативное влияние кризиса. Их бюджеты самодостаточны. В свою очередь, отстающие регионы характеризуются низкой эффективностью бизнеса, слабо развитой экономикой, низким уровнем благосостояния населения, а также зависимостью от федерального бюджета и федеральных мер поддержки.

Важно отметить, что пандемия стала причиной просадки собственных доходов регионов и небывалого роста социальных расходов — именно сильная федеральная поддержка помогла региональным бюджетам справиться с кризисом и не нарастить долговую нагрузку. Авторы исследования указывают, что экономическое здоровье консолидированных бюджетов регионов пострадало гораздо меньше экономического здоровья населения и регионального бизнеса, и, что интересно, часть регионов, наиболее зависящих от трансфертов из федерального бюджета как раньше, так и в течение 2020 года, смогли даже улучшить свои финансовые показатели. По мнению авторов, государственная поддержка будет продолжать оказывать сильное влияние на экономическое здоровье регионов в том числе благодаря реализации нацпроектов, а также внедрению системы казначейских платежей и аккумулированию ликвидности бюджетной системы страны на едином казначейском счете, что является дополнительным источником доходов для регионов.

Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-2021-prezentatsiya-rezultatov-natsionalnogo-reytinga-sostoyaniya-investitsionnogo-klimata-v-subektakh-ros/search/#00:32:35.328

Пандемия оказала крайне негативное влияние на экономическое здоровье населения.

В исследовании подчеркивается: в 2020 году значительно ухудшилось экономическое здоровье населения. В динамике эти показатели также характеризуются отрицательно — только пять регионов продемонстрировали рост.

Из-за пандемии сократилась численность населения и денежные доходы, выросла безработица. Так, на 3% упали денежные доходы, безработица выросла до 5,8% (с 4,6% в 2019 году). А так как от денежных доходов населения зависят платные услуги и розничная торговля, то с введением ограничительных мер из-за пандемии и падением доходов сильно пострадали две эти сферы. На 4,1% упал оборот розничной торговли и на 11,1% объем платных услуг. Безусловно, худшим последствием пандемического года стало рекордное сокращение численности населения: пандемия стала причиной высокой смертности, а также сокращения миграционных потоков (из-за коронавирусных ограничений). При этом в исследовании указывается, что именно население получило меньше всего помощи от государства в сравнении с помощью бизнесу и регионам, так как не все слои населения были охвачены при реализации мер поддержки.

Согласно исследованию, регионами — лидерами по экономическому здоровью населения стали столичные и околостоличные регионы, которые характеризуются развитым сырьевым сектором, повышенным уровнем доходов населения, диверсифицированной экономикой и повышенной покупательной способностью. Среди них Москва, Санкт-Петербург, Сахалинская область, Ненецкий автономный округ и так далее. В свою очередь, аутсайдерами по данным показателям стали регионы с низкой покупательной способностью и низким уровнем розничной торговли.

Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-2021-osnovnye-vyzovy-pered-rossiey-/search/#01:22:24.384

Несмотря на серьезный удар по бизнесу в связи с пандемией, многие компании смогли удержать инвестиции и в некоторых случаях приблизиться к докризисным показателям.

Авторы исследования делают вывод, что экономическое здоровье регионального бизнеса оказалось более устойчивым и стабильным, чем экономическое здоровье населения. Проведенный анализ показал, что у 27 регионов наблюдалась положительная динамика, по сравнению с 6 субъектами с отрицательной. Важно, что даже несмотря на кризис, связанный с пандемией, который, безусловно, повлиял на реализацию инвестиционных проектов, во многих регионах они не сворачивались полностью, а переносились на более поздние периоды. Это привело к тому, что в 34 регионах объем инвестиций продемонстрировал рост даже во время пандемии.

В исследовании также отмечается, что в половине регионов сложилась положительная динамика и по вводам жилья. Авторы связывают это со своевременными антикризисными мерами поддержки строительной отрасли, среди которых льготная ипотека и субсидирование кредитов застройщикам. Среди факторов, которые помогают региональному бизнесу удерживать положение лидера по экономическому здоровью, авторы исследования называют высокую интенсивность инвестиционных процессов, достаточно высокую эффективность компаний и относительно развитый малый бизнес, а также высокий уровень вводов жилья, что свидетельствует о фактическом наличии платежеспособного спроса. Отстающие же бизнесы характеризуются низкой интенсивностью инвестиционных процессов и низкой эффективностью регионального бизнеса. Интересно, что при этом показатели по вводам жилья по некоторым таким регионам близки к уровням лидирующих регионов.

Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-2021-evolyutsiya-roli-malogo-biznesa-novye-vyzovy-novye-tseli/search/#00:52:53.631

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика и COVID-19, посвященных возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии; а также в разделах Регионы России, Региональная политика и Уровень и качество жизни, в которых размещены материалы на тему регионального развития.


Аналитика на тему