Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Expert opinion
24.05.2018
“Business is a competition of management systems”
Peter Strom, Vice President of Operations at the Adizes Institute, speaks on how Russian management is changing, what motivates employees and what the development of technology will lead to, in an interview with the Roscongress Foundation news service.

Management means making decisions in the atmosphere of uncertainty, stress and risk. How high is the degree of those factors in Russia?

Managers no longer experience stress these days. People are used to circumstances, and they found ways to exist in the new post-crisis, high-risk world. However, the growth rates that were there in the 1990s and 2000s, are not seen anymore. After the collapse of the Soviet Union, any kind of business initiative exploded, no matter if the one who launched it made little effort or had little competence. The market was vacant back then; today it is crowded with players and, as a result, with supply.

The winners in the current situation are, firstly, those who are positioned at a higher professional level than others, and secondly, those who were able to build an efficient management system. That implies strategic directions for the company’s development clearly laid out by the top management; sound organizational structure that supports achievement of strategic goals; properly distributed authority; efficient system of information and system of staff motivation.

However, that is where problems arise. While a large business has the opportunity to adopt the Western experience through employment of professionals, the owners of medium-sized companies do not always have the financial capacity or simply do not see the point to do so. And that is wrong! Evidently there is lack of basic managerial skills among business owners, and lack of sufficient competence among staff in general.

Managers lack knowledge in finance, HR, understanding the market, building efficient business processes. In addition, employees need not only to be discovered, but also to be trained. And who could do that, if the managers themselves are not always sure how to achieve top performance?

Again, I’m not talking about the lack of competence in general. I’m talking about professional business education, when you know exactly how to multiply profits, efficiency, return rate, and so on. Russian entrepreneurs often navigate on intuition rather than science, in the broadest sense of the word. At the same time, now there is awareness of the need for professional rather than artisanal approach.

How is that reflected in business?

Businesses become more professional due to increasing competition. Like I said before, management systems are in competition now. That is why company leaders have to respond to the challenges of the market, they have to maneuver rapidly, to be flexible and efficient.

Management was different twenty years ago. Back then it appeared to the management that they knew everything. Today they understand that their knowledge is not enough, so they get an MBA degree, they resort to help from the outside, they see how professionalism relates to financial performance. For example, many have already realized that it is not always efficient to hire trained professionals. It is better to raise them. And in general, the psychology of business owners has changed: Russian business has become more systemic.

The problem of the Russian businesses that you mentioned lies in authoritarian governance, which pushes free-thinking, open-minded managers aside. But the problem is also that ordinary employees are used to dictatorial management, and they no longer have respect for egalitarian managers. How can this situation be changed?

Authoritarianism is not always a negative thing. It has positive influence when the company finds itself at the initial stage of development. As a rule, in a small operation everything depends on one person, and it makes no sense to hand out responsibility to others: the risks, the authority, the money. There is no system in such operation yet, there is no well-adjusted mechanism.

However, other mechanisms work in a mid-sized or a large company. The cost of error, the risks, the responsibilities, the tasks grow together with the scope of the operation. One person does not cope with such volume, because the day is only 24 hours, and there is simply no way one can be competent in all areas. Delegation of authority is required then. That is where problems arise: the founder often does not want, does not know or does not understand how it is done properly. And that is when people lose initiative and energy. Nine out of ten cases, it is not about people, but rather about the organizational model and the environment.

If an employee does not have the authority or resources to achieve the goal, they do not want to bear responsibility for the result. If they do not understand the goal, and there is no opportunity to take part in decision-making, they will not be proactive. On top of that, there is inadequate evaluation of work and compensation. As a result, employees become passive, they turn into yes-men who simply do what they are told.

Once all of that is adjusted, in three or four months we see how people’s attitude to work changes. The right balance of control and freedom, distinct boundaries of authority and responsibility, as well as motivation attached to them—all of those things provide excellent results. So there are three questions that the employee must answer: Do I know what to do? Can I do that? Do I want to do that?

In one of the interviews, Ichak Adizes said that a manager used to have a big mouth and small ears, but now it should be the other way around. That is, a manager must learn to give less orders and to pay more attention to the information coming from his team. Do the Russian managers have their «ears grown»?

The ears have grown, but there is still room to grow (smiling). It is still the matter of mutual trust and respect, creation of management structure, delegation of authority.

With the development of technology, people start working from out of their offices. In Russia it is happening too, albeit slowly. How prepared are the Russian managers to lead the personnel remotely?

