нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Образование – инструмент привлечения инвестиций в регионы
15 Февраля 2019
10:00—11:15
Ключевые выводы
Образование становится привлекательной сферой для инвестиций

Пока на рынке образования монополистом является государство. Не больше 20% рынка пока занимают частные деньги. Но уже сам факт, что частных денег почти 20%, внушает оптимизм — Потехина Ирина, Заместитель Министра просвещения Российской Федерации.

Изменения в государственной политике, если это будет все реализовано, думаю, что мы частные инвестиции в образование в ближайшие три года увидим кратный рост, я думаю, до 10 раз. Если все, что заявляется, будет реализовано. На всех уровнях, в технологию, в инфраструктуру — Рудик Александр, Президент, АО «Объединенный Капитал «Прообраз»; член координационного совета, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия».

Кратный рост объясняется сейчас тем, что объем очень маленький. Но, безусловно. потенциал огромный. Рост инвестиций будет зависеть в первую очередь от присутствия и участия государства. Если государство все-таки рискнет снизить уровень своего участия в образовании, тогда будет явный рост — Ячевская Светлана, Заместитель председателя, член правления, Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

Частное образование выполняет важную социальную функцию

Весь бизнес, который занимается образованием, выполняет очень важную социальную функцию. Либо там, где государство не дорабатывает, либо работает плохо — Рудик Александр, Президент, АО «Объединенный Капитал «Прообраз»; член координационного совета, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия».

Вопрос заключается в том, почему существует частный образовательный бизнес. Потому что он является в России буфером ошибок государственного образования. То, что государственное образование сделать не может, делаем мы, там, где оно справляется, там ничего не будет — Ларьяновский Александр, Директор по бизнес-развитию, управляющий партнер, Skyeng.

В России отмечается спрос на дополнительное образование

У нас сейчас есть такой проект у Министерства образования — онлайн открытые уроки, к которым подключается одновременно больше 20 тысяч школ. Это уроки про профессии. Это в чистом виде дополнительное образование. У нас после каждого урока около 5 млн просмотров, половина этих просмотров — взрослые, не школьники. <...> мы видим по откликам, что родители переживают за свою собственную судьбу, они не понимают, что с ними будет завтра — Потехина Ирина, Заместитель Министра просвещения Российской Федерации.

Взрослые хотят платить и будут платить, но у них 24 часа в сутки, и они с большим удовольствием будут смотреть вечером сериалы, а не решать задачки. Образование должно стать привлекательным инструментом для них, как себя занять, при этом себя апгрейдить — Ларьяновский Александр, Директор по бизнес-развитию, управляющий партнер, Skyeng.

Российские регионы — приоритетный рынок для развития цифрового образования

Москва даже не половина рынка. Чем дальше регион от Москвы, тем больше им интересны эти технологии — Ларьяновский Александр, Директор по бизнес-развитию, управляющий партнер, Skyeng.

У нас по цифрам Москва и Питер занимают 25-27% всего лишь. Здесь вопрос не то, что нехватка знаний на местах. Если говорить про детское образование — просто высокий уровень мотивации — Рудик Александр, Президент, АО «Объединенный Капитал «Прообраз»; член координационного совета, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия».

Внедрение цифровых технологий повышает качество образования

Что дают технологии: гибкость, стоимость <...> качество — ты можешь выбирать. Технологии это решают — Рудик Александр, Президент, АО «Объединенный Капитал «Прообраз»; член координационного совета, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия».

15 тысяч уроков в сутки, которые мы сейчас проводим, — это очень много. Без IT этого бы, конечно, никогда не было. Но когда я смотрю топ-20 частных бизнесов в области образования, я понимаю, что мы следим за качеством обучения практически на несколько голов выше, чем это делают на всех уровнях, от детского сада до вуза, государственные проекты — Ларьяновский Александр, Директор по бизнес-развитию, управляющий партнер, Skyeng.

Технологии не могут заменить учителей

Учитель — это не биологическая аудиокнижка, это не говорящая голова, которая передает знания. Это главный инструмент того, чтобы человек был замотивирован. Наставническая функция учителя всегда на несколько голов важнее — Ларьяновский Александр, Директор по бизнес-развитию, управляющий партнер, Skyeng.

Проблемы
Непродуманность стратегии государства в сфере развития образования

7 млрд на рынок стартап-образования — столько компаний в стране нет. На эти деньги можно купить весь рынок. Вопрос — что строим? — Рудик Александр, Президент, АО «Объединенный Капитал «Прообраз»; член координационного совета, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия».

Все нужно делать одновременно. Нельзя так — давайте создадим инфраструктуру, а потом подумаем, как мы будем умно эту инфраструктуру использовать. Мы сразу должны подходить к этому системно — Ячевская Светлана, Заместитель председателя, член правления, Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

Дефицит квалифицированных кадров

Россия одна из самых передовых стран в мире в области разработки, в то же время ведущим IT-игрокам не хватает в районе 10 тыс. специалистов — Шум Павел, Директор центра разработки, АО «Тинькофф Банк».

Реализация почти всех проектов на Дальнем Востоке сводится к дефициту кадров. Людей приходится везти из Москвы и из других регионов Центральной России. Разрыв, который сейчас сформирован между государством и бизнесом, очень огромный, и необходимо с раннего этапа уменьшать этот разрыв — Лазаренко Виктория, Вице-президент, Фонд «Стратегия будущего».

Отсутствие адекватной оценки качества образования

Заказчик, который существует на качество знаний, только начал появляться. У нас существует оценка инвестиционного климата. По-моему, 44 показателя. Уже больше? Сколько из них на образование завязано? По-моему, один. Вы же понимаете, что власть, регионы работают по формальным показателям — Ларьяновский Александр, Директор по бизнес-развитию, управляющий партнер, Skyeng.

Совершенно очевидно сейчас, что за каждым учеником следует одна и та же сумма бюджетных средств. А на выходе мы имеем детей с совершенно разным уровнем готовности. Деньги никак не привязаны к результату — Ячевская Светлана, Заместитель председателя, член правления, Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

Решения
Развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере образования

Мир меняется, и учебные программы не успевают за бизнес-реалиями. Ключ лежит в синергии бизнеса и государственного образования — Шум Павел, Директор центра разработки, АО «Тинькофф Банк».

Мы предложили рынку новый инструмент финансовый, так называемый sib. Прямой перевод это social impact bonds. Если на русский — проекты социального воздействия. Государство не тратит деньги в самом начале, а привлекает инвестора и привлекает провайдера частного, который умеет эти услуги предоставлять лучше, чем государственные учреждения. Инвестор тратит свои деньги, но при этом договаривается на старте с государством, какие нужны социальные эффекты государству и сколько государство сегодня тратит и готово потратить на достижение таких эффектов. Если за указанное время такие эффекты достигнуты, их государство покупает — Ячевская Светлана, Заместитель председателя, член правления, Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

Государственная поддержка инвестиций в образование

Для закрепления достигнутых результатов нужно помогать бизнесу укреплять свои представительства в регионах. Потому что разработка и технологии — один из мощнейших социальных лифтов — Шум Павел, Директор центра разработки, АО «Тинькофф Банк».

Существовала практика выдачи Министерством образования грантов новым проектам по методологии, по технологии. Давайте вернем эту практику. <...> Показать хотя бы движение в этом направлении, дать небольшие деньги — это как раз внимание государства новому сектору — Рудик Александр, Президент, АО «Объединенный Капитал «Прообраз»; член координационного совета, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС