Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, созданный в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие со 160 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 75 странах мира.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Креативные индустрии для экономического прорыва: опыт регионов
2 сентября 2021
12:30—14:00
Ключевые выводы
Креативные индустрии могут стать драйверами развития регионов, особенно в условиях пандемии

Развитие креативных индустрий должно стимулировать развитие регионов, туризма <...>. Мы хотим придать этим территориям [где развиты уникальные народно-художественные промыслы, а это часть креативных индустрий — Ред.] отдельный статус, сосредоточить разные инструменты поддержки, и эти территории поддержать. Это могут быть сельские местности, города с численностью до 10-100 тыс. жителей, откуда серьезный отток населения в последнее время происходит — Кадырова Гульназ, Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

В этом году выделено 3,5 млрд рублей на поддержку креативных индустрий. <...> Будет профинансировано 1 500 креативных команд, это уже происходит. Первая волна была объявлена 6 июня, она уже завершена. Сейчас идет оценка заявок. Дальний Восток очень хорошо провел заявочную кампанию. Лидером стала Якутия, количество заявок приближается к 300. Это уровень лидеров, которые входят в 20-ку среди 83 регионов, которые подали заявки — Карманов Роман, Генеральный директор, Президентский фонд культурных инициатив.

Мы первыми в стране подписали указ о развитии креативных индустрий до 2025 года. В прошлом году АСИ такую оценку по стране сделало. По их методике у Якутии занято 8,2% населения [в этой сфере — Ред.]. Вклад в валовый региональный продукт пока 2,4%, считаем, что к 2035 году должно быть 95 тыс. человек занятых, а вклад в ВРП минимум 4,4%. Развивается IT, разработка компьютерных игр, кино, фэшн-дизайн, ювелирный дизайн — Николаев Айсен, Глава Республики Саха (Якутия).

Главный вывод для регионов: поднимая креативные индустрии в регионе, вы прямым образом развиваете экономику. Опыт Якутии это показывает. Они [представители креативных индустрий — Ред.] дают отдачу в бюджет региона, человеческим образом участвуют [в жизни региона — Ред.], делятся деньгами, когда это нужно. Развивайте креативные индустрии, это уже необходимость — Карманов Роман, Генеральный директор, Президентский фонд культурных инициатив.

Проблемы
Отсутствие благоустроенной городской среды и отток молодежи из большинства территорий, где развита такая креативная индустрия, как уникальные народно-художественные промыслы

Анализ показал, что в России наcчитывается около тысячи таких территорий [где развиты уникальные народно-художественные промыслы, а это часть креативных индустрий — Ред.], около 300 — это были территории с не очень комфортной и благоприятной городской средой. Нужно развивать эти производства, чтобы обновлялись кадры. Мы пришли к выводу, что нужно приоритезировать меры поддержки этих территорий — Кадырова Гульназ, Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Новому поколению очень сложно „продать“ идею, что когда-нибудь, через 30 лет мы условно „построим коммунизм“. Им нужно здесь и сейчас. Подумайте, как мы можем здесь сконцентрировать усилия. Нам важно понимать, что все это создается именно для нового поколения, среди которого гораздо больше креативных людей, чем среди предыдущих поколений — Носов Игорь, Генеральный директор, АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики».

Из регионов по-прежнему достаточно много талантливых уезжает в Москву, Петербург, основная мотивация — не деньги и карьерный рост, а свобода самовыражения, общения с такими же. Все регионы столкнулись с этим вызовом, стараются что-то с этим делать, создать такие условия, чтобы талантливые люди не уезжали — Охлопков Алексей, Первый заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Большая часть занятых в народно-художественных промыслах —это самозанятые, которые не могут претендовать на меры поддержки

Анализ показал, что около 3% — организованный бизнес, индивидуальные предприниматели, 97% — занятые самостоятельно. Президентский фонд не берет заявки от самозанятых, но ведь много художников работают на дому, делают уникальные, высокохудожественные изделия. А в работе на потребительский рынок им могут помочь молодые дизайнеры — помочь забрендировать, продвинуть и продать — Кадырова Гульназ, Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Решения
Повышение эффективности проектов креативных индустрий через льготы, субсидии и развитие инфраструктуры, создание условий для получения образования

Мы можем значительно повысить эффективность этих проектов — это предоставлять налоговые льготы, субсидирование и развитие инфраструктуры, привлечение инвесторов и инвестиций. <...> Все наши планы Корпорации сейчас учитывают креативную составляющую. При обсуждении с коллегами обязательно учитываем, чтобы было место для креативной индустрии, бизнес-инкубаторов, площадок — Носов Игорь, Генеральный директор, АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики».

Важный момент — образование, его людям не хватает. Мы провели образовательную программу „Глобальный бизнес — 2020“, креативность должна быть в любом бизнесе. Через этот курс прошли пять госкомпаний, в результате Якутский хлебокомбинат 40% своих продаж перевел на цифровую платформу. Создаем школу глобального бизнеса на постоянной основе — Николаев Айсен, Глава Республики Саха (Якутия).

Развитие масштабных культурных проектов, которые являются «местом силы» для креативщиков

Музей — это прекрасная платформа для продвижения креативных индустрий и команд, потому что, работая с таким брендом, как Третьяковская галерея, наши партнеры прилагают усилия, чтобы весь их потенциал сработал, чтобы их имя однажды отмеченное, прозвучало. Они становятся на ноги, имеют возможности роста и признания. Одновременно музей является для огромного количества представителей креативных индустрий точкой отсчета. <...> Мы хотим во Владивостоке сделать то, что удалось в Москве, мобилизуя вокруг Третьяковки лучшие творческие силы. Серьезно думаем, как воспитать кадры для большого межмузейного комплекса, поэтому запустили в этом году вместе с Дальневосточным федеральным университетом магистерский курс — музейное дело, на спонсорские деньги — Трегулова Зельфира, Генеральный директор, ФГБУК «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС