Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, созданный в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие со 155 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 75 странах мира.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Деофшоризация. Борьба с оттоком капитала и повышение инвестиционной привлекательности России
4 июня 2021
17:00—18:15
Ключевые выводы
Россия нуждается в инвестициях

Пандемия только усугубила эту ситуацию, отток капитала у нас порядка 50 млрд в прошлом году, насколько я понимаю, был. Конечно, нужно дальше очень активно с этим злом с точки зрения государства бороться. Здесь у нас позиция абсолютно однозначная, и председатель Совета Федерации неоднократно ее озвучивал: то, что налогообложение должно стимулировать оставлять капиталы в стране, вкладывать в производства, вкладывать в города, где компании-производители работают, вполне даже возможно в социальные объекты, нежели соответственно выводить деньги в виде дивидендов, в том числе и в офшорные юрисдикции — Журавлев Николай, Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Ситуации, когда государство срочно начинает искать дополнительные средства на те или иные вещи, либо дополнительный налог или некое дополнительное изъятие, они, в общем, достаточно, к сожалению, в последнее время регулярно происходят, и они, собственно, и приводят к той самой непредсказуемости налоговой системы вообще и ведения экономической деятельности. <...> Если задуматься, у нас выросли ставки почти по всем основным налогам: вырос НДС, вырос НДФЛ, вырос НДПИ. Дальше отдельные надстройки — это отмена КГН, там те же самые убытки, для иностранных инвесторов международная повестка. Вот все эти вещи, в общем-то, постоянно меняются, и реакция бизнеса, в общем-то, конечно, выражается только в опасении. Вести по-настоящему капиталоемкий бизнес, игра вдолгую, (они. — Прим. ред.) становятся непрогнозируемыми. И это приводит к тому, что инвестиции, которые как раз так нужны стране, они как раз сворачиваются, ну и, в общем-то, происходит замкнутый круг — Коломенский Павел, Первый заместитель председателя Комитета по налоговой политике Российского союза промышленников и предпринимателей.

САРы повышают инвестиционную привлекательность России

Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы те иностранные холдинговые компании, которые сейчас находятся за пределами Российской Федерации, переезжали в Россию, создавая здесь дополнительные рабочие места, возвращая капитал в Россию, в российские банки. И неслучайно в последние полгода мы активизировали работу по донастройке налогового режима в специальных административных районах. И я надеюсь, что к концу этого года мы уже выйдем на конкретный законопроект и внесем его в Государственную Думу. Цель этого законопроекта — повысить привлекательность налогового режима в САР с тем, чтобы расширить периметр компаний иностранных, которые могут переезжать в САР, и, соответственно, таким образом создать те привлекательные условия, которые позволят иностранным холдинговым компаниям с российским участием переезжать в Россию — Сазанов Алексей, Статс-секретарь – заместитель Министра финансов Российской Федерации.

Мне кажется, что САР мог бы быть элементом возврата не только налогов, которые тратят квазинаши трейдинговые компании за рубежом, но еще людей, которые, собственно говоря, наши люди и которые могли бы жить в России и вернуться в Россию, а не создавать сабстенсы в той же самой Швейцарии — Шендерюк-Жидков Александр, Директор, ООО УК «Содружество».

Проблемы
Валютное законодательство в России требует доработки

Валютное законодательство, оно у нас очень старое, в 90-х разрабатывалось. Очевидно, что за это время очень многое изменилось. Оно постоянно тюнингуется, улучшается. Снижены штрафы, и много исключений по репатриации сделано. При этом закон все еще перегружен, его по большому счету даже невозможно читать, он требует существенной доработки соответственно с новыми приоритетами — Журавлев Николай, Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Решения
Упрощение налогового администрирования в России

Для начала надо устранить те привилегии, которые позволяли такое структурирование бизнеса. Мы сейчас пересматриваем соглашение об избежании двойного налогообложения с транзитными юрисдикциями с тем, чтобы вот эти привилегированные условия, когда можно было, по сути дела, из России выплачивать доходы, которые в России облагались бы по ставкам 15 %, 20 % с эффективной ставкой 2-3 %. Поэтому, когда мы выравниваем налог, условия, находится бизнес в России и находится бизнес за границей. Мы при этом должны создать какие-то дополнительные стимулы для того, чтобы после того, как условия налоговые будут выровнены, чтобы бизнес вернулся сюда. И в этой связи, конечно, основное, что нам видится — это упрощение налогового администрирования внутри России. Здесь если у бизнеса есть какие-то запросы, как еще можно дополнительно упростить налоговое администрирование по налогу на прибыль, по налогу на доход физических лиц, мы, конечно, готовы и открыты к диалогу — Сазанов Алексей, Статс-секретарь – заместитель Министра финансов Российской Федерации.

Доработка законопроекта о САР

САРы — очень важная тема, очень важный блок законов, который был принят. К сожалению, очереди пока мы не видим. У нас висит законопроект, Минэком подготовленный по-моему в Правительстве, с очень хорошими нормами, в частности, с нормой о контролирующих лицах и неизменности доли участия и многими другими вещами, которые там надо поправить. Но, к сожалению, пока у нас он в Правительстве и в Думе не движется. Очень важно <…> „настроить“ наше национальное законодательство, предусмотреть возможность сохранения действий норм законодательства и правил корпоративного управления государств, из которых переехал резидент. Это, вроде, прописано, но положение полноценно не работает. <…> Надо подумать, как его (законодательство. — Прим. ред.) максимально модернизировать для тех компаний, которые готовы переехать, чтобы это не было ограничителем для принятия соответствующих решений — Журавлев Николай, Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

САРы тоже сработали, пусть и не какой-то гигантский объем, но, тем не менее, такой заметный. Всего за этот период 790 млн рублей попало в бюджетную систему Российской Федерации, и из них 276, по-моему, миллионов — это наш межрегиональный бюджет, то есть где-то 35 %. И мы, конечно, этим фактом очень довольны. <…> Уже несколько итераций поправок в этот закон о САРах было внесено, и, по сути, его принимают очень оперативно в связи с <...> рядом решений санкционного характера со стороны США, других государств. Но после его, конечно, очень серьезно доработали, улучшили, модернизировали, и это дало свои результаты — Алиханов Антон, Губернатор Калининградской области.

Здесь самое главное, на мой взгляд, — это юридическая обвязка, это корпоративное право, возможность применения собственно зарубежных инструментов и валютная составляющая. <...> Можно ли вообще достичь здесь компромисса? Потому что для бизнеса, который работает в иностранной юрисдикции и хотел бы получить такие же абсолютно все или большинство тех или иных вещей, которые он имеет за рубежом, для этого фактически мы должны создать какую-то не просто налоговую или экономическую зону, а фактически какое-то некое экстерриториальное образование, которое будет очень мало коррелировать с российской правовой системой, что конечно невозможно. <…> Условно успешный вариант, он видится в этом, а вот вариант компромисса нет. Он, конечно, таит в себе те или иные ограничения, из-за чего инструмент проигрывает чисто в ведении бизнеса где-то еще — Коломенский Павел, Первый заместитель председателя Комитета по налоговой политике Российского союза промышленников и предпринимателей.

Мне кажется, что в том виде, как законодательство (о САР. — Прим. ред.) появится, дай бог, с правками, которые вот уже анонсированы в прессе <…> И, конечно, мне кажется, что законодательство при этом сильно стабилизируется — Шендерюк-Жидков Александр, Директор, ООО УК «Содружество».

Распространение СЗПК для деофшоризации и обеспечения стабильности бизнеса

О чем сегодня уже много говорили на форуме, банальные вещи, — это конечно инвестклимат и неизменность условий ведения бизнеса. Здесь большой шаг сделан через закон о СЗПК, и тут надо его дальше расширять, углублять в регионы, на регионы расширять уже расширенные отрасли, сниженные пороги. Надо эту работу продолжать. Неизменность условий ведения бизнеса тоже очень важна для ведения процесса деофшоризации — Журавлев Николай, Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

СЗПК, он, конечно, сам по себе хороший инструмент. <...> Но мне кажется, сам вообще факт появления такого инструмента, как СЗПК, уже красноречиво говорит о том, что у нас что-то не в порядке, что мы априори расписываемся в том, что система у нас нестабильна, непредсказуема, и нам нужны вот такие радикальные уникальные инструменты, чтобы хоть как-то ее стабилизировать — Коломенский Павел, Первый заместитель председателя Комитета по налоговой политике Российского союза промышленников и предпринимателей.