Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Статья
31.01.2023

Вызовы и направления развития креативных индустрий в национальном контексте

Авторы: Кострюкова О.Н., Мусакин А.А., Орловская В.П.

Введение

На сегодняшний день мировая практика свидетельствует о том, что креативные сектора экономики являются приоритетным предметом государственной политики, демонстрируя стабильно высокие показатели и положительную динамику развития. Высокая активность хозяйствующих субъектов, участвующих в том или ином сегменте креативной экономики, а также меры, предпринимаемые государствами для поддержки их развития, как, например, субсидирование и государственное участие в галерейном и выставочном бизнесе, программы поддержки секторов культуры, мониторинг их вклада в местную экономику, обеспечивают стабильно устойчивое развитие креативных индустрий в мире и в России.

Так, даже в сложнейших условиях пандемии Covid-19, вклад креативных индустрий в экономику Российской Федерации в 2020 году составил не менее 4,98% от ВВП, как показало исследование Агентства стратегических инициатив. Доля креативных индустрий составила в общем объеме 4,21% от суммарной выручки всех организаций, 9,68% от всех организаций страны, 4,98% от численности занятых [1] (см. рисунок 1).


Также безусловное значение для подчеркивания значительного вклада креативных индустрий в текущее и перспективное развитие национальной экономики имеют, например, следующие показатели: средний размер заработных плат работников, занятых в креативных индустриях, на 5–15% выше средней заработной платы по регионам и РФ в целом [1]. Экспертами Форума креативного бизнеса, прошедшего в рамках ПМЭФ-2021, приводились данные о среднем ежегодном росте сектора от 8% до 15% в год [2, с. 28-31] и общей капитализации креативных индустрий в мире на уровне более 2 триллионов долларов США [3].

Материалы и методы

Статья подготовлена по материалам дискуссии на ПМЭФ-2021 «Международный бизнес и глобальные ценности: риски и возможности на новом этапе развития творческих индустрий» (см.: https://roscongress.org/sessions/spief-2021-mezhdunarodnyy-biznes-i-globalnye-tsennosti-riski-i-vozmozhnosti-na-novom-etape-razvitiya-tvorcheski/about/#.), а также творческого осмысления авторами высказанных в ходе ее ведения мнений специалистов.

Основные результаты и их обсуждение

Можно проследить в динамике возрастание роли и значения креативных индустрий в мире и в Российской Федерации. На рисунке 2 представлены ключевые события в эволюции концепции креативных индустрий. Так, по инициативе ЮНЕСКО в 1982 г. были приняты к рассмотрению новые модели культурной деятельности, ставившие во главу угла доступность культурных ценностей всем жителям стран мира. Также одной из знаковых предпосылок формирования сектора креативных индустрий можно считать взаимопроникновение культуры и экономики, развитие предпринимательства в сфере культуры и ее коммерциализацию, приходившиеся на вторую половину XX века. В связи с этим в начале 90-х годов XX века стало оформляться понятие «креативные индустрии», которое зарождалось в активной полемике.

В 1998 г. созданный годом ранее Департамент культуры, медиа и спорта Великобритании издает документ по картированию креативных индустрий, в котором дает определение креативных индустрий и выделяет 13 относящихся к ним видов экономической деятельности. Далее следует интенсификация деятельности по картированию креативных индустрий в странах мира, формируются различные национальные модели креативных индустрий. Закрепил значимость креативных индустрий для развития государств опубликованный в 2008 г. отчет ООН о развитии креативной экономики.


Внимание, уделяемое исследованию и оценке статуса, значимости и воздействия креативных индустрий на национальное, региональное и местное развитие в Российской Федерации, прослеживаемое в последнее время, подтверждается количеством и качеством мероприятий, проведенных в 2021 г., ключевой темой которых является развитие креативных индустрий (см. таблицу). Положительная динамика развития сектора креативных индустрий достигается путем вовлечения в него всё новых и новых акторов, особенно в открытом цифровом пространстве, которое характеризуется усилением конкуренции аудиовизуального контента и, например, глобализацией моды, в том числе технологической, а также прочими аспектами развития систем искусственного интеллекта.

При этом, необходимо отметить, что процессы вовлечения и интеграции всё новых и новых объектов и участников в креативные индустрии, их адаптивность и устойчивость в условиях кризиса создает, с одной стороны, новые возможности, а с другой — новые вызовы развития креативных индустрий, как с учетом глобального, так и национального контекстов, представленные на рисунке 3.

Как можно отметить, в том числе исходя из перечня и особенностей мероприятий, приведенных в таблице, существует вызов самоидентификации и определения ключевой цели развития креативных индустрий не только в национальном, но и в глобальном масштабе. Исследованию этой проблематики была посвящена дискуссия «Международный бизнес и глобальные ценности: риски и возможности на новом этапе развития творческих индустрий», прошедшая 3 июня 2021 года на площадке ПМЭФ-2021 при поддержке института развития «Иннопрактика».

Параллельно с продолжающейся в настоящий момент теоретической рефлексией можно отметить и рассмотрение роли креативной индустрии в цивилизационном аспекте. В его основе лежат вопросы ценностного подхода к развитию креативных индустрий, а также исследования креативного, творческого начала отдельной личности, её талантов, навыков и способностей к развитию творческих идей. Основополагающим в данном контексте является положение о носительстве человеком определенного культурного кода, культурных ресурсов социума, к которому он принадлежит.

По мнению ученых МГУ им. М.В. Ломоносова, есть ценности цивилизационные, ценности, которые доминируют в какой-то национальной культуре. А есть ценности глобальные, которые присутствуют во всех культурах. «Глобальные или универсальные ценности — это ценности, которые порождаются и являются следствием социокультурной глобализации; имеют общепланетарный характер; составляют основу духовной жизни всего мирового сообщества, регионов глобального мира, конкретной страны и каждого человека» [4, с. 3]. Глобальные ценности, будучи, как отмечалась, элементами общемировой социокультурной глобализации, объективно признаются всеми. Как следствие, эти ценности, внедряясь и реализуюсь в структуре «культурного айсберга», через невербальные каналы коммуникации транслируются от индивида к индивиду, влияют на сознание и поведение человека, формируют его собственную систему ценностей.



Однако присутствует и субъективное понимание глобальных ценностей, что выражается, в том числе, в искажении и индивидуальной интерпретации сущностного понимания одних и тех же базовых ценностей человечества. Это обусловлено, зачастую, внешнеполитическими, геополитическими и макроэкономическими причинами. Соответственно, возникает проблема формирования правильной и обоснованной системы ценностей, в том числе и воспитания молодого поколения. Этому может способствовать трансляция истинных ценностей человечества через комплексное развитие креативных индустрий. Обеспечение путей и способов такой трансляции приобретает характер национальной и, одновременно с этим, внешнеполитической задачи, ставит целью продвижение ценностной матрицы многонациональной России в мире, где продукт креативной деятельности, выходя за пределы локальной территории, приобретает дополнительный смысл, становясь инструментом политики «мягкой силы».

В контексте современных геополитических реалий и приоритетного стремления ряда стран мира к изоляции России и исключения ее ценностной матрицы из структуры социокультурной глобализации, можно и нужно углублять понимание целей развития креативных индустрий. В свою очередь, реализация ценностного подхода актуализирует необходимость глубокой проработки концептуальных основ развития креативных индустрий, научно обоснованной системы стимулирования и поддержки на общенациональном уровне в междисциплинарном подходе, в тесной взаимосвязи с вопросами развития бизнеса и экономики, культуры, духовно-нравственной сферы, всех уровней образования и воспитания гармонично развитой личности.

Не менее значимым в стратегической перспективе для развития креативных индустрий является глобальный тренд на цифровизацию. Фактор Covid-19, спровоцировавший в период пандемии существенный рост спроса на ценностно нагруженный цифровой контент практически во всех отраслях, не мог не сказаться и на креативных индустриях. Необходимость и безальтернативность цифровой трансформации бизнеса, в том числе в сегменте креативных индустрий в связи со сменой технологического уклада, бурным развитием сквозных цифровых технологий, сменой поколений, влиянием фактора Covid-19 и сопутствующим глобальным изменением модели потребительского поведения, все чаще становятся предметом различных исследований [5, 6, 7].

