Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Interview
06.09.2018
Fish look for deeper water and people look for the fish

While small and medium-sized businesses are the foundation of developed economies, in Russia they still play a relatively modest role. Andrey Sharonov, President of Moscow School of Management SKOLKOVO, talks about how Russians view entrepreneurship — and what entrepreneurs think about the government, what separates a leader from a boss, and why businesses shouldn’t operate ‘in factory mode’.

We are strongly oriented towards government

— One of the major topics discussed at the Eastern Economic Forum is developing entrepreneurship. How should it be developed, in your opinion?

— There’s one figure that’s pretty hard to argue with — the share of small business in GDP. In Russia, this figure is around 20%. And throughout the entire history of the new Russia, since entrepreneurialism was legalized here, it has not risen above 25%.

Developed countries create approximately half of their national wealth through small and medium-sized companies, with a figure of 50%, on average. And the share of SMEs in Chinese GDP, for example, is 61%.

If somebody only weighs half as much as the average person their age, that means that something isn’t right. It’s the same with undeveloped entrepreneurship. It’s just a medical fact.

Delving further into the problem, if you look at the structure of small business, you’ll see that we have very few high-tech companies — the kind that work at the interface of manufacturing and science (as in Germany, for example). This is the second layer of our problem with undeveloped entrepreneurship.

— What can be done to create more entrepreneurs?

— A year ago, we conducted two independent studies in collaboration with the Russian Public Opinion Research Center (VCIOM) on attitudes towards entrepreneurship in Russia. We asked our own graduates and student entrepreneurs what support they would like to receive from the state. Three kinds of expectations were identified. The first related to financial support, including reduced taxes and increased access to loans and subsidies. The second was an independent judiciary. The third was a reduction in the number of audits.

To my mind, making these changes will have an incentivizing effect on those who are presently just thinking about becoming entrepreneurs.

One recent study showed a solid trend. Young people increasingly prefer to seek out government positions and posts in state corporations, looking for jobs as tax inspectors, police officers, Gazprom employees, and so on. Choices like these are a reflection of what we see around us every day, the stories that we read in the media and hear on the radio. We need to engage in a certain kind of propaganda — telling people how to get started and what mistakes to avoid, and making people understand that entrepreneurs are respected and supported by the government.

— Is it right to rely so much on the government?

— Obviously, there’s a degree of sink or swim involved and people need to be able to help themselves, but Russia is very much a statist country. We are strongly oriented towards government, and government is responsible for the regulatory environment in any country. Another important thing that entrepreneurs expect from the government is stability.

— What do you mean exactly?

— That we shouldn’t keep changing the rules of the game so rapidly. Imagine you operate a railway and offer transport and travel services. You manage carriages, to put it crudely. You’ve sold everything you had and bought three not very new, but perfectly good carriages that are 15 years old, and now want to use them to earn money. You’ve written a business plan. The carriages take a long time to pay for themselves — between 18 and 30 years. But suddenly, Russian Railways decide to write off carriages older than a certain age, because they could be a safety hazard, although yesterday they weren’t. You couldn’t have known this when you bought your carriages. You had an asset that you invested your money into, and then you read in the paper that you no longer have the asset, it’s now scrap.

The specifics of the Russian Far East

— Are there specific problems associated with developing entrepreneurialism in the Russian Far East?

— I haven’t lived there myself, but what I hear from people who have lived there and who travel there is that large numbers of people are leaving, and moving instead to countries in East and Southeast Asia, or in many cases to Central Russia. Unfortunately, it’s the most able people who are leaving.

— How can the outflow of people from the region be stopped?

— My football coach used to say: «Fish look for deeper water, and people look for the fish.» The same can be applied to the Russian Far East, I think. The region has some disadvantages due to its remoteness from the rest of Russia. The administrative burden on the Russian Far East is two and a half times the national average. The reason is that strategic security is the priority, rather than entrepreneurial freedom and the investment climate. With respect to the number of supervisory measures affecting entrepreneurs, the situation is worse than the Russian average. But there should also be some obvious advantages there so that people will still stay.

And there are advantages. There’s the proximity to the Asia-Pacific region. Two billion people live within a threehour flight of Vladivostok. This means a huge market, supply and demand, and economic activity. Last but not least, it also means culture.

But there needs to be additional infrastructure to enable the region to become part of this enormous melting pot, participate in the distribution of labour, and reap the benefits.

This can be so much more than just trading in natural resources. Agriculture, logistics, clean water and air, education — ours is no worse. We have things to offer that will make people want to live there.

— What do you think about One Belt, One Road initiative?

— It looks like it will become an opportunity for a large number of economic agents to get involved in projects oriented primarily towards trade between China and Southeast Asia on the one hand and Europe and the Middle East on the other. Experts have already counted USD 900 billion in investment in projects mentioned in the context of the initiative. Russia occupies a geographically favourable position here, as part of the ‘silk road’, and the investment capabilities of the Chinese are far above those of Russians in terms of the amount of capital involved.

— Tell us about your involvement in the project.

— One Belt, One Road initiative is addressed directly by our joint programme with Hong Kong University of Science and Technology (HKUST). It is no secret that the countries of Eurasia are key to the implementation of China’s initiative. Our programme has the direct objective of preparing a new generation of Eurasian business leaders. It takes the form of an Executive MBA programme that ends in the award of a double diploma. It will be offered in several countries. Modules will be taught in Russia, China, Kazakhstan, Armenia, Israel, Switzerland, and the USA. Israel boasts the best culture for cultivating startups. Switzerland has made a name for itself in the hightech sector. The USA is the ‘Mecca’ of innovation. As for the other countries, they are part of that same ‘silk road’. We believe that this will be an extremely effective international programme, and note the considerable interest of our partner — HKUST Business School’s Executive MBA has been rated number one eight times by the Financial Times.

The most important thing for factories is to manufacture goods, and the most important thing for companies is to sell them

— And what can entrepreneurs learn at SKOLKOVO Business School?

— A colleague of mine from the school recently conducted a study — she was looking at the differences in management approaches between Russian and Chinese entrepreneurs. The Chinese progress quickly to the marketing and sales phase, before they have a good working model. They aren’t afraid to enter the market with an average-quality product, planning to simultaneously master the market and work to improve quality. Our entrepreneurs, on the other hand, believe that they aren’t yet good enough to enter the market, and so lose the advantage.

A long time ago, when I was still very young, an American entrepreneur asked me what the difference was between a factory and a company. I answered that I didn’t know. He told me that the most important thing for factories was to manufacture goods, and the most important thing for companies was to sell them. Our entrepreneurs very often operate in factory mode. They’ve made something, and that’s important, but sales and negotiations are the real challenge. Blabbering away all day — what kind of work is that, you might ask? The thing is that if you keep your mouth closed, you might lose your job!

I’m simplifying a bit, but this is very important. People overvalue hard skills and strongly undervalue soft skills — negotiating, leadership, and emotional intelligence.

— What skills are we most lacking? Surely there’s no problem when it comes to leadership?

— When it comes to bosses, we’re fine. We’ve got a lot of them and they’re all great. But leadership is something a little different. Leadership is when you convince people to consider a job or project or goal that is important to you as their own. If you’re successful, then your colleagues will work in a way that even a lot of money might not persuade them to. That’s leadership.

— So entrepreneurs aren’t appreciating the importance...

— ...of working with people to create a corporate culture. Peter Drucker put it well: «(Corporate) culture eats strategy for breakfast». If you spit and stub cigarettes out on the wall, it’s at the very least extremely difficult to talk about respect for clients and staff. If that’s the sort of corporate culture you have, then whatever strategy you might come up with, it won’t catch on among the group. That’s why it’s important to start not with the strategy, but with eradicating this culture.

— Can a lack of soft skills be described as the most significant shortcoming among entrepreneurs?

— I think so, yes. Once again, it goes back to our statist society. We still have the primacy of the collective over the individual, and of the government over society. We swear out loud that this isn’t so, and reject it on a rational level. That is our ‘strategy’. But at a subconscious level we are heirs to the ideology of the early twentieth century — to the period of collectivization and industrialization in which every person was a cog. That is our ‘corporate culture’.

We believe that the product is more important than the corporate environment, and that individual people have no value. If we can’t see eye-toeye with somebody, then we fire them! But as founder of the World Economic Forum Klaus Schwab says, we are slowly entering an era of ‘talentism’, in which the highest value is represented not by capital or the means of production, but by talent. And it is this that corporations and capital will be fighting for. Everything else is easy enough to obtain, but human brains that can come up with original solutions are a rarity.

Source: EEF 2018 Official Magazine

Analytics on the topic

Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Экспертное мнение
06.09.2018
Рыба ищет, где глубже, а человек ищет, где рыба

Малый и средний бизнес — основа экономики развитых стран — в России пока занимает весьма скромное место. Президент Московской школы управления «СКОЛКОВО» Андрей Шаронов рассуждает о том, как россияне относятся к предпринимательству, а предприниматели — к государству, чем лидер отличается от начальника и почему нельзя работать «в режиме завода».

Мы сильно ориентированы на власть

— Одна из главных тем Восточного экономического форума — развитие предпринимательства. Как, по-вашему, надо его развивать?

— Существует одна цифра, с которой сложно спорить, — это доля малого бизнеса в ВВП. Так вот, ситуация такова, что в России она составляет около 20%. И за всю историю новой России, с тех пор как у нас предпринимательство было узаконено, она не поднималась выше 25%.

Развитые страны примерно половину своего национального богатства создают через малые и средние компании. В среднем этот показатель составляет 50%. А доля МСБ в ВВП Китая, например, 61%.

Если человек в два раза меньше весит, чем средний человек его роста, значит, что-то не нормально. Так же и с проблемой неразвитого предпринимательства. Это медицинский факт.

А дальше можно уже смотреть на структуру малого предпринимательства и увидеть, что у нас очень мало высокотехнологичных компаний, тех, что работают на стыке производства и науки (как в Германии, например). Это второй слой проблемы неразвитости предпринимательства.

— Что же делать, чтобы предпринимателей становилось больше?

— Год назад мы вместе с ВЦИОМ проводили два независимых исследования про отношение к предпринимательству в России. И в том числе спрашивали наших выпускников и студентов-предпринимателей, какую поддержку они хотели бы получить от государства. Выявили три группы ожиданий. Первая — это финансовая поддержка, которая включает в себя снижение налогов, рост доступности кредитов и субсидии. Вторая — независимый суд. Третья — сокращение проверок.

Думаю, если подобные изменения будут происходить, это окажет стимулирующее действие на тех, кто только собирается идти в предприниматели.

В одном из недавних исследований был показан устойчивый тренд: молодежь все больше предпочитает государственные должности и должности в госкорпорациях: налоговый инспектор, полицейский, сотрудник «Газпрома» и т. д. Подобный выбор — следствие того, что мы каждый день видим вокруг себя, какие истории читаем в СМИ, какие новости слышим. Мы должны заниматься определенной пропагандой: рассказывать, как начать, каких ошибок избегать, давать понять, что предприниматели пользуются уважением и поддержкой государства.

— Правильно ли настолько надеяться на власть?

— Конечно, спасение утопающих — дело рук самих утопающих, но Россия — страна, безусловно, этатистская. Мы сильно ориентированы на власть, а власть в любой стране отвечает за регулирование среды. Да, и еще одна важная вещь, которую предприниматели ждут от власти, — стабильность.

— Что именно вы имеете в виду?

— Не надо очень быстро менять условия игры. Представьте, вы работаете железнодорожным оператором и предоставляете транспортно-экспедиционные услуги. Управляете вагонами, грубо говоря. Вы продали все, что у вас было, купили три не очень новых, но вполне хороших вагона, которым 15 лет, и хотели на них заработать. Написали бизнес-план. Вагоны долго окупаются — от 18 до 30 лет. И тут РЖД принимает решение списать вагоны старше определенного возраста, потому что они могут представлять собой угрозу безопасности, хотя вчера не представляли. Вы этого знать не могли, когда покупали эти вагоны. У вас был актив, в который вы вложили деньги, а из газеты вы узнаете, что у вас больше нет этого актива — есть металлолом...

Специфика Дальнего Востока

— Есть ли специфические проблемы в развитии предпринимательства на Дальнем Востоке?

— Я там не жил, но то, что слышу от людей, которые там жили и ездят туда, — очень многие оттуда уезжают в страны Восточной и Юго-Восточной Азии, многие — в Центральную Россию. К сожалению, уезжают самые способные.

— И как остановить отток населения из региона?

— Мой тренер по футболу говорил: «Рыба ищет, где глубже, а человек ищет, где рыба». Мне кажется, это относится и к Дальнему Востоку. Регион имеет некоторые минусы, связанные с удаленностью от остальной части России. Административная нагрузка на Дальнем Востоке в два с половиной раза выше, чем в среднем по России. Причина — в приоритетах: не предпринимательская свобода и инвестиционный климат, а стратегическая безопасность. По числу контрольно-надзорных мероприятий в отношении предпринимателей ситуация хуже, чем в среднем по стране. Но там должны быть и очевидные плюсы, чтобы люди там все-таки оставались.

Но есть и плюсы. Близость к Азиатско-Тихоокеанскому региону. В радиусе трех часов лета от Владивостока живут два миллиарда человек. Это гигантский рынок, это спрос и предложение, это экономическая активность. Это культура, в конце концов.

Но должна быть дополнительная инфраструктура, которая бы позволила стать частью этого огромного котла, участвовать в разделении труда и получать выгоду.

Это может быть не только торговля природными ресурсами. Сельское хозяйство, логистика, чистая вода и воздух, образование — у нас оно не худшее. Нам есть что предложить людям, которые хотят там жить.

— Что вы думаете про инициативу «Один пояс, один путь»?

— Представляется, что она станет возможностью для большого количества экономических агентов поучаствовать в проектах, ориентированных прежде всего на торговлю между Китаем и Юго-Восточной Азией, с одной стороны, и Европой и Ближним Востоком — с другой. Эксперты насчитали уже 900 млрд долларов инвестиций в проекты, упомянутые в рамках этой инициативы. Россия занимает географически выгодное положение, являясь частью Шелкового пути, а инвестиционные возможности китайцев не сопоставимы с российскими по объемам капитала.

— Расскажите о своем участии в проекте.

— Инициативы «Один пояс, один путь» как раз касается наша совместная программа с Гонконгским университетом науки и технологий (HKUST). Не секрет, что страны Евразии являются ключевыми для реализации китайской инициативы. Наша программа как раз призвана подготовить евразийских бизнес-лидеров нового поколения. Это Executive MBA — программа двойного диплома, которая будет реализована в нескольких странах. Модули пройдут в России, Китае, Казахстане, Армении, Израиле, Швейцарии и США. В Израиле наилучшим образом поставлена культура выращивания стартапов. Швейцария сделала имя на высокотехнологичной продукции. США — мекка инновационной деятельности. Остальные страны являются частью того самого Шелкового пути. Мы рассчитываем, что это будет очень эффективная международная программа, и видим, как заинтересован в ней наш партнер: бизнес-школа HKUST с программой Executive MBA восемь раз становилась номером один по версии Financial Times.

Для завода главное — произвести продукцию, а для фирмы — продать

— А чему предпринимателей могут научить в бизнес-школе «СКОЛКОВО»?

— Недавно моя коллега из школы провела исследование: она рассмотрела, в чем разница управленческих подходов российских и китайских предпринимателей. Китайцы быстро выходят на фазу маркетинга и продаж, еще не имея хорошо работающего образца. Они не боятся идти на рынок с изделием среднего качества, рассчитывая, что будут одновременно и рынок осваивать, и работать над улучшением качества. А наши считают, что они еще недостаточно хороши, чтобы выходить, и теряют преимущество.

Давно, когда я был совсем молодым, один американский предприниматель спросил меня, чем отличается завод от фирмы. Я ответил: «Не знаю». Он сказал: «Для завода главное — произвести продукцию, а для фирмы — продать». Наши предприниматели очень часто работают в режиме завода. Вот они сделали какую-то штуку — это действительно важно, а продажи, переговоры — это от лукавого. Что за работа — языком трепать? Рот закрыл — рабочее место убрал!

Я немного упрощаю, но это очень важно. Люди переоценивают hard skills и сильно недооценивают soft skills: переговоры, лидерство, эмоциональный интеллект.

— Каких навыков больше всего не хватает? С лидерством-то, наверное, все в норме?

— У нас с начальниками все в порядке. Их много, они все крутые. А лидерство — это немножко другое. Лидерство — это когда ты убеждаешь людей считать своим дело, проект, миссию, которая почему-то важна для тебя. Если это происходит, то твои коллеги работают так, как это было бы сложно купить за большие деньги. Вот это про лидерство.

— То есть предприниматели не видят важности...

— ...работы с людьми, выстраивания корпоративной культуры. Есть хорошая фраза у Питера Друкера: «Корпоративная культура ест стратегию на завтрак». Если вы плюете и тушите бычки о стены, то говорить об уважении к клиентам и сотрудникам как минимум очень сложно. Если у вас такая корпоративная культура, то, какую бы стратегию вы ни придумали, она не приживется в коллективе. Поэтому надо начинать не со стратегии, а с искоренения этой культуры.

— Можно ли назвать нехватку soft skills самой главной проблемой предпринимателей?

— Думаю, да. Опять же, возвращаясь к вопросу про этатистское общество. Все-таки у нас примат коллективного над индивидуальным и государственного над общественным. Вслух мы клянемся, что это не так, и на рациональном уровне это отвергаем. Это наша «стратегия». Но на подсознательном уровне часто мы наследники идеологии начала XX века, периода коллективизации, индустриализации, где каждый человек — винтик. Это наша «корпоративная культура».

Мы считаем, что товар важнее корпоративной среды, а отдельный человек не представляет никакой ценности. Не можем договориться с человеком — уволим его! Но как говорит основатель Давосского форума Клаус Шваб, «мы осторожно вползаем в эпоху талантизма, когда главной ценностью становится не капитал, не средства производства, а все-таки талант». И за него будет битва корпораций и капиталов. Все остальное доступно, а мозги человека, которые создают оригинальные решения, — редкость.

Текст: Павел КУЛИКОВ

Источник: Официальный журнал ВЭФ—2018


Аналитика на тему