A socially oriented non-financial development institution and a major organizer of nationwide and international conventions; exhibitions; and business, public, youth, sporting, and cultural events.

The Roscongress Foundation is a socially oriented non-financial development institution and a major organizer of nationwide and international conventions; exhibitions; and business, public, youth, sporting, and cultural events. It was established in pursuance of a decision by the President of the Russian Federation.

The Foundation was established in 2007 with the aim of facilitating the development of Russia’s economic potential, promoting its national interests, and strengthening the country’s image. One of the roles of the Foundation is to comprehensively evaluate, analyse, and cover issues on the Russian and global economic agendas. It also offers administrative services, provides promotional support for business projects and attracting investment, helps foster social entrepreneurship and charitable initiatives.

Each year, the Foundation’s events draw participants from 208 countries and territories, with more than 15,000 media representatives working on-site at Roscongress’ various venues. The Foundation benefits from analytical and professional expertise provided by 5,000 people working in Russia and abroad.

The Foundation works alongside various UN departments and other international organizations, and is building multi-format cooperation with 173 economic partners, including industrialists’ and entrepreneurs’ unions, financial, trade, and business associations from 78 countries worldwide, and 179 Russian public organizations, federal and legislative agencies, and federal subjects.

The Roscongress Foundation has Telegram channels in Russian t.me/Roscongress, English – t.me/RoscongressDirect, and Spanish t.me/RoscongressEsp. Official website and Information and Analytical System of the Roscongress Foundation: roscongress.org.

RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Article
03.09.2022

The New Silk Road

Is Russia’s logistics system ready for more eastbound traffic? Russian industry needs to quickly decide how to compensate for the loss of several major markets for its products. One of the most promising destinations is the Asia — Pacific region, but logistics are a bottleneck for this pivot to the East. There is not enough shipping capacity, and the problem can only be solved with massive investments.

The Far East is crucial for the economy not only due to its natural wealth and people, but also because of its favourable geographical location, which is capable of transforming the region into an effective logistics hub between Asian markets and the European part of Russia. There is a good reason why transport corridors are one of the traditional topics at the Eastern Economic Forum. This year, a whole pillar of the business programme has been dedicated to this issue: ‘Everyone Has Their Own Route: The Logistics of a Changed World’.

The world truly has changed, and Russian companies have responded to these changes by stepping up their activities in areas where constructive business cooperation is possible. This primarily includes two large clusters: MENA countries (a region that unites states in the Middle East and North Africa) and the countries of the Asia[1]Pacific region. This is a matter of altering the structure of both imports and exports. The situation appears to be more complicated with respect to exports: there is a need to transit huge volumes of products that are difficult to transport, such as hydrocarbons, coal, and steel. In particular, Russian ferrous metals enterprises need to redirect about 4 million tonnes of steel products per year due to sanctions, according to a letter from Alexey Mordashov, the president of the Russian Steel Association (which includes the largest ferrous metals companies) and the main owner of Severstal.


Meanwhile, in the Asia-Pacific region, Russia’s logistics system is already operating at the limit of its capabilities. Minister for the Development of the Russian Far East and the Arctic Alexey Chekunkov (see an interview with him on page 124) says the shortage in carrying capacity now exceeds 70 million tonnes and will reach 150 million tonnes in the next three years. The Russian government and big business are now primarily focusing on expanding the capacity of the Northern Sea Route (NSR) and the Eastern Operating Domain (which includes the Trans-Siberian and Baikal-Amur Mainlines and all related infrastructure).

Arctic transit

In 2022, the government drafted a plan to develop the NSR for the period until 2035 and is expected to approve it in the near future. In particular, there are plans to launch a regular coastal line running from St. Petersburg (Murmansk) to the ports of the Far East and back with at least two round trips per year. A Russian container operator for international transportation along the NSR will also be created.


The plan also includes measures to modernize and build port infrastructure, sea gates, and railway and river transport corridors, as well as conduct dredging operations along the NSR. This includes the construction of 12 port terminals and the modernization of two existing ones. Another key focus is the development of the cargo and icebreaker fleet, shipbuilding, and ship repair facilities in the Arctic. A total of 153 vessels are to be built, including 12 icebreakers and 46 rescue fleet vessels.

Total funding for the plan to develop the NSR until 2035 could amount to approximately RUB 2 trillion. In addition, private investors are expected to invest some RUB 15.6 trillion by 2035 in the development of investment projects that will shape the cargo base of the NSR, which will ensure an increase in gross product by RUB 28.5 trillion and non-tax revenues to the Russian budget of RUB 16.3 trillion. In early August, Rosatom announced plans to revive the NSR Main Directorate (Glavsevmorput) that existed in Soviet times. In the first six months of 2022, cargo turnover along the NSR increased by 5% compared with the same period of last year. The new entity will help streamline shipping, enhance the safety and stability of the route, and thus boost its capacity.


Unexpectedly, global warming could be Russia’s ally in expanding transit via the NSR. The Federal Service for Hydrometeorology and Environmental Monitoring estimates that the area covered by ice in summer has decreased in recent years, and this trend will continue in the foreseeable future. Climate change scenarios predict that the Arctic Ocean could be completely free of ice by the end of summer in the second half of the 21st century, i.e. Arctic ice could become white ice. However, there will be drifting ice along the NSR for more than six months of the year, which would make it possible to continue classifying the waters as ‘ice-covered areas’. This means that Russia would retain the right to single-handedly regulate navigation in this part of the Arctic in accordance with Article 234 of the Convention on the Law of the Sea.


Betting on the BAM

Railway infrastructure in the east was not getting the job done long before China became Russia’s main priority in foreign trade relations. The development of the railway infrastructure of the Eastern Operating Domain began in 2013. The comprehensive modernization of the two main branches — the Baikal—Amur Mainline (BAM) and the Trans—Siberian Railway (TSR) — should increase the railway network’s capacity from 75 to 180 million tonnes, quadruple transit container traffic, and significantly reduce the delivery time of goods by rail.

The first stage of an investment project that was completed in 2021 resulted in the construction of the new Baikal Tunnel on the Delbichinda—Daban stretch and a bridge across the Zeya River, as well as the electrification of the last section of the Borzya—Zabaikalsk railway to the border with China. The largest project was the construction of the new Baikal Tunnel, which opened in summer 2021. The tunnel has increased throughput capacity by 150%.

In 2021, the government approved the second stage of the investment programme, which calls for the construction of more than 1,300 km of railway tracks. Funding for the programme, including for container transit infrastructure, was estimated at around RUB 780 billion by 2024. However, in mid-July 2022, reports emerged indicating that the cost of the second stage of expanding the BAM and TSR had increased to RUB 894.3 billion. Kommersant reports that Russian Railways and the relevant ministries are discussing the possibility of transferring RUB 188 billion this year from the National Welfare Fund (NWF), which previously had been earmarked for the construction of railways coming out of Yakutia, to provide the railway monopoly with additional funds for the second stage of the expansion of the BAM and TSR.

These funds had initially been set aside to expand the Tynda— Komsomolsk—Vanino section of the BAM for RUB 332.6 billion (including funds from the NWF) in order export 16.6 million tonnes of coal per year from the Elga deposit. But Albert Avdolyan’s A-Property, the owner of the Elga field, had an alternative project to build a private road from Elga to Chumikan on the Sea of Okhotsk, and after long deliberation, the company nevertheless decided to implement this project. It has not yet been determined where these newly available funds will now be directed. However, considering that the transit of goods to Asia may end up being several times higher than initially imagined prior to 2022, this probably will not be the last redistribution of funds and increase in the budget for the «construction project of the century».


Border crossing

The BAM and TSR are the main bottleneck in every sense of the word for the transit of goods to Asia, but not the only one. Shipping goods to the border is not simply enough since they still need to be transported across the border and there needs to be proper logistics infrastructure on the other side. In late July, reports emerged about a proposal by the Ministry of Transport to develop border crossings to China, Kazakhstan, and Mongolia in eight years and build 3,000 km of railways on their territory, in addition to 369 km of tracks in Russia. Total investment in the project would amount to USD 30.8 billion.

In particular, the plans call for building a second railway border crossing to China in the Trans-Baikal Territory, and to restore the operation of the Jalinda—Mohe border crossing in the Amur Region. The latter was suspended in the early 2000s due to a low volume of cargo traffic. Resuming operations would reduce the distance of transporting goods between Russia and China by 1,000 km.

This proposal by the Ministry of Transport will lay the foundation for the model that the Russian government is drafting for the country’s development under the new geopolitical conditions until 2030.


A third route

The government is also studying another option for a short, at least on the map, route to China through Altai. A similar idea was announced back in the 2000s as part of the Altai gas pipeline project running along this route. However, the project was postponed at the time due to technical difficulties, the inability to agree on a price with China, and environmental issues (the road was supposed to pass through Ukok Nature Park). Now the plan has been revived. In August 2021, Russian Railways Deputy General Director Alexey Shilo said his company was working on three options for railway lines in Altai. Depending on the route that is chosen, the length of the tracks could range from 1,000 to 1,600 km, including through difficult mountainous terrain.


It is still too early to assess how successful the Russian economy’s pivot towards the East is proceeding. However, the initial figures are encouraging. China’s General Administration of Customs said that trade between China and Russia increased by 27.2% year-on-year in the first half of 2022 and reached USD 80.7 billion.

The statistics show that Chinese exports to Russia increased by 2.1% in January—June to USD 29.6 billion. Imports of Russian goods and services to China jumped by 48.2% to USD 51.1 billion. In June, trade between the two countries reached an impressive USD 14.8 billion. Chinese exports to Russia amounted to USD 5 billion, while imports stood at USD 9.7 billion.

Analytics on the topic

Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 173 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 78 странах мира, со 179 российскими общественными организациями, федеральными органами исполнительной и законодательной власти, субъектами Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Статья
03.09.2022

Новый шелковый путь

Готова ли логистическая система России к росту перевозок на восточном направлении? Российской промышленности приходится срочно решать, как компенсировать выпадение нескольких крупных рынков сбыта своей продукции. Одно из наиболее перспективных направлений — страны азиатско-тихоокеанского региона, но здесь узким местом является логистика. Транспортных мощностей уже не хватает, и проблему можно решить только масштабными инвестициями.

Значение Дальнего Востока для экономики не только в его природных богатствах и людях, но и в удачном географическом расположении, способном превратить регион в эффективный логистический хаб между азиатскими рынками и европейской частью России. Неслучайно тема транспортных коридоров одна из традиционных на Восточном экономическом форуме. В этом же году ей посвящен целый блок деловой программы: «У каждого свой путь: логистика изменившегося мира».

Мир действительно изменился, и ответом на эти перемены стало усиление активности российских компаний в тех зонах, где возможно конструктивное деловое сотрудничество. В первую очередь это два больших кластера — страны MENA (регион, объединяющий государства Магриба и Ближнего Востока) и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Причем речь идет об изменении структуры и импорта, и экспорта. На экспортном направлении ситуация выглядит более сложной, так как речь идет о необходимости транзита огромных объемов сложно транспортируемой продукции: углеводородов, угля, стали. В частности, российские предприятия черной металлургии должны будут перенаправить около 4 млн т стальной продукции в год из-за санкций — такая оценка содержалась в письме президента ассоциации «Русская сталь» (объединяет крупнейшие компании черной металлургии), основного владельца «Северстали» Алексея Мордашова.


При этом на Азиатско-Тихоокеанском направлении логистическая система России и так работает на пределе своих возможностей. По словам Алексея Чекункова, Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, дефицит провозных способностей на данный момент превысил 70 млн т, а через три года достигнет 150 млн т (см. интервью на стр. 22). Ключевые направления, на которых сосредоточено внимание государства и крупного бизнеса, это расширение пропускной способности Северного морского пути (СМП) и Восточного полигона (последний проект включает Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали и всю сопутствующую инфраструктуру).

Арктический транзит

В 2022 году правительство разработало план развития Северного морского пути на период до 2035 года, его утверждение планируется уже в ближайшее время. В частности, предполагается запуск регулярной каботажной линии по маршруту Санкт-Петербург (Мурманск) — порты Дальнего Востока и в обратном направлении с частотой минимум два круговых рейса в год. Будет создан российский контейнерный оператор международных перевозок в акватории Северного морского пути.

В план также включены меры по модернизации и строительству портовой инфраструктуры и подходов, железнодорожных и речных транспортных коридоров, дноуглублению в акватории Севморпути. В том числе запланировано строительство 12 портовых терминалов и модернизация двух существующих. Еще одно важное направление связано с развитием арктического грузового и ледокольного флотов, арктических судостроительных и судоремонтных мощностей. Предполагается строительство 153 судов, включая 12 ледоколов и 46 судов аварийно-спасательного флота.


Общий объем финансирования плана развития Севморпути до 2035 года может составить примерно 2 трлн руб. При этом предполагается, что к 2035 году частные инвесторы вложат около 15,6 трлн руб. в развитие инвестиционных проектов, формирующих грузовую базу Северного морского пути, что обеспечит прирост валового продукта на 28,5 трлн руб. и неналоговых поступлений в бюджет РФ в размере 16,3 трлн руб. В начале августа «Росатом» объявил о планах возродить существовавшее во времена СССР Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть).

За первые шесть месяцев 2022 года грузооборот по СМП вырос на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Новая структура поможет упорядочить судоходство, повысить безопасность и стабильность работы маршрута, а значит, и его пропускную способность.


Неожиданным образом союзником России в расширении транзита через Севморпуть может стать глобальное потепление. По оценкам Росгидромета, в последние годы наблюдается сокращение площади льда в летний период, и этот тренд сохранится в обозримой перспективе. Сценарии климатических изменений показывают возможность даже полного очищения Северного Ледовитого океана во второй половине XXI века в конце летнего сезона, то есть арктические льды могут стать однолетними. Однако дрейфующие льды будут присутствовать в акватории СМП более шести месяцев в году, что позволит по-прежнему относить эту зону к категории «покрытые льдом районы». А значит, Россия сохранит за собой право единолично регулировать мореплавание в этой части Арктики согласно статье 234 Конвенции по морскому праву.


Все на БАМ

Железнодорожная инфраструктура на восточном направлении не справлялась со своими задачами задолго до того, как Китай стал для России основным приоритетом во внешнеторговых связях. Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона началось еще в 2013 году. За счет комплексной модернизации двух основных веток — БАМа и Транссиба — пропускная способность железнодорожной сети должна увеличиться с 75 до 180 млн т, транзитный контейнеропоток — в четыре раза, ощутимо сократится время доставки грузов по железным дорогам.


В рамках первого этапа инвестпроекта, который завершился в 2021 году, построены новый Байкальский тоннель на перегоне Дельбичинда—Дабан, мостовой переход через реку Зея, электрифицирован последний участок до границы с Китаем железной дороги Борзя—Забайкальск. Крупнейшим проектом стало строительство нового Байкальского тоннеля, открытого летом 2021 года. Прокладка тоннеля обеспечила увеличение пропускной способности в два с половиной раза.

В 2021 году был одобрен второй этап инвестпрограммы, в рамках которого планируется строительство более 1300 км железнодорожных путей. В целом до 2024 года объем финансирования, включая средства на инфраструктуру для транзита контейнеров, был запланирован на уровне около 780 млрд руб. Однако в середине июля текущего года стало известно, что стоимость объектов второго этапа расширения БАМа и Транссиба выросла до 894,3 млрд руб. Как пишет «Коммерсантъ», РЖД и профильные министерства обсуждают возможность переноса уже в этом году 188 млрд руб. средств ФНБ, за счет которых ранее предполагалось финансировать строительство железнодорожных выходов из Якутии, на докапитализацию монополии и обеспечение второй очереди расширения БАМа и Транссиба дополнительными средствами.

Изначально эти средства планировалось направить на расширение участка БАМа Тында—Комсомольск—Ванино за 32,6 млрд руб. (с учетом средств, выделенных из ФНБ) для вывоза 16,6 млн т угля в год с Эльгинского месторождения. Но у владельца Эльгинского месторождения «А-Проперти» Альберта Авдоляна существовал альтернативный проект — строительство дороги необщего пользования от Эльги до Чумикана на Охотском море, и после длительных раздумий компания все же решила этот проект реализовывать. Куда теперь будут направлены освободившиеся в результате средства, пока не определено. Впрочем, с учетом того, что транзит грузов на азиатском направлении может оказаться в разы больше, чем можно было представить до 2022 года, это, скорее всего, не последнее перераспределение средств и увеличение бюджета на «стройку века».


Переход границы

БАМ и Транссиб являются главным во всех смыслах «узким местом» для транзита грузов в Азию, но не единственным. Недостаточно доставить товары до границы, их еще нужно через нее переправить и обеспечить необходимую логистическую инфраструктуру «по ту сторону». В конце июля стало известно, что Минтранс предлагает за восемь лет развить погранпереходы в Китай, Казахстан и Монголию и построить на их территории 3 тыс. км железных дорог, а также 369 км путей в России. Общий объем инвестиций, заложенных в проект, — $30,8 млрд.

В частности, в Забайкальском крае планируется построить второй железнодорожный пограничный переход в Китай, а в Амурской области — вернуть в эксплуатацию погранпереход Джалинда—Мохэ. Работа последнего была приостановлена в начале 2000-х годов в связи с низким грузопотоком. Возобновление его работы позволит сократить расстояние для перевозки грузов между Россией и Китаем на 1 тыс. км.

Это предложение Минтранса должно лечь в основу разрабатываемой в правительстве модели развития страны в новых геополитических условиях до 2030 года.

Третий путь

Прорабатывается и вариант короткого, по крайней мере на карте, пути в Китай — через Алтай. Подобная идея звучала еще в 2000-х годах в контексте проекта газопровода «Алтай», идущего этим маршрутом. Однако тогда из-за технических сложностей, невозможности согласовать цену с Китаем и экологических вопросов (дорога должна пройти через природный парк «Укок») проект был отложен. Теперь к нему вернулись. Еще в августе 2021 года заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило сказал, что монополия разрабатывает три варианта железнодорожных веток на Алтае. В зависимости от выбранного маршрута протяженность путей может составить от 1 тыс. до 1,6 тыс. км, в том числе по труднопроходимой горной местности.

Пока еще рано давать оценки, насколько успешно идет поворот российской экономики на Восток. Однако первые цифры внушают оптимизм. За шесть месяцев 2022 года объем торговли Китая и России, по данным Главного таможенного управления КНР, увеличился на 27,2% год к году, достигнув $80,7 млрд. Согласно документу, экспорт Китая в Россию в январе—июне вырос на 2,1%, до $29,6 млрд. Импорт российских товаров и услуг в Китай увеличился на 48,2%, составив $51,1 млрд. В июне объем торговли между двумя странами достиг внушительных $14,8 млрд. Экспорт Китая составил $5 млрд, импорт — $9,7 млрд.


Дата выхода
02.09.2022
Аналитика на тему