Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Роль бизнеса в глобальном развитии: может ли благотворительность быть выгодной?
25 Мая 2018
12:00—13:15
Ключевые выводы
Бизнес играет значительную роль в глобальном развитии как производитель товаров и услуг и как социальный инвестор

Бизнес, в широком смысле, является производителем благ во всем мире, во всяком понимании: от материальных до прочих. От того, в какой степени бизнес участвует в глобальных процессах, очень многое зависит. Эти процессы не остановятся, если вдруг бизнес перестанет в этом участвовать, но они будут совсем другими, и явно они не будут лучше, чем сейчас — Лукьянов Фёдор, Директор по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай».

Главное, то к чему стремится бизнес, показать себя с выгодной стороны, показать, что-то, что мы реализуем приносит людям пользу и добро — Комаров Кирилл, Первый заместитель генерального директора, директор блока по развитию и международному бизнесу, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

Бизнес может играть значительную роль в борьбе с социальным неравенством

Мы верим в комплексный подход к решению проблемы неравенства. В то, что доходы крупного бизнеса могут приносить пользу обществу вместо того, чтобы увеличивать разрыв между бедными и богатыми. Это возможно при условии, когда бизнес и представители государственного сектора открыты к партнерствам и решениям, нацеленным на общественное благо — Видаль Эльза, Региональный директор по России, глава офиса в Москве, Oxfam International.

Мы сейчас все свои проекты рассматриваем с точки зрения изменения среды. В местах, в которых мы работаем, даже в самых заброшенных северных поселках или городах, которые исторически развивались как вахтовые, работающие в очень сложных условиях, мы пытаемся сделать все возможное чтобы создать там условия жизни, которые по своему качеству были бы близки к двум столицам — Дыбаль Александр, Заместитель генерального директора по корпоративным коммуникациям, член правления, ПАО «Газпром нефть».

Бизнес - это те экономические модели, которые лежат в основе качества среды, где мы существуем. От нас зависит будем ли мы своей экономической моделью проблемы социальные и экономические усугублять и обострять, или мы будем их выравнивать и будем приходить к нормальному сосуществованию с обществом — Бахтина Ирина, Вице-президент по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям Unilever в России, Украине, Беларуси, Турции, Израиле, странах Ближнего Востока, Центральной Азии и Африки и повышению квалификации глобального отдела устойчивого развития бизнеса и корпоративных отношений, Unilever.

Российские компании вносят значительный вклад в гуманитарные проекты в сфере здравоохранения за пределами своей страны

Мне бы казалось очень важным не упускать значение российской помощи или участия в укреплении систем здравоохранения. Именно это направление очень востребовано и очень важно — Попова Анна, Руководитель, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Разнообразные гуманитарные проекты ведут к стабильному росту доходов бизнеса

История взаимодействия Оксфам с бизнес-сектором доказывает, что наибольшую пользу приносят проекты, ориентированные на сочетание рентабельности, устойчивости и соблюдения принципов социальной справедливости. Лидеры частного сектора во Вьетнаме, одним из которых является Unilever, продемонстрировали открытость и способность не только менять свои практики, но и предложить общественности их экономическое обоснование. Данные наших исследований подтверждают - фокус на правах работников и вклад в устойчивое развитие ведут к стабильному росту доходов — Видаль Эльза, Региональный директор по России, глава офиса в Москве, Oxfam International.

На сегодняшний день гуманитарная составляющая уже бесспорно является фактором, формирующим конкурентоспособность компании, особенно на международных рынках — Глебова Любовь, Первый заместитель председателя Комитета по Регламенту и организации парламентской деятельности Совета Федерации.

Когда ты что-то делаешь с точки зрения благотворительности, ты должен думать не только о гуманитарной составляющей, но и о бизнесе. Если это гармонично увязано - все получается хорошо — Дыбаль Александр, Заместитель генерального директора по корпоративным коммуникациям, член правления, ПАО «Газпром нефть».

Проблемы
Отечественные компании все еще вкладывают несколько иные значения в понятия «гуманитарный» и «благотворительный», нежели западные

Разные представления о том, что такое «гуманитарный», которые есть у нас и за рубежом. Потому что в нашей русской традиции гуманитарный это что-то про искусство, про культуру, про духовное. В международной традиции гуманитарный безусловно включает и это, но в первую очередь немного о другом, что сравнивать сложно, это о нуждах и потребностях людей, которые решаются практическими каким-то шагами — Примаков Евгений, Генеральный директор Русской гуманитарной миссии.

Мы постоянно пытаемся убеждать бизнес в том, что бизнес в этом заинтересован. Это не благотворительность - когда взяли и сожгли деньги, погрелись у костра - стало тепло. Это вложение, это инвестиция — Примаков Евгений, Генеральный директор Русской гуманитарной миссии.

В целом, представители российского бизнеса недооценивают возможности гуманитарной миссии как инвестиции, особенно если речь идет о выходе на западные рынки

Это конечно повышает лояльность местного населения, администрации, властей, решает задачи глобального развития, которые и этичны в том числе, и преподает компанию совершенно в другом ключе. Вот привычка к тому, что это инвестиция и гуманитарная деятельность – выгодно, это то, что постепенно проникает в умы российских компаний это то, что уже овладело компаниями зарубежными — Примаков Евгений, Генеральный директор Русской гуманитарной миссии.

Зарубежный бизнес приходя на территорию Российской Федерации теперь в первую очередь начинает свой приход на территорию с диалога с общественными структурами, с администрациями, с изучения рейтинговых показателей субъекта. Они раньше, чем мы начинают говорить с нашими территориями, говорить так, как должны были бы это делать мы, как если бы гуманитарная составляющая зарубежных бизнес проектов стала бы для нас нормой и автоматическим поведением в наших внешнеэкономических и внешнеторговых интеграциях — Костенко Елена, Директор, НКО «Институт гуманитарных технологий».

Российская гуманитарная миссия за рубежом воспринимается неоднозначно

Мы имеем дело с очень специфичным товаром, который называется атом и даже когда он мирный- это сложно воспринимаемое понятие, а когда он еще сочетается с понятиями российский и государственный, то вот эти три слова в совокупности, каждое из них в принципе способно быть большим стоп фактором в современном, к сожалению, мире. Да, а сочетание всех их трех, оно способно в целом похоронить любую, даже очень здравую идею — Комаров Кирилл, Первый заместитель генерального директора, директор блока по развитию и международному бизнесу, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

Крупным проектам сложнее добить успеха, если они не ставят перед собой гуманитарных целей

Для нас достижение общественной приемлемости наших проектов — это не просто история, которая там улучшает наши продажи, а это условие номер ноль, при котором наша деятельность принципе осуществима. И если мы людям не объясним какие блага они от этого получат, от того что рядом с ними возводится, ну давайте так, мягкими словами скажем: сложный инженерный инфраструктурой объект, представляющий из себя, в общем то не простое сооружение, если мы этого не сделаем, то ничего из этого не выйдет — Комаров Кирилл, Первый заместитель генерального директора, директор блока по развитию и международному бизнесу, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

Сложная эпидемиологическая ситуация в мире без гуманитарных проектов повлечет значительные экономические риски

Мне кажется очень важно чтобы бизнес осознал […] что риски эпидемий— это риски экономики. Очень большие, что показала ситуация в Гвинее с лихорадкой Эбола — Попова Анна, Руководитель, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Эпидемиологическая ситуация в разных странах мира разная, и она не улучшается и не будет улучшаться по целому ряду причин: нас стало гораздо больше на планете, мы быстрее эмигрируем, быстрее адаптируются разного рода микроорганизмы, они становятся антибиотикорезистентны, ну и в целый ряд других причин. Нет сегодня уверенности и вообще такой позиции, что все закончилось и вообще инфекций и эпидемий больше не будет — Попова Анна, Руководитель, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Решения
Российские компании все чаще выступают инициаторами гуманитарных программ и благотворительных миссий

Мы только призываем российские компании, и все чаще и чаще, слава богу, слышим позитивный отклик, вкладываться профессионально в гуманитарные программы и благотворительность — Примаков Евгений, Генеральный директор Русской гуманитарной миссии.

Мы начали организовывать так называемые гуманитарные экспедиции …, и задача каждой такой экспедиции — это приехать на место и понять в чем реальные потребности людей, что они хотят?.. Я люблю приводить пример, как в финском городе с нежным названием Пухаеки, в котором мы строим атомную станцию, жители города и мэр города сказали, что их главная мечта, поскольку к ним приедет несколько тысяч русских специалистов, -очень гостеприимно принять их. Поэтому просят нас организовать им курсы российской кулинарии, и люди с удовольствием на них пойдут. Когда, значит, приедут русские друзья, они будут вкусно кормить, радостно привечать и вообще им хочется, чтобы город развивался и рядом с нашей станцией они тоже организовывали бы какую-то свою жизнь — Комаров Кирилл, Первый заместитель генерального директора, директор блока по развитию и международному бизнесу, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

Гуманитарные проекты способствуют укреплению положительного имиджа России за рубежом, а также позволяют распространять отечественные технологии как в сфере здравоохранения, так и во многих других

Мы взаимодействуем с нашими коллегами в Гвинее, поделись своими методами работы и способами погашения, мы помогли им и укрепили эту часть здравоохранения. В Гвинее и на сегодняшний день работаем, и это заслуга Русала, что он дал нам площадку и построил ее специально. Сегодня там работает российско-гвинейский научно-исследовательский институт, который в общем то позиционирует себя как региональный уже на всю западную Африку — Попова Анна, Руководитель, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Я считаю, что этот пример показателен и очень важен для того, чтобы не просто благотворительностью, а именно гуманитарной поддержкой и развитием заявить позитивное расположение и позицию Российской Федерации, и защищая и наших граждан, и тех, кто находится в других странах — Попова Анна, Руководитель, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Я бы хотел, чтобы вы посмотрели на национальный флаг. То есть будь то корпорация, будь то общественная организация, когда мы работаем под флагом России в какой-то стране - это то, что о нас думают. И здесь, естественно, чем больше мы им принесем, чем более конкурентно способными они станут после того, что мы для них сделали, это та память, которая остается — Безруков Андрей, Доцент кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО.

Говорят о технологической колонизации- это очень сильно прозвучало, […] когда мы идем куда-то, когда мы учим, когда мы строим ядерные станции, когда мы развиваем проекты, например, в энергетической сфере, мы в общем-то обеспечиваем им технологический суверенитет. И есть у нас громадные возможности для того чтобы технологический суверенитет распространять, потому что мы одна из тех стран, которая способна это делать — Безруков Андрей, Доцент кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО.

Вопрос в чем: с одной стороны, конечно мы отдаем, мы делаем что- то, что они потом будут конкурентоспособно использовать, но с другой стороны мы формируем среду, мы формируем их под наше мировоззрение, мы формируем их под те технологии хотя бы в таком чисто практическом смысле, которые уже привязаны к нашей модели, уже привязаны к нашей индустрии — Безруков Андрей, Доцент кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО.