Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Как достигнуть углеродной нейтральности в Арктике
Ключевые выводы
Роль Арктики в глобальном переходе к углеродной нейтральности возрастает, и благодаря ей Россия может стать ключевым мировым игроком на рынке новых видов топлива

Я хотел бы обозначить возрастающую роль Арктики с точки зрения содействия энергопереходу. Во-первых, это [связано с наличием] редких металлов, необходимых для прорывных технологий, металлов, востребованных для энергоперехода. Во-вторых, это возрастающие поставки сжиженного природного газа (СПГ), которые позволяют выполнять задачи и цели Парижского соглашения. Ну и мы не можем, говоря о безуглеродной Арктике, не вспомнить доклад геологической службы США 2008 года, согласно которому в Арктике находятся весьма большие запасы, которые могут быть востребованы, в том числе, для производства тех видов топлива, которые будут нужны при энергопереходе – это, прежде всего, водород, аммиак, метанол — Корчунов Николай, Посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Если Россия продолжит энергично двигаться в этом направлении, в том числе за счет создания нового отечественного оборудования, она станет одним из мощных экспортеров водорода. Не хочу никого пугать оптимистическими оценками, но к 2050 году Россия может экспортировать вплоть до 30 млн тонн — Долгов Константин, Заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике.

Арктика может стать сердцем для превращения России в водородную супердержаву. <…> Безусловно, в этот бизнес нужно входить сейчас, потому что через десять лет, когда цена на зеленый водород, по нашим прогнозам, станет в шесть раз меньше, этот бизнес уже будет конкурентен, и необходимо сейчас формировать в нем преимущества первого игрока — Порядин Антон, Партнер, руководитель, EY-Parthenon в СНГ; со-руководитель энергетического сектора, EY-Parthenon в Европе.

Развитие науки важно для энергоперехода в Арктике, и этот регион может стать общероссийской площадкой для внедрения новых технологий

Конечно, в решении вопросов зеленой энергетики не обойтись без научного сопровождения. И, разумеется, для оценки влияния антропогенного воздействия нужно привлекать научное сообщество, лучшие научные силы страны — Грачев Андрей, Вице-президент по федеральным и региональным программам, ПАО «ГМК Норильский никель».

Арктика вполне может стать полигоном для новых решений генерирующих технологий, которые в Европейской части РФ не привлекательны в силу экономических причин. Ведь в Арктике альтернатива стоит гораздо дороже - тоже дизельное топливо, например. И то, что делается для развития малых ГЭС, малых АЭС, приливной, геотермальной энергетики – это тот полигон, где новые решения могут быть опробованы для дальнейшего тиражирования во всей стране — Порядин Антон, Партнер, руководитель, EY-Parthenon в СНГ; со-руководитель энергетического сектора, EY-Parthenon в Европе.

Российская Федерация реализует проект создания первой в Арктике научной станции «Снежинка», которая будет действовать на возобновляемых источниках энергии на двух площадках в Ямало-Ненецком автономном округе и Мурманской области. Это будет центр отработки передовых технологий, который будет интегрировать лучшие решения. То есть мы видим, как Арктический регион становится зоной опережающего развития и лабораторией для тестирования и внедрения новых и важных для всего мира технологий — Корчунов Николай, Посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Проблемы
Глобальное потепления ведет к ускоренному изменению климата в Арктике

Есть такой парадокс: основной вклад в глобальное потепление, как мы знаем, формируют три страны – США, Китай и Индия, а в российской Арктике из-за повышения температуры растепляются многолетние мерзлые грунты и освобождается такой газ как метан. И в этой ситуации общестрановой углеродный след России за счет Арктики может расти. Получается, что растепляют одни, а углеродный налог должны платить другие — Грачев Андрей, Вице-президент по федеральным и региональным программам, ПАО «ГМК Норильский никель».

Арктическая зона имеет на сегодня более быстрые темпы потепления. Конечно, чтобы достичь углеродной нейтральности нужен специальный подход, нужны специальные инструменты, просчитанная программа. Видимо, все это предстоит сделать в ближайшее время — Синюгин Вячеслав, Заместитель генерального директора по цифровой трансформации и энергетическим проектам АО «Зарубежнефть».

Россия отстает от стран Европы в переходе к углеродной нейтральности и внедрении конкретных инструментов для достижения этой цели

Доля возобновляемой энергии в мировом энергобалансе растет каждый день, и в таких европейских странах, как Швеция и Дания, она превышает 60%, в Германии – порядка половины. В России сегодня – менее 2%, хотя потенциал в Арктике огромный, и мы видим, что в последние годы многое делается для этого — Абисалов Сослан, Директор Департамента развития инфраструктуры Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

В последние пару лет в России началось активное развитие повестки по снижению углеродного следа. Это очень правильный вектор. Но не хватает конкретных инструментов, которые бы позволили это сделать. В первую очередь, в России не хватает системы квотирования выбросов CO2 и критерия цены на углерод - это тот элемент уравнения, который в России пока отсутствует. Без внедрения цены на углерод проекты в этой отрасли не будут окупаемы — Боровиков Дмитрий, Вице-президент по стратегии, управлению производственным портфелем и трейдингом, ПАО «Фортум».

Решения
Развитие Северного морского пути будет способствовать переходу к углеродной нейтральности

Мы должны с точки зрения антропологической нагрузки проецировать на цели Парижского соглашения те проекты, которые развиваются в области устойчивого судоходства, и те, которые есть у Росатома. Это, прежде всего, ледоколы с атомными установками, низкоэмиссионными. И углеродный след при задействовании Северного морского пути будет значительно меньше, чем у альтернативных трасс — Корчунов Николай, Посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации.

В перспективе, наверное, возможно, что Северный морской путь, который будет одним из основных катализаторов развития Арктики, станет использовать только сжиженный природный газ (СПГ). Переход на СПГ позволит значительно снизить антропогенное воздействие и экологический след в Арктике. Считаю, что Северный морской путь должен стать «зеленой» ниткой, которая проходит по Арктике и вокруг которой выстраиваются многие правильные идеи природоохранной тематики — Горшков Дмитрий, Директор, Всемирный фонд дикой природы в России.

Промышленные предприятия должны участвовать в улучшении экологической обстановки в Арктике

Мы видим большой запрос индустриальных предприятий, которые находятся в Арктической зоне, по «озеленению» своего энергопотребления. И мы видим большие перспективы по созданию мощностей возобновляемой энергетики именно в Арктике, потому что там много факторов сходятся воедино – это, безусловно, и забота об экологии, и необходимость обеспечения удаленных территорий, и спрос на создание новых промышленных кластеров, которые нужно запитать электроэнергией — Боровиков Дмитрий, Вице-президент по стратегии, управлению производственным портфелем и трейдингом, ПАО «Фортум».

Компания «Норильский никель» приняла стратегию в области экологии и изменения климата. Это серьезная программа, общий бюджет которой – 686 млрд рублей. <…> В активной стадии развития у нас и так называемая серная программа, которая позволит нам к 2025 году снизить выбросы в Норильском промышленном районе на 95% по сравнению 2015 годом. Общий объем инвестиций в нашу серную программу составит 250 млрд рублей — Грачев Андрей, Вице-президент по федеральным и региональным программам, ПАО «ГМК Норильский никель».

Необходима совместная работа бизнеса, финансовых институтов и регулятора с фокусом на долгосрочную ценность для общества и страны. Задача государства - стимулирование ответственного инвестирования в технологии, находящиеся на незрелых этапах, в инфраструктуру, в отрасли потребления, в законодательные инициативы. <...> Здесь государственно-частное партнерство является очень приемлемой формой — Порядин Антон, Партнер, руководитель, EY-Parthenon в СНГ; со-руководитель энергетического сектора, EY-Parthenon в Европе.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС