non-financial development institution
major organizer of congress and exhibition events
RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Expert opinion
06.09.2018

Russia and China need each other to create a new world

More and more, Russia and China are declaring joint interests in politics, the economy, technological development... Is the relationship more of a partnership or a competition? Why is it so hard for us to negotiate with the Chinese? To find the answers to these questions, we talked to Dr Sergey Luzyanin, Professor, Director of the Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences, and author of the book Russia and China: Creating a New World.

Impossible to say which country is senior partner

— How important are Russia and China for each other, economically speaking? Is it possible to label one of them the ‘younger brother’?

— Based on the current state of Russian—Chinese strategic cooperation, in which the economy plays a very important part, it is impossible to say exactly which is the senior partner and which the junior.

We are talking about a relationship between two great powers, each of which has its own unique advantages in certain areas, providing a balance of about 50/50.

For example, in the military—strategic sphere, in space, in nuclear power, and in creating one-of-a-kind military aviation engines, Russia has set a bar that China has not yet reached and is unlikely to attain in the near future. On the other hand, China’s purchasing power parity today is greater than that of the US. That is, it can be said that, in comparison, both the US and the European Union are China’s juniors.

— In which areas in particular do our countries need each other?

— Russia is an important supplier for China. Of course, this includes energy, but it’s not just about oil and gas pipeline megaprojects. There are also new ground-breaking projects for the production of liquefied natural gas (Yamal LNG). There is also active cooperation in the construction of future high-speed railways. Other areas of collaboration have emerged: space exploration, the development of nuclear energy, and the supply of certain types of agro-industrial products.

In turn, advanced high-quality technologies are arriving in Russia from China. China is also important for us as a potential investor in future projects. For example, advanced special economic zones in the Russian Far East have proved very attractive to Chinese investors.

Our countries are, after all, neighbours along the great Amur River (Heilongjiang). New roads have been built. The Nizhneleninskoye— Tongjiang railway bridge will open soon. Moreover, while in 2000 economic cooperation was mainly to be found in border areas, today that’s not the case at all. For example, the Volga—Yangtze project was started in 2013 to establish cooperation between the Volga Federal District and regions in the upper and middle reaches of the Yangtze River. The bilateral years (2018–2019) of Russian— Chinese interregional cooperation are designed to give cooperation a boost by linking Russian regions and Chinese provinces with hundreds of contracts and projects of various types.

At the Eastern Economic Forum, the focus is not on major state projects, but on interregional cooperation and the development of new priorities and sectors. It is no coincidence that this year President of the People’s Republic of China, Chairman and General Secretary of the CPC Central Committee Comrade Xi Jinping will come to Vladivostok. Both he and Vladimir Putin attach great importance to qualitatively changing their trade and economic agenda so that it is not reduced to two or three megaprojects, but covers thousands of undertakings.

What the US—China confrontation on the global market means for Russia

— Nevertheless, despite our political rapprochement, the United States remains China’s largest economic partner...

— Under Hu Jintao, China really believed that, for the sake of economic development, it was important to refrain from any, even the slightest, confrontation with the United States. In the last three or four years, this position has undergone radical change. For China, money and the economy are fine and all, but the main national interest lies in confronting the global hegemony of the US, which is the main threat. Moreover, it was the Americans who officially labelled China and Russia their main opponents.


BACKGROUND

Increase in trade

Trade between Russia and China from January to April 2018 increased 27.3% when compared to the same period last year, reaching USD 31.1 billion, according to statistics from the General Administration of Customs of China. Of these, China exported USD 13.9 billion in goods and services and Russia exported USD 17.2 billion. And these numbers will grow. The Chinese Ministry of Commerce has announced that, by the end of the year, trade between Russia and China could rise to a historic high of USD 100 billion. The Russian Ministry of Economic Development agrees with this assessment.


Trump’s protectionist moves are only the first steps to which China will respond, and trade turnover will decline somewhat, while still being substantial — almost USD 700 billion. Donald Trump is introducing tariff sanctions because the Chinese sell USD 370 billion more in goods to the US than the US sells to China. Surprisingly, the structure of Chinese exports is made up of electronics and machinery equipment. The largest American export is soy. This is the result of a skilful Chinese policy, and it will take the American president more than one blow to knock it out. The country faces a long and exhausting struggle.

— Can Russia benefit from this confrontation?

— The Chinese have not yet used their main weapon; it is very dangerous and double-edged. I’m talking about the money invested by the Chinese Government in American securities, a total of USD 1.1 trillion. Logically, they will gradually and carefully discard assets and transfer money to other investment projects and securities. For Russia this opens up an enormous market: even if a tenth of this trillion is invested in Russian projects, it will be an entirely new investment resource. And the Chinese really have no place else to go: Europe doesn’t trust them very much, and Russia is close by and more similar politically. Our countries have a common rival — the United States. This is not said out loud, but Xi Jinping and Vladimir Putin are aware that neither Russia nor China will be able to stand up to the Americans alone.

Our countries’ strategic interests in this respect fully coincide

— Your words suggest that a new geopolitical union is growing to confront the West?

— Our countries’ strategic longterm interests in this respect fully coincide. However, Moscow and Beijing do not want to return to the classical alliance between Stalin and Mao Zedong, either. In general, the era of classical military alliances has passed. Today, cooperation in the format of strategic partnership is more common. We support each other in the Security Council; we have a shared position on Syria and the Korean Peninsula. The meeting in Singapore between Kim Jong-un and Donald Trump was worked out by Beijing and Moscow two or three months before the meeting. Although the US President took all the credit, in fact, the North Korean leader flew to consult with Xi Jinping twice and met with Sergey Lavrov twice [Minister of Foreign Affairs of Russia — Ed.] before the meeting.

Russian—Chinese cooperation has reached the global level. The Chinese have the Belt and Road initiative, and Russia has the Eurasian Economic Union and the Shanghai Cooperation Organisation. These projects need to be combined.

The leaders of these associations believe that this enormous area — Eurasia — should not be American. Although even here a problem arises: the Chinese would like to adapt it to suit their projects and Russia wants it for theirs. Kazakhstan also has its own interests. Consensus is very important here. Negotiations with China are always extremely difficult.

— Why do you think that is?

— The fact is that, in the thousandyear-old mentality of China, the concept of absolute equality and compromise has not been laid down. Over 5,000 years, 12 empires and 14 dynasties have been built on subordination and hierarchy, and this remains in their subconscious. Therefore, it is easier to reach a compromise with Europeans, whereas the Chinese perceive compromise as a defeat. That’s why negotiations on large oil and gas projects have been taking 15 years. Agreements were reached in the end, but it took an incredible amount of effort, literally blood and sweat.

— How much is our relationship influenced by the sanctions imposed on Russia by the US and the EU?

— China is an integral part of the international financial system. Moreover, Xi Jinping has declared a policy of openness and transparency in the financial and economic sphere: no isolation or protectionism. Consequently, Chinese companies cannot ignore the sanctions imposed on our country. However, at the same time, entrepreneurs use their ‘Chinese’ tricks, which are difficult to prove in Western courts. Basically, Chinese business is on our side, although it observes the sanctions imposed by the West.


38 framework agreements

have been concluded between Russian regions and the Yangtze provinces within the format of Volga—Yangtze as of July 2018. These agreements cover trade, economic, scientific, technical, and humanitarian cooperation. The Republic of Bashkortostan, the Republic of Mordovia, the Chuvash Republic, and Samara Region made the most use of the project, each concluding four agreements. On the Chinese side, Sichuan, Anhui, Hubei, and Chongqing were the most active participants.



Demographic expansion is not needed to benefit economically

— What other difficulties do Russian companies face when entering the Chinese market?

— One of the main problems is that Russian entrepreneurs believe that, once the contract is signed and the goods have crossed the border, that’s it, the work is finished. In fact, that’s just the beginning, because in China, Russian products lose their name: large Chinese companies immediately appropriate them for themselves and distribute them through their dealer networks. Thus, in terms of its PR and image, Russia is disappearing.

We need our own dealer network in China to bring Russian goods to the Asian consumer.

