Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Research
17.08.2018
Changing economic policy is the main channel of sanctions' influence on the Russian economy

Western sanctions affected 20–21% of Russian GDP. Restrictions were imposed mainly against large state-owned banks (54% of banking sector assets), oil and gas companies (95% of the total revenues of the oil and gas industry), and almost entire defense industry.

The sanctions had little effect on the financial performance of companies and banks. In 2014–2016, the average profitability in the banking sector on the whole decreased by 0.8 p.p., but this was caused by the financial crisis rather than the sanctions. The average profitability in the oil and gas sector fell by 1.6 p.p., which was also caused not by sanctions but by the tax maneuver. Sanctions affected the debt structure and borrowing geography of sanctioned companies and banks: for example, the declining share of Western investors drove the share of Asia. The sanctions of April 2018 caused the utmost surge of instability in the Russian financial sector but were absorbed faster than others.


At the same time, ACRA points to the considerable effect of Western sanctions on the economic policy of Russia. Countersanctions drove prices up and pushed personal incomes down by 2–3 p.p. in 2014–2018. The negative effect of declining incomes on the economic growth was not compensated by a positive effect on the part of growing production in the agro-industry. Additional expenses necessary to rebuild the data storage infrastructure may lead to higher leverage of telecommunication operators.

Sanctions are not a key constraining factor for the economy growth in the mid-term. The economic growth rate in Russia is limited by the waning labor force; therefore, even in case the sanctions are lifted, the economic growth in the medium term is unlikely to exceed 1.5% (as projected by ACRA for 2017–2018). The long-term economic effect of sanctions is more tangible due to the deterioration of the investment climate in the country and a slowdown in the development of offshore projects, which will affect the oil production volumes after 2020.

Russia’s international reserves cover the entire corporate debt susceptible to stricter sanctions. This drives the immunity against potential negative effects of a possible strengthening of financial sanctions against Russian companies.


Analytics on the topic

Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Исследование
17.08.2018
Изменение экономической политики — основной канал влияния санкций

Западные санкции затронули 20–21% российского ВВП. В основном под ограничения попали крупные государственные банки (54% банковского сектора по объёму активов), нефтегазовые компании (доля их выручки составляет 95% совокупной выручки нефтегазовой отрасли) и почти все предприятия ВПК.

Санкции оказали слабое влияние на финансовое состояние компаний и банков. С 2014 по 2016 год рентабельность по банковскому сектору в целом снизилась в среднем на 0,8 п. п., но причиной стал финансовый кризис, а не санкции. Снижение рентабельности в нефтегазовой отрасли составило в среднем 1,6 п. п., но также было обусловлено не санкциями, а реализацией налогового манёвра. Санкции повлияли на структуру долга и географию заимствований компаний и банков, попавших в список: например, выросла доля инвесторов из Азии. Санкции от апреля 2018 года вызвали самый большой всплеск нестабильности в российском финансовом секторе, но абсорбировались быстрее.


В то же время эксперты АКРА указывают на существенное влияние санкций Запада на экономическую политику России. Контрсанкции привели к росту цен и снижению доходов населения на 2–3 п. п. за 2014–2018 годы. Негативное влияние снижения доходов на экономический рост не было компенсировано положительным эффектом со стороны роста производства в АПК. Дополнительные расходы на выстраивание инфраструктуры хранения данных способны привести к росту долговой нагрузки телекоммуникационных компаний.

Санкции не являются ключевым сдерживающим фактором для роста экономики в среднесрочной перспективе. Темпы экономического роста в России ограничены из-за сокращения численности рабочей силы, а потому даже в случае отмены санкций рост экономики в среднесрочной перспективе вряд ли существенно превысил бы 1,5% (прогнозный показатель АКРА на 2017–2018 годы). Долгосрочный экономический эффект введения санкций более ощутим из-за ухудшения инвестиционного климата в стране и замедления освоения шельфовых проектов, которое негативно скажется на объёмах добычи нефти в период после 2020 года.

Международные резервы РФ полностью покрывают внешний долг, уязвимый к расширению санкций. Это повышает устойчивость к потенциальным негативным последствиям возможного усиления финансовых санкций против российских компаний.



Аналитика на тему