Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Expert opinion
06.09.2018
Russia–China Year of Regional Cooperation set to bear fruit

At the Eastern Economic Forum, new growth areas will be found for regional cooperation between Northeastern China and the Russian Far East, which will become a powerful driving force for trade and for the economies of both countries — believes General Manager of China Chengtong International Investment Zhou Liqun, who is also Chairman of the Union of Chinese Entrepreneurs in Russia, Head of Representation at the Centre for Trade Development and Investment Management in Europe, and President of the Greenwood International Trade Centre.

Russia has changed a great deal within the last decade

— When did you first visit Russia? What, in your view, are the three most important changes to have taken place since that time?

— I came to Russia to study in the late 1980s, and have witnessed the development of your country over the last 30 years. Several significant changes have taken place during this period. Firstly, people’s quality of life has steadily improved (which the re-election of President Putin only goes to confirm). Secondly, there has also been a degree of improvement in the business environment: corruption has been brought under control, the structure of the market and legislative base have been improved, and investor confidence in Russia on the part of Chinese business has grown steadily. And thirdly, Russian—Chinese relations have reached a historic peak.

— China’s trade turnover with Russia is approximately USD 80 billion. Where do you see areas for growth?

— In my view, Russia and China should work first and foremost on strengthening cooperation to develop production capacity. Both countries have strong and complementary areas of activity, including mechanical engineering, producing transport equipment, extracting and processing raw materials, and manufacturing finished products. Secondly, Russia and China should expand financial cooperation and bring together finance and production. Thirdly, we need to foster small and medium-sized businesses, of which there are many, and which are a key force in the growth of trade and economic cooperation.

With the support of Chengtong Holdings Group, we are engaged in preparations to create a RussianChinese fund for developing industrial cooperation worth USD 5 billion

You haven’t stood still amid sanctions

— To what extent are Western sanctions against Russia affecting trade?

— Western sanctions have taken a toll on the investment climate in Russia as well. This isn’t just affecting domestic companies; levels of confidence with regard to investing in Russia have also fallen substantially among companies with foreign capital.

Russia hasn’t simply stood still: an import substitution programme has been adopted, aimed at stimulating industrial development and innovation domestically. China has supported Russia steadfastly during this time. Our countries have taken a further step towards strengthening business cooperation.

The yuan has become an international reserve currency

— You have said that Russia and China need to transition to dealing in their national currencies. How realistic would it be to implement this plan?

— The yuan has recently become an international reserve currency, and also a settlement currency in many countries. In 2014, our countries concluded a bilateral currency swap agreement for CNY 150 billion (RUB 815 billion), but from the point of view of effectiveness the liquidity of the currency was insufficient, and fell short of expectations. The rapid development of trade and economic cooperation between Russia and China has been accompanied by a significant increase in the quantity of settlement transactions. In order to reduce our dependence on the value of the US dollar and the cost of transactions, it is vital that we expand the scale of our transactions in local currency further still, and that we build and perfect a direct settlement system. Implementation of these plans is inevitable in the context of trade and economic cooperation between Russia and China.

The statistics refute pessimistic statements

— There exists a view that, although Russia and China are actively making declarations about cooperation, in reality projects are developing extremely slowly. Can the work of the Union of Chinese Entrepreneurs in Russia and of China Chengtong International Investment, both of which you lead, refute this thesis?

— The statistics on trade and economic cooperation between Russia and China refute it entirely. And as for China Chengtong International Investment, we have already been working closely with Russia for 20 years, and have invested at various times in the construction of the ‘Friendship’ trading house, in two major logistics and warehouse centres, and also in China’s largest foreign investment project — the Greenwood International Trade Centre.

In November 2017, China Chengtong International increased its investment. We began construction on the second stage of Greenwood. Total investment in the project has now reached USD 220 million. We plan to have finished construction and launched the centre by 2020.

— What other projects or sectors in Russia interest you?

— We are actively studying innovative financial methods. With the support of Chengtong Holdings Group, we are engaged in preparations to create a Russian—Chinese fund for developing industrial cooperation worth USD 5 billion. We are devoting special attention to such areas as infrastructure construction, mechanical engineering, agriculture, innovative technologies, and building industrial parks.

Chinese investment in pulp and paper mill construction in the Russian Far East

— What point has been reached so far in discussions on the construction of pulp and paper mills in Russia, and in the Far East and Amur in particular?

— According to preliminary estimates, investment in the project will total USD 145 million, which will be used to build modern pulp and paper mills with a production capacity of 500,000 tonnes per year. There are also plans to extend these, and to build an industrial park with the ability to process wood and industrial chemical products.

On 28 November 2017, a Memorandum of Understanding on a Project to Build a Pulp and Paper Mill in Khabarovsk Territory was signed. Preliminary research has already been carried out on supplies of raw materials, transportation of the finished product, human resources, environmental protection, associated legislation and regulations, and design solutions. Site selection and consultations are progressing according to plan.

The Russian Far East holds special significance

— How interested are Chinese companies in the Russian Far East in general?

— The Russian Far East holds special significance for us compared with Russia’s other regions, given its geographical location as well as the fact that it has clearly complementary production structures and a wealth of natural resources. The last few years have seen our two countries cooperate actively in such areas as building infrastructure and expanding trade and investment, which has allowed us to achieve certain successes. I believe that the Russia—China Year of Regional Cooperation will result in local Chinese authorities and companies investing more in the Russian Far East.

— One of the key problems when it comes to cooperation between Russian and Chinese businesses at the ‘region-province’ level is a lack of knowledge of business legislation. What work is being done in this area?

— Russian companies planning to invest in China need to know the laws ‘On Chinese—Foreign Joint Ventures’, ‘On Chinese—Foreign Cooperative Joint Ventures’, and ‘The Law of the People’s Republic of China on Foreign Ventures’.

Joint conferences need to be held in all areas and at all levels to explain poorly understood issues, discuss existing trade and economic issues in China and Russia, and settle issues using intergovernmental working mechanisms. It is also important to develop the role of platforms like Greenwood and the Union of Chinese Entrepreneurs in Russia, and to take concrete steps to provide services to Russian and Chinese businesses.

— What is your key objective at the upcoming Forum?

— I believe that the Forum will yield new growth areas for cooperation, and that discussions on regional collaboration between Northeastern China and the Russian Far East will help make this a powerful driving force for trade and for the economies of both countries.

Text: Tatiana BIBIKOVA

Source: EEF 2018 Official Magazine

Release date
06.09.2018
Authors
Analytics on the topic

Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Экспертное мнение
06.09.2018
Год регионального сотрудничества России и Китая принесет свои плоды

На форуме будут найдены новые точки роста регионального взаимодействия между северо-востоком Китая и Дальним Востоком, что станет мощной движущей силой для торговли и экономики двух стран. Так считает генеральный директор China Chengtong International Investment Чжоу Лицюнь, являющийся также председателем НКО «Союз китайских предпринимателей в России», главой представительства Центра развития торговли и управления инвестициями в Европу и президентом МТВК «Гринвуд».

Россия серьезно изменилась за последние десятилетия

— Когда вы впервые побывали в России? Назовите три самых важных, на ваш взгляд, изменения с той поры.

— Я приехал в Россию за знаниями в конце 80-х годов, и на протяжении 30 лет был свидетелем развития вашей страны. За это время произошло несколько серьезных изменений. Во-первых, непрерывно улучшалось качество жизни людей (переизбрание президента Путина только подтверждает это). Во-вторых, была частично улучшена деловая среда: был взят под контроль вопрос коррупции, усовершенствовалась структура рынка и законодательная база, непрерывно росла инвестиционная уверенность китайского бизнеса в России. В-третьих, российско-китайские отношения достигли исторического максимума.

— Товарооборот Китая с Россией составляет около 80 млрд долларов США. Где вы видите точки роста?

— Я полагаю, что, во-первых, России и Китаю следует углубить сотрудничество в сфере производственных мощностей. В обеих странах сильны такие взаимодополняющие виды деятельности, как машиностроение, производство оборудования для транспортировки, добыча и переработка сырья, производство готовых изделий. Во-вторых, следует усилить финансовое сотрудничество и соединить финансы и производство. В-третьих, нужно поощрять малый и средний бизнес, многочисленные предприятия которого являются основной силой в развитии торгово-экономического делового сотрудничества.

Вы не сидели сложа руки из-за санкций

— Как сильно западные санкции по отношению к России влияют на торговлю?

— Западные санкции ударили и по инвестиционному климату в России. Причем речь не только о местных предприятиях, но в большой степени о падении уровня доверия компаний с иностранным капиталом по отношению к инвестициям в Россию. В сложившейся ситуации Россия не сидела сложа руки: была утверждена программа импортозамещения, направленная на стимулирование отечественного промышленного развития и инноваций. В то же время Китай решительно поддерживал Россию. Наши государства сделали еще один шаг в углублении делового сотрудничества.

Юань стал международной резервной валютой

— Вы говорили, что России и Китаю необходимо перейти на расчеты в национальных валютах. Насколько реально осуществить этот план?

— В последнее время юань стал международной резервной валютой, а также расчетной валютой во многих странах. В 2014 году наши страны заключили двустороннее соглашение об обмене валюты на сумму 150 млрд юаней (815 млрд рублей), однако с точки зрения эффективности ликвидность валюты была недостаточной и не оправдала ожиданий. В последние годы вслед за стремительным развитием торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем количество расчетных операций также сильно увеличилось. Чтобы уменьшить зависимость от стоимости доллара США и себестоимости расчетов, необходимо еще больше расширить масштабы расчетов в местной валюте, а также улучшить систему прямых расчетов. Претворение этих планов является неизбежным в разрезе торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем.

Статистика опровергает пессимистические утверждения

— Существует мнение, что российская и китайская стороны активно декларируют свое сотрудничество, реальные же проекты развиваются крайне медленно. Деятельность Союза китайских предпринимателей в России и China Chengtong International Investment, руководителем которых вы являетесь, могут опровергнуть этот тезис?

— Статистические данные по торгово-экономическому сотрудничеству между Россией и Китаем полностью его опровергают. Что касается China Chengtong International Investment, то мы тесно работаем с Россией уже на протяжении 20 лет, в разное время инвестировали средства в строительство торгового дома «Дружба», в два крупных логистических и складских центра, а также в крупнейший инвестиционный проект Китая за рубежом — международный торгово-выставочный комплекс «Гринвуд». В ноябре 2017 года China Chengtong International увеличила объем инвестиций. Мы запустили строительство второй очереди «Гринвуд». Общий объем инвестиций в проект достиг 220 млн долларов США. К 2020 году планируется завершение его строительства и запуск в эксплуатацию.

— Какие еще проекты или отрасли вас интересуют в России?

— Мы активно изучаем инновационные финансовые методы.

Опираясь на Chengtong Holdings Group, занимаемся подготовкой к созданию российско-китайского фонда развития промышленного сотрудничества размером в 5 млрд долларов США.

Особое внимание уделяется таким сферам, как строительство инфраструктуры, машиностроение, сельское хозяйство, инновационные технологии, строительство промышленных парков.

Китайские инвестиции в строительство ЦБК на российском Дальнем Востоке

— На какой стадии находится обсуждение вопроса строительства целлюлозно-бумажных комбинатов в России — на Дальнем Востоке, на Амуре?

— По предварительным расчетам, в проект будет инвестировано 145 млн долларов США, будут построены современные целлюлозно-бумажные комбинаты с производительной мощностью 500 тыс. тонн в год, в планах дальнейшее расширение и строительство индустриального парка с возможностями по переработке леса и продукции химической промышленности.

28 ноября 2017 года был подписан «Меморандум о взаимопонимании по целлюлозно-бумажному комбинату в Хабаровском крае». В настоящий момент уже готовы предварительные исследования по поставкам сырья, транспортировке готовых изделий, человеческим ресурсам, защите окружающей среды, связанным с проектом законодательным и нормативным актам, а также проектным решениям. Последовательно идет работа по выбору места и консультационная работа.

Дальневосточный регион занимает особое положение

— Насколько в принципе китайским компаниям интересен Дальний Восток?

— Дальневосточный регион занимает для нас особое положение среди других регионов России, принимая во внимание его географическое положение, а также очевидную взаимодополняемость производственных структур и богатство природных ресурсов. В течение последних нескольких лет наши страны активно сотрудничали в таких сферах, как строительство инфраструктуры, расширение торговли и инвестиций, достигнув определенных успехов. Я полагаю, благодаря Году регионального сотрудничества между Россией и Китаем местные китайские органы власти и предприятия будут больше инвестировать в Дальний Восток.

— Одной из основных проблем по взаимодействию российского и китайского бизнеса на уровне «регионы — провинции» является незнание законов. Какая работа ведется в этом направлении?

— Российским предприятиям, которые собираются инвестировать в Китай, необходимо знать законы «О паевых совместных предприятиях китайского и иностранного капитала», «О контрактных (кооперативных) совместных предприятиях китайского и иностранного капитала», «Закон КНР о предприятиях иностранного капитала».

Мы запустили строительство второй очереди «Гринвуд». Общий объем инвестиций в проект достиг 220 млн долларов США. К 2020 году планируется завершение его строительства и запуск в эксплуатацию

Необходимо проводить совместные конференции по всем областям и на всех уровнях, обсуждать существующие проблемы торговли Китая и России и улаживать вопросы с помощью межправительственных рабочих механизмов. В то же время необходимо развивать роль таких платформ, как «Гринвуд» и Союз китайских предпринимателей в России, выполнять конкретную работу по предоставлению услуг российским и китайским предприятиям.

— Какова ваша главная цель на предстоящем Форуме?

— Считаю, что на данном Форуме будут найдены новые точки роста сотрудничества, будет обсуждаться региональное взаимодействие между северо-востоком Китая и Дальним Востоком, что станет мощной движущей силой для торговли и экономики двух стран.

Текст: Татьяна БИБИКОВА

Источник: Официальный журнал ВЭФ—2018


Сессии на тему
Аналитика на тему