Another big set of problems is associated with a poor knowledge of China’s legal system. Russian state corporations know the law perfectly well, but most medium and small businesses, which have a fount of unused resources, can only hope for a chance. We have begun to develop a road map to explain the main problems that an entrepreneur may face in China, but for now the demand is limited. We need a more ambitious and systematic approach.

— Returning to the interests of China in the Russian Far East, how realistic is the scenario of a Chinese demographic expansion in Russia?

— This is an old myth that arose in the 1990s. Then there really was an uncontrolled flow of Chinese immigrants, not to the Far East itself, actually, but in transit to Moscow, St. Petersburg, and further on to Europe. And even then, the figures, as counted by sociologists, did not exceed 450,000–600,000 people a year. Now, the situation has changed drastically. First, rigid quotas for foreigners were introduced. Second, after the scandalous closing of the Cherkizovsky Market in Moscow, where billions were in circulation, the spontaneous shadow market of Chinese products was completely destroyed.

As for the Far East itself, you couldn’t get the Chinese to move there if you tried. They live in their own country and conduct their own business, why should they leave? Demographic expansion is not needed to benefit economically.

Text: Irina KHRYAEVA

Source: EEF 2018 Official Magazine


Release date
06.09.2018
Analytics on the topic

Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Интервью
06.09.2018
Россия и Китай нужны друг другу для формирования обновленного мира

Россия и Китай все чаще заявляют о совместных интересах — в политике, экономике, технологическом развитии. Чего больше в отношениях между странами — партнерства или конкуренции? Почему нам непросто вести переговоры с китайцами? На эти и многие другие вопросы отвечает доктор наук, профессор, директор Института Дальнего Востока РАН, Сергей Лузянин.

Нельзя сказать, кто «главный партнер», а кто — «младший»

— Насколько Россия и Китай важны друг для друга в экономической сфере? Можно ли назвать кого-то тут «младшим братом»?

— Сложившийся формат российско-китайского стратегического сотрудничества, где экономическая часть имеет очень важное значение, не позволяет сказать, кто здесь главный партнер, а кто — «младший».

Мы говорим о взаимоотношении двух больших держав, каждая из которых имеет свои уникальные преимущества в определенных сферах, что обеспечивает баланс, примерно 50 на 50.

Например, в военно-стратегической сфере, космосе, атомной энергетике, создании уникальных авиационных военных моторов Россия взяла планку, которой Китай не достиг и вряд ли сделает это в ближайшем будущем. С другой стороны, экономика Китая по паритету покупательной способности сегодня больше, чем американская, то есть формально можно говорить, что для него и США, и Европейский союз являются «младшими».

— А в каких сферах наши страны особенно нуждаются друг в друге?

— Для Китая Россия является важнейшим поставщиком. Конечно, это энергетика, причем речь не только о нефте- и газопроводных мегапроектах, но и о новых прорывных проектах по производству сжиженного природного газа («Ямал СПГ»). Также идет активное сотрудничество в строительстве скоростных железных дорог на перспективу. Появились и другие направления сотрудничества: освоение космоса, развитие атомной энергетики, поставки отдельных видов агропромышленной продукции

В свою очередь, из Китая в Россию поступают передовые качественные технологии. Китай важен для нас и как потенциальный инвестор в перспективные проекты. Кстати, созданные на Дальнем Востоке территории опережающего развития очень приглянулись китайским инвесторам.

Хотел бы напомнить, что наши страны — соседи по гигантской реке Амур (Хэйлунцзян). Сейчас появились новые дороги. Скоро должны ввести в эксплуатацию железнодорожный мост Нижнеленинское — Тунцзян. Причем если в 2000-е экономическое сотрудничество шло в основном в приграничных территориях, то сегодня ситуация качественно изменилась. Например, в 2013 году был инициирован проект «Волга-Янцзы», призванный наладить сотрудничество между субъектами Приволжского федерального округа и регионами верхнего и среднего течения реки Янцзы. Перекрестные (2018–2019) годы российско-китайского межрегионального сотрудничества как раз призваны разогреть сотрудничество, чтобы связать российские регионы и китайские провинции сотнями контрактов и проектов самого разного характера.

Да и на Восточном экономическом форуме акцент делается не на крупных государственных проектах, а именно на межрегиональном формате сотрудничества и формировании новых направлений и секторов. Неслучайно в этом году во Владивосток на Форум приедет первое лицо КНР, председатель и генеральный секретарь ЦК КПК товарищ Си Цзиньпин. И он, и Владимир Путин придают колоссальное значение тому, чтобы качественно изменить торгово-экономическую повестку, чтобы она сводилась не к двум-трем мегапроектам, а охватывала тысячи проектов.

Чем для России является противостояние США и Китая на мировом рынке

— Тем не менее, несмотря на политическое сближение, крупнейшим экономическим партнером Китая по-прежнему остаются США...

— В период правления Ху Цзиньтао Китай действительно считал, что в угоду развития экономики нужно воздерживаться от любой, даже малейшей конфронтации с США. В последние три-четыре года ситуация радикально изменилась. Китай говорит о том, что деньги и экономика — это хорошо, но главный национальный интерес — противостояние глобальной гегемонии США, которая представляется основной угрозой. Причем именно американцы официально назвали Китай и Россию своими главными противниками.


СПРАВКА

Рост товарооборота

Товарооборот между Россией и Китаем в январе — апреле 2018 года вырос на 27,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 31,1 млрд долларов, свидетельствует статистика Главного таможенного управления КНР. Из них Китай экспортировал товаров и услуг на 13,9 млрд долларов, а Россия — на 17,2 млрд долларов. И это не предел. В Министерстве коммерции КНР заявили, что по итогам года товарооборот между Россией и Китаем может вырасти до исторического максимума — 100 млрд долларов. С этой оценкой согласны и в Министерстве экономического развития Российской Федерации.


Протекционистские трамповские акты — это только первые шаги, на которые Китай будет отвечать, и обороты торговли будут несколько снижаться. Хотя они все равно останутся огромными — почти 700 млрд долларов. Дональд Трамп вводит тарифные санкции потому, что китайцы продают в США товаров на 370 млрд долларов больше, чем американцы — в Китай. Удивительно, но структура китайского экспорта — это электроника и машинно-техническое оборудование. А первое место в американском экспорте занимает соя. Это следствие умелой китайской политики, и одним ударом американский президент этот узел не разрубит. Страны ожидает длительная, изнуряющая борьба.

— Россия может выиграть от этого противостояния?

— Китайцы пока не применили главного оружия, но оно очень опасное и обоюдоострое. Речь идет о средствах, вложенных правительством Китая в американские ценные бумаги, на сумму 1,1 трлн долларов. Если рассуждать логически, они постепенно и осторожно будут сбрасывать активы и переводить деньги в другие инвестиционные проекты и ценные бумаги. Здесь уже для России открывается гигантский рынок: даже если десятая часть из этого триллиона будет вложена в российские проекты, это совершенно новый инвестиционный ресурс. При этом китайцам особенно деваться некуда — Европе они тоже не очень доверяют, а Россия рядом и политически ближе. У наших стран есть общий соперник — США. Это не озвучивается, но Си Цзиньпин и Владимир Путин отдают себе отчет, что в одиночку ни Россия, ни Китай противостоять американцам не смогут.

Стратегические интересы наших стран на нынешнем отрезке полностью совпадают

— Из ваших слов складывается ощущение, что для противостояния Западу вызревает создание нового геополитического союза?

— Стратегические долговременные интересы наших стран на нынешнем отрезке полностью совпадают. Но классического союза, который был между Сталиным и Мао Цзэдуном, Москва и Пекин тоже не хотят. Вообще, время классических военных союзов прошло, сегодня многие сотрудничают в формате стратегического партнерства. В Совете Безопасности мы поддерживаем друг друга, у нас обоюдная позиция по Сирии и Корейскому полуострову. То, что произошло в Сингапуре между Ким Чен Ыном и Дональдом Трампом, было разработано Пекином и Москвой за два-три месяца до встречи. Хотя президент США приписал заслуги себе, на самом деле северокорейский лидер перед встречей дважды летал советоваться с Си Цзиньпином и два раза встречался с Сергеем Лавровым (министром иностранных дел России. — Ред.).

Российско-китайское взаимодействие вышло на глобальный уровень. У китайцев это инициатива «Один пояс, один путь», у России — ЕАЭС, ШОС. И эти проекты надо объединять.

По мысли лидеров этих объединений, это гигантское пространство — Евразия — не должно быть американским. Но и здесь возникает проблема: китайцы хотели бы адаптировать пространство под свои проекты, Россия — под себя. Свои интересы есть и у Казахстана. Здесь очень важен консенсус. Переговоры с Китаем — это всегда крайне тяжело.

— Почему вы так думаете?

— Дело в том, что в тысячелетнем менталитете Китая не заложено понятие абсолютного равенства и компромисса. 12 империй и 14 династий на протяжении пяти тысяч лет строились на подчиненности и иерархии, и это осталось в подсознании. Поэтому с европейцами компромисса достигнуть легче, тогда как китайцы воспринимают компромисс как поражение. Именно поэтому переговоры по громким нефтегазовым проектам шли 15 лет. В итоге удалось достигнуть договоренностей, но просто неимоверными усилиями, буквально кровью и потом.

— Насколько сильно на наши отношения влияют санкции, введенные в отношении России со стороны США и ЕС?

— Китай является неотъемлемой частью мировой финансовой системы. Более того, Си Цзиньпин заявляет о политике открытости и транспарентности в финансово-экономической сфере — никакой изоляции и протекционизма. В этом смысле китайские компании игнорировать санкции, введенные против нашей страны, не могут. Однако при этом предприниматели применяют свои «китайские» хитрости, которые трудно доказать западным судам. Грубо говоря, китайский бизнес на нашей стороне, хотя соблюдает установленные Западом санкционные ограничения.


38 рамочных соглашений

было заключено на уровне субъектов Российской Федерации с провинциями Янцзы в рамках формата «Волга — Янцзы» по состоянию на июль 2018 года. Договоренности предполагают торгово-экономическое, научнотехническое и гуманитарное сотрудничество. Самыми последовательными участниками проекта стали Республики Башкортостан, Мордовия, Чувашская Республика и Самарская область — каждая из них заключила по четыре соглашения. С китайской стороны наибольшую активность проявили провинции Сычуань, Аньхой, Хубэй и г. Чунцин.



Чтобы получить выгоду, демографическая экспансия не нужна

— С какими еще трудностями сталкиваются российские компании при выходе на китайский рынок?

— Одной из главных проблем является то, что российские предприниматели считают: раз контракт подписан и товар пересек границу — все, работа закончена. На самом деле именно с этого момента она и должна начинаться, потому что в Китае российская продукция теряет свое имя: крупные китайские компании сразу присваивают ей свой бренд и распространяют через свои дилерские сети. Таким образом, Россия в плане пиара и имиджа растворяется.

Необходима наша собственная дилерская сеть на территории Китая по доведению до азиатского потребителя российских товаров.

Другой большой пласт проблем связан с плохим знанием правовой системы Китая. У российских государственных корпораций со знанием закона все отлично, но основная масса среднего и малого бизнеса, где кроется кладезь неиспользованных ресурсов, надеется на авось. Мы начали разрабатывать дорожную карту, где объясняются основные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель в Китае, но пока она узко востребована. Нужен более масштабный и системный подход.

— Возвращаясь к интересам Китая на Дальнем Востоке, насколько реалистичен сценарий демографической экспансии китайцев в России?

— Это старый миф, возникший в 90-х годах. Тогда действительно шел неконтролируемый поток китайцев, но даже не на сам Дальний Восток, а транзитом — в Москву, Петербург и дальше в Европу. И то цифры, посчитанные социологами, не превышали 450–600 тыс. человек в год. Затем ситуация резко изменилась. Во-первых, были введены жесткие квоты для иностранцев. Во-вторых, после скандального закрытия Черкизовского рынка в Москве, где крутились миллиарды, стихийный теневой рынок китайской продукции совсем «сдулся».

Что касается непосредственно Дальнего Востока, то китайцев туда и пряниками не заманишь. Они живут у себя, делают свой бизнес. Зачем им ехать куда-то? Чтобы получить экономические выгоды, демографическая экспансия не нужна.

Текст: Ирина ХРЯЕВА

Источник: Официальный журнал ВЭФ—2018


Аналитика на тему