Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Альтернативная энергия на транспорте: настоящее и будущее
4 Октября 2018
16:00—17:15
Ключевые выводы
Доля затрат РЖД на топливо растет

300 млрд рублей в год РЖД тратит на топливно-энергетические ресурсы для осуществления своей деятельности. Начиная с 2018 года неуклонно растет доля затрат в бюджете компании на топливно-энергетические ресурсы. По прогнозам департамента экономики, эта доля в этом году составит 19,9% бюджета компании — Иванов Борис, замначальника департамента технической политики ОАО РЖД.

РЖД нацелена на сокращение потребления дизельного топлива

Компания [РЖД] поставила задачу замещения к 2030 году 25% потребляемого тепловозами дизельного топлива <...> Это государственная задача <...> соответствующее поручение Президента Российской Федерации — Сазонов Игорь, Главный конструктор, АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава».

Проблемы
Несовершенство системы тягового энергоснабжения

Большая часть узких мест связана с системой тягового энергоснабжения — Незевак Владислав, Научный сотрудник ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет».

Отсутствие нормативной базы для применения новых технологий

На сегодняшний день у нас и за рубежом практически нет нормативной базы по эксплуатации водородной техники — Заручейский Андрей, Заведующий отделением «Тяговый подвижной состав», АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта».

Необходимость переделки конструкции дизеля тепловоза для новых видов топлива

Если будут предложены какие-то альтернативные виды топлива взамен <...> дизельного топлива, но при этом без существенных переделок конструкции дизеля тепловоза, мы готовы рассматривать — Иванов Борис, замначальника департамента технической политики ОАО РЖД.

Решения
Применение гибридных и аккумуляторных локомотивов

Гибридные и батареечные локомотивы более экономичны по сравнению с классическими. При этом изначально стоимость самой машины дороже в 2-3 раза, экономия только на жизненном цикле может происходить <...> Гибридный экономичнее классического на 27%, а полностью аккумуляторный <...> на 30% — Сазонов Игорь, Главный конструктор, АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава».

Наше видение, что будет гибридный локомотив, а сразу после него появится аккумуляторный. Гибридный [находится в] стадии близкой к серийному применению, а аккумуляторные — в России в 2019-21 годах появятся первые версии рабочие <...> и это может существенно повлиять на будущую структуру тягового транспорта в РЖД — Сазонов Игорь, Главный конструктор, АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава».

Если применять накопитель в системе тягового электроснабжения, то он должен быть достаточно мощным для того, чтобы поглотить излишнюю электроэнергию, и работать в кратковременном режиме, поскольку режим оперативного торможения продолжается менее двух с половиной минут <...> Исследования показали, что накопитель выгоднее всего применять <...> на посту секционирования — Незевак Владислав, Научный сотрудник ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет».

Применение в качестве топлива сжиженного природного газа

Отдано предпочтение применению именно сжиженного природного газа, так как его больше можно разместить на борту локомотива. <...> построен опытный образец магистрального газотурбовоза KT1H001 с газотурбинной силовой установкой. <...> В настоящее время он уже отработал 2640 моточасов, и замечаний по газотурбинной и силовой установке практически не было. <...> Положительные результаты позволили принять решение о постройке второго образца <...> в 2016 году он получил сертификат соответствия, и сейчас так же находится в рядовой эксплуатации <...> Эти локомотивы экологически чистые, по наиболее опасному загрязнителю — окись озона — они более чем в два раза опережают <...> директивы ЕС — Сазонов Игорь, Главный конструктор, АО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава».

Создание установки на топливных элементах

Принято решение <...> связанное с экологией, с охраной труда, — создание установки на топливных элементах для работы в тоннелях <...> Это классическая схема последовательного гибрида, то есть топливного элемента, который работает на водороде и кислороде <...> Это первый опыт в РЖД, который показал, что такая техника может быть <...> работоспособной <...> и мы решили вопросы промышленной безопасности <...> Нам пришлось <...> получить разрешение на эксплуатацию. Это позволяет нам реализовывать следующие проекты в области водородной энергетики — Заручейский Андрей, Заведующий отделением «Тяговый подвижной состав», АО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта».

Использование тепловых насосов

Технологии, которые уже пробивают себе на российском рынке дорогу, — это рассольно-водяные и водно-водяные тепловые насосы <...> По воздушным тепловым насосам — на российском рынке достаточно осторожно к ним относятся в силу того, что у нас много регионов с холодным климатом — Соловьев Сергей, Инженер по развитию направления Возобновляемые источники энергии и энергоэффективные технологии, ООО «Виссманн».

Использование синтетического дизельного топлива

Метанол <...> используется как присадка к моторному топливу <...> аналог метанола — синтетическое дизельное топливо. Его преимущество в том, что оно <...> имеет более низкую температуру застывания и <...> это считается чистым продуктом. <...> Производится и синтетическое дизельное топливо, и синтетическое масло моторное — Кирячек Владимир, Директор, ООО «Новые Технологии».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС