Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Expert opinion
22.05.2018
“We will find a common language with robots”
Co-founder and Chairman of the Board of Directors of ABBYY David Yang is one of Russia’s most prominent IT entrepreneurs. He has now focused his attention on studying artificial intelligence and its use in business. On the eve of the St. Petersburg International Economic Forum, Yang talks to us about whether humanity faces the threat of a machine uprising and when the line between people and technical devices will be erased.

Is it too early to talk about artificial intelligence (AI) when we don’t even understand how our own brains work?

No, on the contrary. Initially, such systems were conceived as an attempt to create a simple model of our understanding of how a natural neural network operates. But now, as neural networks have become more complex, we are observing phenomena that we never even imagined before. Some processes in artificial neural networks can be compared with intuition, some with subconsciousness, and others with dreams. And this, in my opinion, is helping us to get closer to understanding how our brain works.

When will we be able say that AI has started to catch up with human intelligence? When will it be able to recognize and understand human speech?

It can already recognise speech fairly well, sometimes even better than people. And it can also synthesize speech, too. In some cases it can pass the Turing Test (an empirical test whose goal is to determine whether a machine can think — Ed.). If you are asking about AGI (artificial general intelligence, also called ‘strong’ artificial intelligence, which is capable of successfully carrying out mental tasks like a human — Ed.), then such systems may appear in the second half of this century, around 2050. At a minimum, this will require the creation of artificial neural networks that are comparable in their complexity to the biological neural networks in the human body. That is, they will contain about 100 billion neurons. And even if we create artificial neural networks on this scale, it will not mean that we have created artificial general intelligence.

But the development of AI also entails problems. For example, a Tesla self-driving car has already been involved in a fatal accident, and an Uber self-driving car ran over a cyclist. These events have raised questions: who is responsible for these tragedies?

At the moment, these systems are being treated like pets from a legal perspective. Who is liable for damages if a dog bites a neighbour? The dog owner is. One approach is to assign legal liability for damages to the owner of the device, regardless of whether or not he or she was physically in the car. It is the owner’s decision to operate the car in self-driving mode. But this is current practice, and is likely to change.

In general, there is an opinion that at some point the line between biological beings and technical entities will be erased. Most biological people will have artificial components, including organs, chips, and built-in devices that will help us to cope with diseases and will improve our abilities. Conversely, technical devices will incorporate parts that have been built using natural DNA and natural cells with mitochondria, etc. It is possible that the law will determine the percentage of living cells in a being that endows that person with rights and responsibilities. For example, a person with 80 % natural cells or artificial beings incorporating a small number of living cells will not be considered subject to the law. Accordingly, other biological beings will be responsible for them. There is an opinion that holds that these major shifts in the world may happen after 2045–2055.

The creation of a truly intelligent AI may lead to the death of mankind. This is what Stephen Hawking, one of the world’s most respected scientists, believed. He said that «the development of full artificial intelligence could spell the end of the human race.» Do you agree? How can this be avoided?

This is an inevitable process. By creating antibiotics, we have also created bacteria that are very resistant to medication. By creating more sophisticated neural networks, we may also be creating neural networks that may become hostile to humans. It is believed that if the singula­rity is reached, neural networks will evolve at an even faster rate. This means that people will, in principle, be defenceless against the capabilities of more perfect beings. Many believe that the answer to this problem is the creation of more sophisticated neural networks that will observe and predict the hostile behaviour of their ‘brethren’. Let’s say a neural network begins to control a nuclear power plant or it creates conditions where the plant can be operated without human oversight. A separate neural network can be used to monitor the first network’s behaviour. The former will be able to provide timely warning and prevent malicious behaviour.

What are some of the projects or technologies that have interested you lately?

One idea is EVRYTHNG, which is a project to develop a system of radio tags. These allow us to connect our lives and the behaviour of items of clothing, food, and beverages with the online world. Previously manufacturers had no idea how consumers used their products once they left the factory. And companies didn’t understand how they could improve their products. Now, any object can have a digital life, and this turns the entire process of production, marketing, and sales on its head. This is where the future lies. To get there, companies will have to learn how to work with big data.

I generally believe that if a company, whether it be a laundry or a hairdresser or even a multinational company, does not learn how to harness big data, then it will no longer be in business in another 10 years. The only way to survive is to generate, take into account, and understand big data, including through the use of AI. And companies must make the right decisions on the basis of the data.

For example, ABBYY’s smart technologies help banks to automatically assess the risks of issuing loans, choose the best supplier during a tender, and process customer requests for support. Artificial intelligence can do in a few hours what many companies spend days, weeks, and months of their employees’ time performing.

At Findo, we are trying to analyse the behaviour of employees. After all, they are the main asset of any organi­zation. All employees communicate with each other through communication channels, including email and messengers. The entire brain and heart of the company lies in these communications. But previously no one knew how to properly make use of this data, which consists of billions of messages, likes, and reactions. We have created the Yva Pulse (yva.ai) system, which connects to the company’s messages and functions, if you like, as the company’s electronic brain: it understands what employees think, and allows you to predict dismissals and conflicts, analyse why some sellers sell well, and gives you insights into how you can teach the rest.

But then there arises the question of privacy: are employees ready to have their correspondence and behaviour monitored 24/7?

Of course, the issue of confidentiality is pressing. Therefore in our case, for example, the system and servers are located inside the company. In other words, there should be no data leaks. Every company enters into an agreement with each of its employees, which states that all intellectual property created during working hours belongs to the company, and this includes official correspondence and messages. And employees agree to this by signing a contract with the employer.

As a follow-up: do you consider Facebook and Google to be media companies, though they may refute this in every possible way? Can corporations with audiences numbering in the many millions influence people’s offline lives?

Any company that delivers content is a media company, and these companies influence readers. Previously, the sources of content were newspapers, radio, and television. And our opinion, whether we liked it or not, was formed in part through them. If 80 % of our attention is now focused on Instagram, Facebook, and so on, then, accordingly, we are affected by what is published in our feeds from these services. The main question is: what’s in a feed? Posts by other people. Being social animals, people have a vital need for communication. While we previously exchanged opinions in the kitchen and lounges, now our discussions take place in social media feeds. But the people online are the same people who are around us. And it is important for us to decide how our news feed should be constructed and what should be included in it.

I believe that technological progress cannot be stopped. It represents our desire to improve the quality of our lives. There are constantly going to be problems, and it is vital that society openly discusses them and arrives at quality solutions.

You live half of your life in Silicon Valley in the US and the other half in Russia. What is the difference between the lifestyle of an entrepreneur in the Valley and one in Moscow?

The lives of entrepreneurs are the same everywhere: you think about your product and your team 24 hours a day. But I can say that people in Silicon Valley communicate more. They exchange opinions more intensively. Here the culture of accelerators, like Y Combinator and 500 startups, has taught everyone that if you have an idea, you need to talk about it as much as possible. The sooner that you get your product out to buyers, even if it is just a prototype, then the sooner that you will be able to understand whether anyone really needs what you have come up with. When I am in Russia I often hear: «I came up with something brilliant, but I’m not going to tell you what it is.» The value of an idea is zero. Anything that you can think of has already been thought up by others. It will take two to three years to bring your idea to life, and during that time everything will change on the market. You should therefore do as much as you can to attract customers for your product and to learn the true pain points of your user. Ideally, your business should be structured in accordance with the following priorities: first the buyer, then the team, and next the idea. The product is last.

Have you watched the TV series Black Mirror, which tackles the growing influence of information technology on our lives?

I’ve heard a lot about it, but I only recently saw a few episodes. The series is very well done. However, in my opinion, it is pretty depressing. The function of technology should be to help people, and not the other way around. I once participated in a project whose goal was to connect two strangers who might be interested in each other. We called it the Club of Interesting People. Insofar as you are a member of the club, the system will get to know you better, and then it will connect you with an interesting conversation partner via an anonymous call. This is not just about dating. The goal of the communication can be anything. For people, the function of communication is as vital as eating and sleeping. And we were wondering whether AI could connect us with people we might find interesting, but whom we do not know. Similar technologies are coming. The Black Mirror series has even mentioned some of them. I’m sure that in the future technology will be able to help us meet our soulmates.


