Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.
Наука и инновации: риски во имя развития
Ключевые выводы
России удается создавать условия для развития науки, но достигнутые позиции могут быть утрачены

Дальневосточный регион особенно интересен для нас, поскольку он становится лидером не только по динамике экономического развития, он становится лидером и по динамике научного развития — Сергеев Александр, Президент, Российская академия наук.

Российские компании в последние годы, по-моему, достаточно успешно продвинулись в прикладных сферах, таких как зеленые технологии, цифровизация предприятий, повышение экономической, экологической и энергетической эффективности производств. Продвинулись также и в разработке — что ближе к нам — материалов и технологий для эксплуатации в экстремальных условиях — Пумпянский Дмитрий, Председатель совета директоров, ПАО «ТМК»; президент, АО Группа Синара.

У нас все-таки талантливый народ, есть мощные школы — и научная, и инженерная. Они в состоянии разработать новые самолеты и ракеты. Но нам надо кардинально менять ситуацию с финансированием, потому что, еще 10– 12 лет — и этого не будет, мы проиграем научно-технологическую гонку — Клепач Андрей, Главный экономист, ВЭБ.РФ.

Проблемы
Наличие сильных конкурентов с большим финансированием науки

Китай сделал огромный рывок. Я помню в середине 1990-х годов наши китайские коллеги-ученые ездили к нам в Россию и закупали у нас оборудование. Но сейчас мы пришли к ситуации, когда никому даже в голову не придет, что Китай приедет в Россию закупать научное оборудование. Это случилось за 15 лет. Страна сначала стала богатой экономически, не имея сильной науки у себя, а сейчас — чем дальше, тем больше — вкладывается в науку, понимая, что дальнейшее продвижение без своей науки уже невозможно. Китай к 2035 году планирует стать научной державой № 1 — Сергеев Александр, Президент, Российская академия наук.

На 14-ю пятилетку в Китае в среднем предполагается годовой рост вложений в науку в 7%, а в этом году финансирование фундаментальных исследований в Китае в сравнении с прошлым годом выросло на 10%. В Корее на науку тратят 10% ВВП. Мы тратим в разы меньше, и надо тратить больше, но у нас есть уникальное преимущество — наши фундаментальные школы, математическая, инженерные. Поэтому если раньше китайцы приезжали и покупали оборудование, то сейчас они переманивают людей и идеи. И здесь очень важно создать условия для ученых, для инженеров, чтобы мы не потеряли их. Чтобы быть ученым в России было и престижно, и выгодно, и чтобы к нам ехали ученые, а не от нас. Потому что сейчас миграционная волна, к сожалению, начала возрастать — Сергеев Александр, Президент, Российская академия наук.

Правительство заявило целый ряд стратегических инициатив, с проектными маяками. Это беспилотное движение, есть стратегические инициативы и в водородной энергетике, атомной энергетике. Есть очень серьезные научные задачи, но они требуют совершенно другого уровня финансирования. На мой взгляд, есть огромный запрос на то, чтобы само государство все-таки существенно увеличило финансирование фундаментальной науки — Клепач Андрей, Главный экономист, ВЭБ.РФ.

Низкая скорость внедрения новых технологий

Времена меняются, и формы управления меняются. Инструменты повышения эффективности меняются, а мы внедряем „Бережливые технологии“ на предприятиях страны. Но это было 60 лет назад придумано в послевоенной Японии. Можно ли создать что-то новое? — Протасов Максим, Руководитель, АНО «Российская система качества» (Роскачество).

Мы только год назад приняли закон об органическом сельском хозяйстве. Здесь научный потенциал может позволить нам побежать быстрее. Да, мы отстали на 38 лет, но здесь мы имеем потенциал для выращивания такой „зеленой“ органической продукции», — руководитель, АНО «Российская система качества — Протасов Максим, Руководитель, АНО «Российская система качества» (Роскачество).

Решения
Коммерциализация разработок и привлечение ресурсов бизнеса

Мы обречены на сотрудничество с нашими соседями здесь, без Китая, без Кореи, без Японии, Сингапура развивать высокую науку практически невозможно. Но мы должны, сотрудничая, учиться у наших соседей тому, что они хорошо умеют — превращать знания в технологии, а технологии — в товар — Сергеев Александр, Президент, Российская академия наук.

Самый большой риск в том, что у нас очень хорошие планы и стратегические цели, но мы их не реализовываем. И это особенно угрожающе даже не столько фундаментальной науке — потому что здесь за последние годы и подняли уровень заработной платы, и вузы начали исследования. Для прикладной науки ситуация намного более рискованная и сложная. Бизнес начал вкладываться в новые технологии и не только традиционные, но и связанные с водородными элементами для железнодорожного транспорта, для автомобильного транспорта. Со стороны ВЭБ такого работы ведутся и в Роснано, и в Сколково — Клепач Андрей, Главный экономист, ВЭБ.РФ.

Внедрение новых технологических и управленческих инициатив

Самая главная инновация сегодня и то, что может увеличить ВВП, — это возможность перехода на цифровые платформы. Прежде всего, платформы цифрового материаловедения, всего, что связано с проектированием, новыми материалами и созданием на их основе конструкций. Если мы это сможем сделать сегодня, то только в строительстве и машиностроении это даст прирост ВВП на примерно 1,5-2%. Риск, который сейчас возник, связан с отсутствием отечественной инженерной платформы, у нас нет инженерного тяжелого программного обеспечения. И чем быстрее мы его сделаем, тем быстрее сможем обеспечить свою независимость и прирост ВВП — Нелюб Владимир, Директор, Центр национальной технологической инициативы, ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана».

Один из ключевых рисков — управленческий. У нас доминантой является попытка все контролировать, у нас все строится на недоверии, что деньги пойдут не туда, все будет не выполнено. Горизонт планирования — год, а то и меньше. В этих условиях что-то созидать, тем более рискованное и прорывное — невозможно. Это не благодаря, а вопреки. Должны быть долгосрочные планы, ориентиры, а не попытка жить одним днем — Клепач Андрей, Главный экономист, ВЭБ.РФ.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС