non-financial development institution
major organizer of congress and exhibition events
Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Article
06.09.2018
Advanced special economic zones in the Russian Far East: a secret resource for Asian market growth

Back in December 2013, Russian President Vladimir Putin defined the development of the Russian Far East as a national priority for the 21st century. That was the beginning of the latest chapter in the history of the region, which, since the Tsarist era, has been seen as not just Russia’s window onto Asia, but as the key to the formation of the entire Eurasian space.

Great transit opportunities and a huge resource base

In addition to transit (the Northern Sea Route, the Trans-Siberian Railway, and the Baikal-Amur Mainline), the Far East has many competitive advantages, primarily in the form of natural resources. A total of 81% of all diamonds in the Asia-Pacific region, 51% of forests, 37% of fresh water, 33% of aquatic biological resources, 32% of gold, 27% of gas, and 17% of oil are concentrated in the Far East of Russia, as well as globally significant deposits of coal, uranium, tin, and polymetals.

«The rapid transformation of the Asia-Pacific region into a major global factory has again put the issue of Russia’s presence in Asia on the agenda. It has required the launch of special programmes to develop the region», said Deputy Minister for the Development of the Russian Far East, Alexander Krutikov. «The Asia-Pacific region accounts for 59% of the world’s GDP and 50% of foreign direct investment. The region is the world’s largest importer of goods and services, with total revenue of more than USD 8 trillion.»

The resource superiority of the Russian Far East over the other countries of the Asia-Pacific region creates, on the one hand, opportunities for growth (the roll-out of new, largescale production plants), while on the other hand, it embodies a key risk (becoming nothing more than a raw materials supplier to Asia).

The phenomenon of the Asian ‘global factory’ is built on the principle of ‘industrial offshoring’, based on cheap labour. Foreign capital was offered a preferential investment regime, with the proviso that most of the output would be exported to investor countries. It is no coincidence that last year, the US trade deficit with China came to USD 375 billion.

A whole network of such ‘offshore companies’ has been deployed in the Asia-Pacific region. In India, there are 345 special economic zones, and in China, there are 253 areas offering a preferential investment regime. In Vietnam, as of the beginning of 2017, 437 regions with a preferential regime for investment and entrepreneurial activity had been established. It was vital to create the conditions for investing in future growth areas in Russian Asia that were at least equal to other countries in the region.


Advanced regional development

On 24 October 2013, the first meeting of the Government Commission on the Far East was held, at which the model for the development of the region was approved: advanced special economic zones (ASEZs); Vladivostok Free Port; infrastructure support for investment projects; reduction of electricity tariffs for industrial consumers; the Eastern Economic Forum; electronic visas for foreign citizens visiting Vladivostok; and investment quotas for fishing.

«Over 1,300 new investment projects have been initiated, representing total investment of RUB 3.8 trillion. Of these, 953 projects with investment worth a total of RUB 3.15 trillion and resulting in the creation of 120,000 new jobs are being set up on the basis of agreements», says Nikolay Zapryagayev, Director of the Department for the Development of ASEZs and Vladivostok Free Port at the Far East Development Corporation. «Investors from India, Singapore, Australia, China, Japan, and the Republic of Korea are coming to us, even if they are being cautious.»

In the advanced special economic zones and Vladivostok Free Port, one of the lowest tax burdens on investors in the Asia-Pacific region has been created. On joining the preferential regime, the tax burden will be no higher than 4.5%, and over 13 years of project implementation it will average out at 16.76%. According to this indicator, the Far East is second only to Malaysia, where the level of the tax burden at entry point is 3.3%, and 7.47–9.4% over 13 years.

Today, 267 projects are being implemented in the Far Eastern ASEZs, and 680 more within Vladivostok Free Port. One of the results of applying the new model of advanced development for the Far East is the macroeconomic data for the previous year: the industrial production index of the region exceeded average Russian levels, and industrial growth was 2.2%; growth in investment in fixed assets was 17.1%; the Far East accounted for 30% of foreign direct investment into the economy of the Russian Federation; construction increased by 9.2%, and agricultural production by 8.2%.


As Nikolay Zapryagayev points out, the growth of the Far Eastern economy in terms of the region’s domestic market has almost been exhausted. Around 6 million inhabitants cannot bring about an increase in production, so it is vital to slot into the value-added chain of the ‘world factory’.

Increase in surplus value

Reserves for extending the processing of raw exports in the region do exist. Of 2.5 million tonnes of fish products, more than 80% are products with low added value, while 90% of exports are still frozen fish. Meanwhile, more than 2 million hectares of the Far East’s waters are suitable for cultivating marine culture products which are in demand in Asia-Pacific markets.

Last year, the Russian Government approved a ‘package’ of interconnected laws and regulations covering the distribution of investment quotas. As a result, quotas for the production of aquatic bio-resources were fixed in exchange for investment obligations to build ten fish processing plants and nine fishing vessels at Russian shipyards. Total investment will amount to RUB 53.4 billion.

Last year, production of round timber in the Far East increased by 6.5% compared to 2016 (from 12 million to 12.75 million m3), and the output from advanced processing was 5.1 million m3. Processed products make up 28% of timber exports. The estimated annual cut in the Far East is 91.5 million m3 of timber. The level of its current development is barely 17.5%.

Two resolutions were adopted by the Russian Government on timber tariff quotas and customs duties in December last year. Quotas are granted to companies that export processed products made from Far Eastern timber. Within the quotas established in 2007, the customs duty on round timber will be 6.5%. Outside the established quotas, the duty rate for round timber will increase to 40% in January next year, and to 80% in January 2021.

China’s reorientation towards developing the market in favour of domestic consumption (‘Asia for Asia’), announced by Xi Jinping at the recent congress of the Central Committee of the Communist Party of China , opens up a historical window of opportunity for the Far East in particular, and for Russia as a whole. This is a chance not to be missed.

RUB 2,267 billions will be invested in 267 projects, which are being carried out in 18 ASEZs in the Far East

Text: Leonid KRUTAKOV

Analytics on the topic

Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Статья
06.09.2018
ТОР российского Дальнего Востока – секретный ресурс роста рынка Азии

Еще в декабре 2013 года президент Владимир Путин определил развитие Дальнего Востока как национальный приоритет XXI века. С этого момента и началась новейшая история региона, который с царских времен считался не просто окном России в Азию, а ключом к формированию всего Евразийского пространства.

Идеальный транзит и огромная ресурсная база

У Дальнего Востока, помимо транзитных (Северный морской путь, Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали), масса конкурентных преимуществ, прежде всего в виде природных ресурсов. Относительно всех запасов Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) на Дальнем Востоке России сосредоточено 81% алмазов, 51% леса, 37% пресной воды, 33% водных биоресурсов, 32% золота, 27% газа и 17% нефти, ряд крупнейших месторождений угля, урана, олова, полиметаллов мирового значения.

«Стремительное превращение АТР в главную мировую фабрику вновь поставило на повестку дня вопрос российского присутствия в Азии. Потребовало запуска специальных программ развития региона, — говорит заместитель министра по развитию Дальнего Востока Александр Крутиков. — На долю АТР сегодня приходится 59% мирового ВВП и 50% прямых иностранных инвестиций. Регион является крупнейшим в мире импортером товаров и услуг с общей выручкой более 8 трлн долларов».

Ресурсное превосходство русского Дальнего Востока над остальными странами АТР, с одной стороны, создает возможности роста (развертывание новых масштабных производств), а с другой — формирует ключевой риск (превращение в сырьевой придаток Азии).

Феномен азиатской «фабрики мира» построен по принципу «промышленного офшора», основанного на дешевой рабочей силе. Иностранному капиталу был предложен льготный режим инвестиций с условием, что большинство произведенной продукции будет вывозиться в страны-инвесторы. Не случайно торговый дефицит США с Китаем по итогам прошлого года составил 375 млрд долларов.

В АТР была развернута целая сеть таких «офшоров». В Индии действует 345 специальных экономических зон, а в Китае — 253 образования с льготным режимом инвестиционной деятельности. Во Вьетнаме по состоянию на начало 2017 года было создано 437 территорий с льготным режимом инвестиционной и предпринимательской деятельности. Необходимо было создать в русской Азии как минимум равные с другими странами региона условия инвестирования в будущие точки роста.


Опережающее развитие территорий

24 октября 2013 года прошло первое заседание правительственной комиссии по вопросам Дальнего Востока, на котором была одобрена модель развития региона: территории опережающего развития (ТОР); свободный порт Владивосток (СПВ); инфраструктурная поддержка инвестиционных проектов; снижение тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей; Восточный экономический форум; электронная виза для иностранных граждан, прибывающих во Владивосток; инвестиционные квоты на вылов рыбы.

«Инициировано более 1300 новых инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 3,8 трлн рублей. Из них 953 проекта с объемом инвестиций 3,15 трлн рублей и созданием 120 тыс. новых рабочих мест реализуется на основании соглашений, — рассказывает директор департамента по развитию ТОР и СПВ АО „Корпорация развития Дальнего Востока“ Николай Запрягаев. — К нам идут, пусть пока осторожно, инвесторы из Индии, Сингапура, Австралии, Китая, Японии и Республики Корея».

На территориях опережающего развития и в свободном порту Владивосток сформирован один из самых низких в АТР уровней налоговой нагрузки на инвесторов. На входе в режим преференций налоговая нагрузка составит не более 4,5%, а в течение 13 лет реализации проекта — в среднем 16,76%. По этому показателю Дальний Восток уступает только Малайзии, где на входе уровень налоговой нагрузки составляет 3,3%, а за 13 лет — 7,47–9,4%.

Сегодня в дальневосточных ТОР реализуются 267 проектов, еще 680 — на территории свободного порта Владивосток. Среди результатов применения новой модели опережающего развития Дальнего Востока можно назвать макроэкономические данные по прошлому году: индекс промышленного производства региона превысил среднероссийские значения, промышленный рост составил 2,2%; рост инвестиций в основной капитал составил 17,1%; на Дальний Восток пришлось 30% прямых иностранных инвестиций, поступивших в экономику Российской Федерации; рост объемов строительства составил 9,2%, а сельскохозяйственного производства — 8,2%.

Как отмечает Николай Запрягаев, рост экономики Дальнего Востока с расчетом на внутренний рынок региона практически исчерпан. Шесть с небольшим миллионов жителей не позволяют наращивать производство, необходимо встраиваться в цепочки добавочной стоимости «мировой фабрики».

Повышение прибавочной стоимости

Резервы по углублению переработки сырьевых статей экспорта в регионе действительно есть. Из 2,5 млн тонн рыбной продукции более 80% является продукцией с низкой добавленной стоимостью, 90% экспорта по-прежнему составляет замороженная рыба. При этом более 2 млн гектаров акватории Дальнего Востока пригодно для выращивания востребованных на рынках АТР объектов марикультуры.

В прошлом году правительство России утвердило пакет взаимосвязанных нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок распределения инвестиционных квот. В итоге закреплены квоты добычи водных биоресурсов под инвестиционные обязательства по строительству 10 рыбоперерабатывающих заводов и 9 промысловых судов на российских верфях. Общий объем инвестиций составит 53,4 млрд рублей.

Производство круглых лесоматериалов на Дальнем Востоке в прошлом году увеличилось на 6,5% в сравнении с 2016-м (с 12 до 12,75 млн куб. м), а продукции глубокой переработки выпущено 5,1 млн куб. м. Доля переработанной продукции в структуре экспорта лесоматериалов — 28%. Расчетная лесосека Дальнего Востока составляет 91,5 млн куб. м древесины. Уровень ее освоения в настоящее время едва достигает 17,5%.

По лесоматериалам в декабре прошлого года было принято два постановления Правительства России о тарифных квотах и таможенных пошлинах. Квоты получают компании, которые осуществляют экспорт переработанной продукции из дальневосточной древесины. В рамках квот, установленных в 2007 году, таможенная пошлина на круглые лесоматериалы составит 6,5%. Вне установленных квот ставка пошлины на кругляк увеличится с января будущего года до 40%, а с января 2021 года — до 80%.

Переориентация Китая на развитие рынка в сторону внутреннего потребления («Азия для Азии»), о которой на последнем съезде ЦК КПК объявил Си Цзиньпин, открывает перед Дальним Востоком в частности и Россией в целом историческое окно возможностей. Упускать этот шанс нельзя.

Текст: Леонид КРУТАКОВ


Аналитика на тему