I think they have no other way to go, because that is inevitable. While that has not become a common thing yet, the trend gains momentum, especially in the IT business. Because this work format is more economical and ergonomic for the business owner, yet the company obtains a good specialist. But that is where it is important to set the tasks, to have a distinct KPI system and control points for evaluating the result.

People are now less willing to work than before. It is often more important for them to fulfil their own potential, their abilities, to do exactly what they want in life. Money is not much of a motivation anymore. What generally motivates people now?

Young people born in the 1990s and the 2000s received good education. Those people are not too challenged financially, they have access to the entire world, but they are not ready to work hard. They do not have long-term plans, they lead a healthy lifestyle, and it is important for them to have time for their hobbies, themselves and their families.

What can I say? Conditions need to be created for them: exciting tasks, opportunities, prospects, a good team. They need a mission that would coincide with their attitude.

Adizes once said that love is the highest form of integration in business. Do you agree with this definition?

The theme of the Adizes method is the principle of mutual trust and respect. From our perspective, respect is recognition of another person’s right to think differently from the way you think, to be themselves. It is the independence of human and professional relations. Trust is understanding and acceptance of long-term common interests.

Everyone should realize that if they forsake their interests now, assenting to a colleague, the colleague would do the same for them in the future. However, the goal would be the same, it would be shared. In the broadest sense, all that is love.

If that does not happen, people do not hear each other and do not listen to each other. All of the energy is wasted on resolving internal conflicts, so there is simply no strength left to deal with external threats and problems.

Release date
23.05.2018
Analytics on the topic

Рады вас видеть
Некорректный формат электронной почты или телефона
Необходимо ввести пароль Забыли пароль?
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Интервью
23.05.2018
«Бизнес – это соревнование управленческих систем»
Питер Штром, вице-президент по операционной деятельности Института Адизеса, рассказал о том, как меняется российский менеджмент, что мотивирует сотрудников и к чему приведет развитие технологий, в интервью службе информации Фонда Росконгресс.

Менеджмент — это принятие решений в атмосфере неопределенности, стресса и риска. Насколько в России велик градус этих составляющих?

Сегодня управленцы уже не испытывают стресса. Люди привыкли к обстоятельствам и нашли способы существования в новом посткризисном высокорисковом мире. Однако тех темпов роста, которые были в 90-е и нулевые, сегодня нет. После развала Союза любое предпринимательское зерно прорастало буйным цветом, притом что тот, кто его посадил, не прикладывал особых усилий и не имел компетенций. Тогда рынок был пуст, сегодня — переполнен игроками и, как следствие, предложением.

В нынешних условиях выигрывают, во-первых, те, у кого уровень профессионализма выше, чем у других, и, во-вторых, те, кто смог выстроить эффективную управленческую систему. Под ней понимается четко сформулированные топ-менеджментом стратегические направления развития компании; правильная организационная структура, поддерживающая достижение стратегических целей; правильно распределенные полномочия; эффективная информационная система и система мотивации персонала.

Однако именно здесь и возникают проблемы. Если крупный бизнес имеет возможность перенять западный опыт, пригласив на работу соответствующих профессионалов, то собственники средних компаний не всегда обладают финансовыми возможностями или просто не видят в этом смысла. А зря! Налицо недостаток базовых управленческих навыков у владельцев и отсутствие достаточных компетенций у кадровых работников в принципе.

Руководителям не хватает знаний в финансах, HR, понимания рынка, построения эффективных бизнес-процессов. К тому же сотрудников нужно не только найти, но еще и обучить. А кто это будет делать, если руководитель сам не всегда знает, как достичь оптимальных показателей?

Еще раз повторю: я не говорю про отсутствие компетенций вообще. Я говорю о профессиональном бизнес-образовании, когда ты точно знаешь способы приумножения прибыли, эффективности, окупаемости и так далее. Российские бизнесмены часто ориентируются на интуицию, а не на науку, в широком понимании этого слова. В то же время сегодня уже появляется понимание необходимости профессионального, а не кустарного подхода.

Как это отражается в бизнесе?

Бизнес становится профессиональнее благодаря возрастающей конкуренции. Как я уже говорил выше, сейчас соревнуются управленческие системы. Именно поэтому руководителям компаний нужно отвечать на запросы рынка, быстро лавировать, быть гибкими и эффективными.

Двадцать лет назад менеджмент был другим. Тогда руководителям казалось, что они все знают сами. Сегодня они понимают, что их знаний не хватает, поэтому получают MBA, прибегают к сторонней помощи — видят пропорциональную зависимость профессионализма и финансовых показателей. Например, уже многие поняли, что брать готовых профессионалов не всегда эффективно. Лучше их воспитывать самим. Да и в общем изменилась психология собственников, российский бизнес стал более системным.