К основным изменениям в потребительском поведении можно отнести, например, формат взаимодействия с объектами культуры, основанный на построении всей цепочки взаимоотношений B2B и B2C в креативных индустриях на основе цифровых платформ, а также рост потребления онлайн контента, запроса на интерактивный формат взаимодействия с объектами культуры. Вследствие вышеназванных изменений в потребительском поведении и их производных можно наблюдать существенный качественный рост технологических решений в сфере креативных индустрий. Еще одним результатом изменения модели поведения потребителей продуктов и услуг креативных индустрий можно считать трансформацию самого художественного процесса и его смещение в сторону цифровизации и инновационности, переноса результата творческой деятельности в виртуальный мир.

Таким образом, можно сделать вывод, что перемещение креативного контента в цифровое пространство — одна из ключевых тенденций будущего развития креативных индустрий. При этом, уровень цифровизации растет как в целом в креативных индустриях, так и на отдельных этапах создания добавленной стоимости креативного продукта. Так, на стадии производства креативного продукта, ближайшие перспективы — за технологиями искусственного интеллекта и нейротехнологиями, применяемыми как для создания, так и для редактирования творческих произведений.

На стадии дистрибуции — будущее за экосистемными решениями, а именно, за супераппами и су-персервисами в виде многофункциональных цифровых и стриминговых платформ, а также за инструментами для создания цифровых гидов. На стадии потребления добавленную стоимость креативного продукта формируют VR/AR решения для создания иммерсивного контента, платформы и сервисы для проведения онлайн или гибридных (smart) мероприятий, инструменты интернет-анализа и анализа больших данных о предпочтениях и поведении потребителей.

Все это диктует необходимость освоения новых технологий, получения принципиально новых компетенций создателями и дистрибуторами креативного контента, поиска новых форматов и способов коммуникации с пользователями цифрового продукта, встраивания субъектов креативной деятельности в новые цепочки создания ценности и трансформации традиционных бизнес-моделей, выработки правовых механизмов защиты прав интеллектуальной собственности, адаптации креативных индустрий в новом цифровом пространстве. По итогам исследования НАФИ «Вклад цифровых платформ в развитие креативных индустрий и поддержку креативного предпринимательств» [8, с. 13] показано, что, благодаря современному уровню цифровизации, креативные компании растут в 3-5 раз быстрее, чем экономика в целом.

В настоящее время основные вызовы для креативных индустрий лежат в плоскости развития данного сектора экономики в своем собственном территориальном и социологическом контексте. Уже не подлежит сомнению тесная взаимосвязь пространственной и отраслевой динамики роста креативных индустрий. С этой точки зрения представляется необходимым формализовать, структурировать и активизировать работу по картированию для выявления и определения основных характеристик креативных индустрий; того, как они способствуют инновациям и экономическому росту стран и территорий, а также разработать пространственные модели, определяющие их кластеризацию.

В странах Европы креативные индустрии существенно влияют на экономический рост за счет производства товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью. При своей существенной значимости как сегмента производственной структуры и ресурса развития человеческого капитала и роста занятости, креативные индустрии демонстрируют отличия в географическом распределении. Эти отличия проявляются в типологии предприятий с позиций национальных и территориальных профилей.

Необходимо учитывать, что на сегодняшний день характерна концентрация занятости в сфере креативных индустрий в крупных городах и региональных центрах, т.е. там, где отмечается концентрация креативных ресурсов. При этом, возможна разработка такой национальной, региональной и местной политики, которая позволит максимально полно использовать потенциал креативных индустрий как ресурса оживления рынка труда за счет создания дополнительных рабочих мест, повышения узнаваемости локальных брендов, ребрендинга и редевелопмента с учетом индивидуальности территорий и региональной специфики.