Can a clone replace a real person? The first episode of Black Mirror second season describes how artificial intelligence could help people cope with the death of loved one`s. Martha’s boyfriend Ash dies in a car accident and friends advise her to create a replica that looks just like the real Ash. The episode inspired several startups, in particular the Replika app, with which users can make a digital copy of a human being. The app was created by former Afisha restaurant critic Eugenia Kuyda


For the last 100,000 years technology has helped people. It’s now hard to imagine what life would be like without electricity, radio, aircraft, and mobile phones. I am optimistic. I’m sure that technologies will continue to improve the quality of our lives. We are people. We will find a common language with robots and with AI in general. And we will be able to live amicably together.

THREE FACTS ABOUT DAVID YANG

1. In 1998–1999, he created the world’s first pocket communication device for teenagers, the Cybiko.

2. He developed his own diet that was based on reduced intake of salt, refined sugar, products containing flour, and animal fats. He published the book Now I Can Eat Anything I Want! The David Yang Diet [Teper’ ya em vsyo, chto khochu! Sistema pitaniya Davida Yana].

3. He is one of the owners of the Moscow clubs Ferrein (formerly FAQ Cafe) and DeFAQto.

Source: SPIEF-2018 Official Magazine


Analytics on the topic

Рады вас видеть
Некорректный формат электронной почты или телефона
Необходимо ввести пароль Забыли пароль?
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Интервью
21.05.2018
«Мы найдем общий язык с роботами»
Сооснователь, Председатель ­Совета директоров ABBYY Давид Ян — один из самых ­заметных российских ИТ-предпринимателей. Сейчас он сфокусировался на изучении ­искусственного интеллекта и его пользе для ­бизнеса. В преддверии ПМЭФ Ян рассказал, грозит ли человечеству восстание машин и когда будет стерта грань между людьми и техническими ­устройствами.

Не рано ли говорить об искусственном интеллекте (ИИ), когда мы даже не понимаем, как работает наш собственный мозг?

Нет, наоборот. Изначально такие системы задумывались как попытка создать простую модель нашего представления о работе естественной нейронной сети. Но сейчас с усложнением нейросетей мы наблюдаем такие явления, о которых даже не догадывались. Некоторые процессы в искусствен­ных нейронных сетях можно сравнить с интуицией, некоторые — с подсознанием, другие — со сновидениями. И это, на мой взгляд, помогает приблизиться к пониманию, как работает наш мозг.

Когда мы сможем сказать, что ИИ приблизился к человеческому? Когда он сможет распознавать и понимать человеческую речь?

Распознавать речь он уже умеет неплохо, иногда даже лучше, чем человек. И синтезировать речь тоже может, в некоторых случаях проходит тест Тьюринга (эмпирический тест, цель которого — определить, может ли машина мыслить. — Прим. ред.). Если вы спрашиваете про AGI (Artificial General Intelligence, также называемый «сильный» искусственный интеллект, способный успешно выполнять умственные задачи подобно человеку. — Прим. ред.), то подобные системы, возможно, появятся во второй половине нашего века — около 2050 года. Как минимум для этого потребуется создание искусственных нейронных сетей, сравнимых по сложности с биологической нейронной сетью в человеческом организме, то есть содержащую порядка 100 млрд нейронов. И даже если мы создадим искусственные нейронные сети такого масштаба, то это не будет означать, что мы создали Artificial General Intelligence.

Но развитие ИИ влечет за собой и проблемы. Например, беспилотник Tesla уже попал в смертельную аварию, беспилотник Uber сбил велосипедиста. И эти события породили вопросы: кто же все-таки отвечает за эти трагедии?

В данный момент с юридической точки зрения подобные системы приравниваются к домашним животным. Кто отвечает за ущерб, если собака покусала соседа? Хозяин собаки. Один из подходов — возложить юридическую ответственность за ущерб на владельца устройства вне зависимости от того, был ли он физически в машине или нет. Это решение владельца запускать автомобиль в самоуправляемый режим. Но эта текущая мера, скорее всего, изменится.

Вообще есть мнение, что в какой-то момент грань между биологическими существами и техническими существами будет стерта. У большинства биологических людей будут искусственные компоненты: органы, чипы, встроенные устройства, которые будут помогать нам справляться с болезнями и повышать наши способности. И наоборот, в технических устройствах будут части, построенные с использованием естественного ДНК и естественных клеток с митохондриями и т. д. И возможно, законом будет определяться, с ка­ким процентом живых клеток существо будет наделяться правами и обязанностями. Например, человек с 80% естественных кле­ток или искусственные существа с небольшим вкраплением живых клеток не будут считаться предметом права. Соответственно, другие биологические существа будут нести за них ответственность. Есть мнение, что подобные большие сдвиги в мире могут произойти после 2045–2055 года.

Создание по-настоящему умного искусственного интеллекта может привести к гибели человечества. Так, например, считал Стивен Хокинг, один из самых уважаемых ученых. Он говорил, что «появление полноценного искусственного интеллекта может стать концом человеческой расы». Вы согласны? Как этого избежать?

Это неизбежный процесс. Создавая антибиотики, мы создаем бактерии, очень устойчивые к медикаментам. Создавая более ­совершенные нейросети, мы можем создать и нейросети, которые будут враждебны к человеку. Считается, если точка сингулярности будет достигнута, то нейросети еще быстрее будут эволюционировать. Это значит, что человек не сможет в принципе противостоять способностям более совершенных моделей. Многие считают, что ответом на эту проблему является создание более совершенных нейронных сетей, которые будут наблюдать и предсказывать враждебное поведение своих «собратьев». Допустим, нейросеть начи­нает конт­ролировать атомную электро­­станцию или создает условия, когда АЭС может оказаться без контроля человека. Другая нейросеть, которая будет наблюдать за ее поведением, сможет вовремя сигнализировать и предотвратить это.

Какие проекты или технологии вас заинтересовали в последнее время?

Один из них, EVRYTHNG, зани­ма­ется разработкой ­системы ­ра­диометок. Они позволяют связать нашу жизнь и предметы одежды, еду, напитки с онлайн-миром. Ранее после выхода продукта с фабрики производитель не знал, как потребитель им пользуется, и компании было непонятно, как улучшать продукт. Сейчас же любой предмет обретает цифровую жизнь, и это переворачивает с ног на голову весь процесс производства, маркетинга, продаж. За этим будущее. А для этого компаниям придется научиться работать с big data (большими данными).

Я вообще считаю, что если какая-то компания — от прачечной и парикмахерской до транснацио­нальной компании — не работает с big data, то она не останется на плаву через десять лет. Единственный способ выжить — генерить, учитывать и понимать big data, в том числе с помощью ИИ, и на их основе принимать правильные решения.

Например, интеллектуальные технологии ABBYY помогают автоматически оценивать риски при выдаче кредитов в банках, выбрать лучшего поставщика в тендере, обрабатывать запросы пользователей в клиентскую поддержку. За несколько часов искусственный интеллект делает то, на что многие компании тратят дни, недели и месяцы своих сотрудников.

Мы в компании Findo пытаемся анализировать поведение сотрудников, ведь это главный актив для любой организации. Все сотрудники общаются между собой через каналы коммуникаций — электронную почту, мессенджеры. И в этих коммуникациях лежит весь мозг, все сердце компании. Но никто не умел эти данные — миллиарды сообщений, «лайков», реакций — правильно учитывать. Мы создали систему Yva Pulse (yva.ai), которая подключается к корпоративной переписке и является, можно сказать, электронным мозгом компании: она понимает, о чем думают сотрудники, позволяет предсказывать увольнения, конфликты; анализировать, почему одни продавцы хорошо продают и как учить остальных.

Но тут встает вопрос приватнос­ти: готовы ли сотрудники, чтобы их переписку и поведение мониторили 24/7?

Конечно, вопрос конфиденциальности стоит остро, поэтому, например, в нашем случае система и ее серверы находятся внутри компании, то есть утечек вовне быть не должно. Любая компания заключает договор с сотрудником, в котором говорится, что вся интеллектуальная собственность, созданная в рабочее время, принадлежит компа­нии, а это и служебная переписка, и сообщения. И сотрудники на это соглашаются, подписывая контракт с работодателем.



Тогда вопрос в продолжение этой темы: считаете ли вы Facebook и Google медиакомпаниями, что они всячески опровергают? Могут ли корпорации, владеющие многомиллионной аудиторией, влиять на жизнь людей вне Интернета?

