Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Экспертное мнение
16.01.2024

Пути взаимодействия искусства и права в современном обществе

Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ПМЭФ-2023 «Визуализация права: форма интеграции и тенденции развития права и искусства».

На первый взгляд, право и искусство являются абсолютно не связанные сферы общественной жизни людей. Однако, это только на первый взгляд. Взаимодействия права и искусство является двухсторонним: право выступает в качестве социального регулятора отношений, возникающие в сфере искусство, с другой стороны, искусство является одним из инструментов, играющим важную роль в формировании правовой культуры общества.

По этой причине, безусловно, эффективное правовое регулирование отношений в сфере искусства имеет важное значение не только для организации этой сферы общественной жизни, но и для формирования правосознания субъектов правоотношений.

Как представляется, одним из важных, и в тоже время спорных вопросов, является вопрос о правовом статусе коллекционеров, которым принадлежит важная роль в развитии искусства. Достаточно назвать коллекции П.М. Третьякова и С.И. Щукина, чтобы оценить вклад коллекционеров в развитие искусства.

Объекты культурного наследия находятся в сфере внимания современной науки, гражданского общества, государства. Однако правовой режим частных и корпоративных коллекций недостаточно изучен.

Очевидно, что многие собрания частных лиц и корпораций имеют значительную финансовую стоимость. Как инвестиционные процессы, так и банкротства предпринимателей и корпораций непосредственно определяют судьбу коллекций. Сказанное относится не только к собраниям, стоимость которых превышает десятки и сотни миллионов рублей, но и к сравнительно небольшим коллекциям. Ведь они важны для конкретных регионов, селений, городов, муниципалитетов — содействуют развитию туризма, реализации социально-культурных проектов, развитию городской и сельской среды.

Социальные, культурные, экономические условия определяют необходимость поиска эффективных способов правовой охраны коллекций. Произведения изобразительного искусства и архитектуры, материальные культурные ценности являются объектом имущественных и связанных с ними неимущественных прав, которые регулируются гражданским правом. Картина, рисунок, монумент — вещь (ст. 128 Гражданского кодекса РФ, далее — ГК РФ). Но вещь, которая имеет принципиальные отличия от иных видов движимости и недвижимости. Существуют особенности в регулировании прав и обязанностей собственников произведения искусства, участников соответствующих сделок, договоров. Очевидно, например, что шедевр живописи или монументального искусства не может быть законно уничтожен даже собственником. И это находит своё формальное закрепление в ст. 240 ГК РФ, ст. 243 Уголовного кодекса РФ. Ряд статей ГК РФ специально посвящён культурным ценностям, их защите в различных экономических отношениях (п. 5 ст. 1, п. 2 ст. 233, подп. 4 п. 2 ст. 235, п. 2 ст. 272, п. 3 ст. 349, п. 4 ст. 1483).
Нормы гражданского права о произведениях искусства, материальной культуры изложены в ряде специальных законов, международных договоров. Гражданско-правовое регулирование — составная часть системы регламентации общественных отношений, которые складываются по поводу культурных ценностей. Конституционное, уголовное, административное, таможенное, экологическое отрасли права призваны обеспечить практическую реализацию основополагающего правила — каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44, п. 2 ст. 74 Конституции РФ).

Можем ли мы утверждать, что коллекция — это единый объект имущественных прав, а не «просто» совокупность произведений искусства или исторических раритетов? Каковы права и обязанности собственников коллекций? Но прежде всего: что такое коллекция как культурная ценность? Художники, работники музеев, искусствоведы, историки, профессиональные участники арт-рынка указывают на различные аспекты проблемы. Специалисты утверждают, что коллекция — результат творческого процесса, плод интеллектуального труда собирателей. Думается, что личные коллекции — явления современной культуры, самобытный феномен культуры современности. Более того, их духовная, эстетическая, историческая, научная ценность выше, чем «простая» сумма ценности отдельных произведений искусства их составляющих.

Нормы права о художественных коллекциях должны обеспечить гармонию общественных и личных интересов, свободу творчества, имущественные права инвесторов. Следует продуманно сочетать ограничения с государственной поддержкой деятельности коллекционеров, имеющей общественное значение, в том числе и для развития современного искусства. Следует пропагандировать необходимость государственной и общественной поддержки деятельности коллекционеров, защиты коллекций как явления современной культуры. Данный принцип сформулирован, в частности, по отношению к личным библиотекам в ст. 6 Модельного библиотечного кодекса для государств-участников СНГ, принятого Межпарламентской Ассамблеей государствучастников СНГ 17.02.1996.

Определённое сходство с творческим трудом коллекционера, кроме авторского права, составителя (п. 2 ст. 1260 ГК РФ), имеют права, смежные с авторскими. Примером может быть право изготовителя базы данных (ст. 1333 ГК РФ) или право публикатора (ст. 1337 ГК РФ). Возможно, именно права публикатора наиболее близки к сути правомочий коллекционера. Ведь при отчуждении оригинала произведения, например, оригинала произведения живописи, скульптуры, его собственником, обладающим исключительным правом публикатора на отчуждаемое произведение, это исключительное право переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное (ст. 1337 ГК РФ). Как видим, речь идёт именно об исключительном праве, которое получает приобретатель права собственности. Собственник вещи получает право, смежное с авторским, — право публикатора. Это означает, что вещное право в действующем законодательстве «дополняется» инструментарием интеллектуальной собственности.

Самостоятельной проблемой является обеспечение неделимости частных коллекций, которые перешли в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Только специалисты в музейном деле могут предложить наиболее эффективные способы сохранения коллекций (информационное и документационное обеспечение, хранение в фонде одного учреждения и другие). Особого внимания требует правовое регулирование наследования коллекций, правопреемства и банкротства юридических лиц — собственников собраний произведений искусства. Думается, что решение данного вопроса требует самого срочного внимания как законодателя, так и всего гражданского общества [1].

Список источников.

1. Александров А.А. Коллекция произведений искусства как объект прав собирателя // Искусство и право: тенденции развития и формы интеграции: сб. материалов науч.-практ. конф., 11–12 марта, 2015 г. / сост. Т.А. Кочемасова, Н.Н. Мухина ; ред. Е.О. Романова ; Рос. акад. художеств, Каф. ЮНЕСКО изобразительного искусства и архитектуры. — Ярославль: Филигрань, 2015. — Вып. 1. — 144 с.

Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.


Аналитика на тему