Проблема российского бизнеса, которую вы не раз называли, заключается в авторитарном управлении, выдавливании свободомыслящих, открытых менеджеров. Но проблема также и в том, что рядовые сотрудники привыкли к директивному управлению и перестают уважать демократичных менеджеров. Как изменить эту ситуацию?

Авторитаризм не всегда негативен. Он положительно влияет, когда компания находится на первых этапах развития. В маленькой организации, как правило, все зависит от одного человека и не имеет смысла раздавать ответственность в разные руки — риски, полномочия, деньги. В такой организации нет пока системы, нет четко отлаженного механизма.

Однако в средней или большой компании действуют другие механизмы. Вместе с масштабом организации вырастают цена ошибки, риски, ответственность, направления работы и т. д. Один человек не справляется с таким объемом, поскольку в сутках всего 24 часа и он просто физически не может быть компетентным во всех вопросах. Тогда требуется передача полномочий. Здесь и начинаются проблемы — основатель зачастую не хочет, не знает или не понимает, как это сделать правильно. И именно тогда люди теряют инициативность, активность. В 90% случаях дело не в людях, а в организационной модели и среде.

Если у сотрудника нет полномочий или ресурсов для достижения поставленной цели, он не хочет отвечать за результат. Если он не понимает, какова цель, и нет возможности быть соучастником принятия решений, он не будет инициативным. Приплюсуем сюда же неадекватную оценку труда и вознаграждение. Итог: работник превращается в пассивную амебу или yes-мена, который просто идет и делает.

Изменив все это, уже через три-четыре месяца мы увидим, как изменится отношение людей к работе. Правильное соотношение контроля и свободы, четкие границы полномочий и зон ответственности, а также привязанная к ним мотивация — все это даст отличный результат. То есть сотрудник должен ответить себе на три вопроса: знаю ли я, что делать? могу ли я это сделать? хочу ли я это сделать?

В одном из интервью Ицхак Адизес говорил, что раньше у менеджера был большой рот и маленькие уши, а сейчас должно стать наоборот. То есть менеджер должен научиться меньше приказывать и больше прислушиваться к информации, поступающей от его команды. У российских менеджеров «выросли уши»?

Уши выросли, но потенциал для их масштабирования еще есть (улыбается). Это все тот же вопрос о взаимном доверии и уважении, создании управленческой структуры, открытости и делегировании полномочий.

С развитием технологий люди начинают работать вне офисов. В России это медленно, но происходит. Насколько российские менеджеры готовы к тому, чтобы управлять людьми удаленно?
Думаю, им некуда деваться, ведь это неизбежно. Пока это не приобрело массовый характер, но тенденция набирает обороты, особенно в IT-бизнесе. Поскольку такой формат работы более экономичен и эргономичен для собственника, притом что компания приобретает хорошего специалиста. Но здесь важно конкретно ставить задачи, иметь четкую систему KPI и контрольные точки оценки результатов.

Люди сейчас меньше хотят работать, чем раньше. Им часто важнее реализовать себя, свои способности, делать в жизни именно то, что им хочется. Деньги уже не так мотивируют. Что вообще сейчас мотивирует людей?

Молодежь, рожденная в 90-е и нулевые, получила хорошее образование. Эти люди не так стеснены в финансах, у них есть доступ ко всему миру, но они не готовы много работать. Они не строят долгосрочные планы, ведут здоровый образ жизни, им важно иметь время на хобби, себя и семью.

Что тут можно сказать? Им нужно создать условия — интересные задачи, возможности, перспективы, хороший коллектив. Им нужна миссия, которая будет совпадать с их мироощущением.

Адизес как-то сказал, что любовь — это высшая форма интеграции в бизнесе. Вы согласны с таким определением?

Лейтмотивом методологии Адизеса является принцип mutual trust and respect, то есть взаимное уважение и доверие. В нашем понимании, уважение — это признание права другого человека думать не так, как ты, быть самим собой. Это суверенитет человеческих и профессиональных отношений. Доверие — это понимание и принятие долгосрочных общих интересов. Каждый должен знать: если он сейчас поступится своими интересами, уступив коллеге, то этот коллега завтра то же самое сделает для него. Однако цель будет одна и та же, то есть общая. В широком понимании, все вышесказанное и есть любовь.

Если этого не происходит, люди не слышат и не слушают друг друга. Вся энергия расходуется на разрешение внутренних конфликтов — на внешние угрозы и проблемы просто не остается сил.

Аналитика на тему