Любая компания, доставляющая контент, — медиакомпания, и она влияет на читателя. Ранее источниками контента были газеты, радио и телевидение. И наше мнение, хотим мы этого или нет, формировалось отчасти через них. Если сейчас 80% нашего внимания приковано к Instagram, Facebook, то, соответственно, на нас влияет то, что публикуется в их ленте. Главный вопрос — что в ленте? Публикации других людей. Человеку как социальному животному общение жизненно необходимо. Если ранее мы на кухне и в курилках обменивались мнениями, то сейчас аналог этого — лента. Но это те же самые люди вокруг нас. И важно решить, как формируется новостная лента, что в нее проецируется.
Я считаю, что технологический прогресс не остановить — это наше желание повышать качество жизни. Проблемы будут постоянно возникать; надо, чтобы общество открыто это обсуждало и приходило к качественным решениям.

Вы наполовину живете в США, в Кремниевой долине, наполовину — в России. В чем отличие образа жизни предпринимателя в Долине и Москве?

Жизнь предпринимателя везде оди­накова: это 24 часа думать о продукте, о команде. Но могу сказать, что в Кремниевой долине люди больше общаются, обмен мнениями происходит интенсивнее. Здесь культура акселераторов, как Y Combinator, 500 Startups, научила всех, что, если у тебя есть идея, тебе нужно о ней как можно больше рассказывать. Чем раньше ты выйдешь на покупателей (пусть даже с прототипом), тем раньше ты сможешь понять, нужно ли кому-то то, что ты придумал. Тогда как в России я чаще слышу: «Я придумал что-то гениальное, но что это — не расскажу». Цена идее — ноль. Все, что ты можешь придумать, уже придумали другие. Пока ты будешь реализовывать свою идею, пройдет два-три года, все изменится на рынке. Поэтому надо как можно активнее привлекать к ней клиентов, познавать пользовательскую боль. В идеале этапы ведения своего бизнеса должны строиться так: сначала — покупатель, потом — команда, идея и в конце — продукт.

Вы смотрели сериал «Черное зеркало», рассказывающий о растущем влиянии информационных технологий на нашу жизнь?

Много слышал о нем, но только недавно посмотрел несколько эпизодов. Сериал очень качественно сделан, но, на мой взгляд, довольно депрессивен. Технологии все-таки должны помогать человеку, а не наоборот. Как-то я участвовал в проекте, целью которого было соединить двух незнакомых людей, которые могут быть интересны друг другу. Мы это назвали клуб интересных людей. По мере того как ты находишься в клубе, система все лучше тебя узнает, а потом соединяет анонимным звонком с интересным собеседником. Это не совсем дейтинг, цель общения может быть любая. Для людей функция общения жизненно необходима, как есть и спать. И нам было интересно, может ли ИИ соединять нас с людьми, которые нам могут быть интересны, но которых мы не знаем. Подобные технологии грядут, даже ка­кая-то серия «Черного зеркала» была об этом же. Я уверен, что в будущем технологии могут помочь встретить наши вторые половинки.


Сможет ли клон заменить человека? Первый эпизод второго сезона сериала «Черное зеркало» описывает, как ИИ помогает людям пережить потерю близких. Эш, молодой человек Марты, попадает в автокатастрофу, и знакомые советуют ей воссоздать его реплику. Эпизод вдохновил нескольких создателей стартапов. Так, приложение Replika, разработанное бывшим ресторанным критиком «Афиши» Евгенией Куйдой, направлено на создание цифровой копии человека


Последние 100 тыс. лет технологии помогают человеку. Сейчас трудно себя представить без электричества, радио, самолетов и мобильных телефонов. Я оптимист. Я уверен, что и дальше технологии будут повышать качество жизни. Мы, люди, найдем общий язык и с роботами, и с ИИ вообще. И будем жить дружно.


Три факта о Давиде Яне

1. В 1998–1999 годах создал первый в мире карманный коммуникационный компьютер для подростков Cybiko.

2. Разработал собственную систему питания, основанную на сокращении потребления соли, рафинированного сахара, мучных изделий и животных жиров. Выпустил книгу «Теперь я ем все, что хочу! Система питания Давида Яна».

3. Один из владельцев московских клубов Ferrein (бывшее FAQ-Café) и Defaqto.

Источник: Официальный журнал ПМЭФ-2018


Аналитика на тему