Препятствуют эффективности данного процесса отсутствие экосистемы креативных индустрий и, как следствие, отсутствие единого направления развития креативного сообщества, его территориальная и концептуальная разобщенность, минимальные возможности для обмена опытом позитивной реализации проектов и частных инициатив в области креативных индустрий. Развитие креативных индустрий как драйвера социально-экономического роста и развития экономики регионов диктует необходимость выработки согласованного подхода к идентификации креативных индустрий, структуре отраслей и видов деятельности, их образующих.

Активные дебаты вокруг определений и структуры креативной экономики и креативной индустрии начались в конце 1990-х — начале 2000-х гг., но до сих пор вопросы структуры и идентификации креативных индустрий остаются дискуссионными на мировом уровне. Требуются новые решения в целях унификации подхода к определению креативных индустрий, разработка терминологического аппарата и формирование списка отраслей и видов деятельности, которые с минимальной долей условности можно относить к креативным индустриям.

Для этой цели также требуется определение признаков, на основании которых тот или иной вид деятельности, та или иная отрасль могут быть отнесены к креативному сектору экономики. Все вышеназванное будет способствовать разработке методологии учета и оценки влияния креативных на развитие территорий на всех уровнях управления, включая муниципальный.

Заключение

Таким образом, развитие креативных индустрий и, в целом, креативного сектора экономики при комплексном системном подходе позволит внести существенный вклад в решение целого ряда задач национального развития, включая формирование креативного и социального капитала страны; развитие малого и среднего предпринимательства и предпринимательской инициативы, обусловленной культурными особенностями и традициями; социально-экономическое развитие регионов страны; обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в социальной сфере; воспитание гармонично-развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций; продвижение ценностной матрицы России в мире для достижения глобальных ценностей и целей развития человечества.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Атлас креативных индустрий Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://100gorodov.ru/creativeindustries (дата обращения 12.06.2021).
2. О настоящем и будущем креативной экономики России // ФедералПресс. 2021. № 2 (40). С. 28-31.
3. Международный бизнес и глобальные ценности: риски и возможности на новом этапе развития творческих индустрий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roscongress.org/sessions/spief-2021-mezhdunarodnyy-biznes-i-globalnye-tsennosti-riski-i-vozm... (дата обращения 30.06.2021).
4. Леонова О.Г., Ильин И.В. Глобальные и универсальные ценности и гуманитарные технологии в международной политике // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2018. № 1. С. 3-10.
5. Creative Economy Outlook: Trends in international trade in creative industries. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unctad.org/webflyer/creative-economy-outlook-trends-international-trade-creative-industries (дата обращения 12.06.2021).
6. Культура и креативные индустрии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://innoagency.ru/files/ Prognoz_Culture%20And%20Creative%20Industries_Covid.pdf (дата обращения 23.06.2021).
7. Мегатренды будущего: какие навыки понадобятся работодателям. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/futurology/5e99a48c9a79477826205b8d (дата обращения 13.06.2021).
8. Вклад цифровых платформ в развитие креативных индустрий и поддержку креативного предпринимательства / Г.Р. Имаева, Е.Ю. Сушко, И.А. Гильдебрандт, Л.В. Спиридонова, Т.А. Аймалетдинов. М.: Изд-во НАФИ, 2021.

© Кострюкова О.Н., Мусакин А.А., Орловская В.П., 2022
Оксана Николаевна Кострюкова — кандидат экономических наук, декан факультета сервиса, туризма и гостеприимства, заведующая кафедрой сервисной и конгрессно-выставочной деятельности Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Алексей Александрович Мусакин — кандидат экономических наук, доцент кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета, вице-президент Российской гостиничной ассоциации, Член Правления Российского союза туриндустрии, Управляющий партнер Гостиничной группы «Кронвелл».
Виктория Петровна Орловская — кандидат экономических наук, доцент кафедры сервисной и конгрессно-выставочной деятельности Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Данная статья опубликована в специальном выпуске научного журнала «Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета» по итогам Петербургского международного экономического форума — 2021.
Аналитика на тему