A socially oriented non-financial development institution and a major organizer of international conventions, congress, exhibitions, business, social and sporting, public, and cultural events.

The Roscongress Foundation is a socially oriented non-financial development institution and a major organizer of international conventions; exhibitions; and business, public, sporting, and cultural events. It was established in pursuance of a decision by the President of the Russian Federation.

The Foundation was established in 2007 with the aim of facilitating the development of Russia’s economic potential, promoting its national interests, and strengthening the country’s image. One of the roles of the Foundation is to comprehensively evaluate, analyse, and cover issues on the Russian and global economic agendas. It also offers administrative services, provides promotional support for business projects and attracting investment, and helps foster social entrepreneurship and charitable initiatives.

Each year, the Foundation’s events draw participants from 208 countries and territories, with more than 15,000 media representatives working on-site at Roscongress’ various venues. The Foundation benefits from analytical and professional expertise provided by 5000 people working in Russia and abroad. In addition, it works in close cooperation with 159 economic partners; industrialists’ and entrepreneurs’ unions; and financial, trade, and business associations from 75 countries worldwide.

The Roscongress Foundation has Telegram channels in Russian (t.me/Roscongress), English (t.me/RoscongressDirect), and Spanish (t.me/RoscongressEsp). Official website and Information and Analytical System of the Roscongress Foundation: roscongress.org.

RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Research
07.08.2020

COVID-19 hit regional revenues

The study of the Expert RA rating agency notes the positive effect of the anti-crisis measures introduced by the federal government, and also estimates the total regional budget deficit for the current year.

A third of Russia’s regions showed a decrease in budget revenues in the first four months of 2020, and the drop in tax and non-tax revenues affected more than two-thirds of the regions and amounted to over RUB 200 billion. The rescue plan for Russian subjects is based on liquidity support from the federal government. The introduced anti-crisis measures slowed down the drop in revenues and the growth of budget deficits, but additional support from the federal authorities may be required at least in comparable volumes if the «second wave» scenario is implemented and non-working weeks repeat at the end of the year. According to Expert RA, the overall deficit of regional budgets by the end of the year will be about RUB 200 billion, or 2.5% of the income tax of regional incomes. Low interest rates give regions a chance to finance this deficit with long bonds, which reduce the pressure on budget liquidity.

Roscongress Foundation analysts highlighted the main theses of this research, accompanying each of them with suitable fragments of video broadcasts of panel discussions held as part of business programs of the key events hosted by the Foundation.

According to the results of budget execution for four months of 2020, regional budgets of Russian subjects showed a strong decline. However, the gap could have been much larger had it not been for additional federal budget support to compensate for revenue shortfalls and ensure fiscal sustainability in the pandemic.

2020 started quite successfully, and Russian subjects demonstrated a revenue base increase in the first quarter by 10.9% year to year. However, after the publication of results of budget execution for four months of 2020, it became clear that against the background of the measures introduced to contain the pandemic and prevent the development of crisis phenomena, regional budgets of Russian subjects in overall received RUB 36.5 billion less for this period than for the same period in 2019. These indicators are mainly due to the sharp incomes decline in April (-20.2%). The incomes decline was noted in more than a third of country’s regions. The leaders in reducing the revenue base are the Kemerovo Region (-27.4%) and the Republic of Tatarstan (-24.1%).

The Russian government has taken a number of supportive measures to improve subjects’ balance of budgets in context of worsening economic situation. In particular, it canceled or extended a number of legislative restrictions enshrined in the Budget Code of the Russian Federation. The government also ordered to allocate additional transfers in total amount of about RUB 270 billion, including the bed fund equipment as part of the fight against coronavirus infection.

Shock events in the economy are accompanied by unfavorable external conditions, which, among other things, are aggravated by low prices for raw materials and a decline in production cycles. This leads to a slowdown in tax revenues, in particular, their reduction in the main budget-forming taxes: corporate income tax (-11.2%), corporate property tax (-12.2%) and taxes on total income (-17.8% ). At the same time, personal income tax revenues increased by 2.8%, but in April they sank by almost 20% against the level of April 2019. Also, receipts from excise taxes increased by 7.9% in 71 regions.

Video: https://roscongress.org/sessions/mezhbyudzhetnye-otnosheniya-v-poiskakh-ravnovesiya/search/#00:57:21.151

Regional budget expenses in the first four months of 2020 increased by 20.8% over the same period in 2019. The increase in expenses was recorded in almost all regions, with the exception of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, Murmansk, Kaliningrad and Lipetsk regions.

To a large extent, this growth is due to an increase in expenditures in April 2020 by 30.1% compared to April 2019 in connection with a number of measures implementation to ensure sustainable economy development when the situation worsens, support for unemployed citizens and families with children. In the structure of regional expenditures, a social orientation has been preserved. In January — April 2020, 2.4 RUB trillion were allocated for financial support of social policy, education, health care, culture, physical education and sports, which is 21.7% higher than the same level in 2019, while the share of expenses in the social sector in total budget expenses increased by 0.5 p.p. Also, there happened changes in the expenses structure. So, in connection with a significant increase in healthcare costs (+67.7%) associated with the creation of additional beds, payments to medical personnel, the purchase of special protective and medical equipment, there was an increase in its share in the total amount of expenses by 3, 6 pp.

Video: https://roscongress.org/sessions/mir-v-usloviyakh-pandemii-covid-19-globalnye-strategii/search/#00:27:08.416

The total public debt of the Russian Federation subjects from 2017 showed a decline as a result of improved tax collection and increased fiscal sustainability. But the resulting fiscal imbalance in the first four months of 2020 contributed to the growth of public debt by 2.1% compared to last year.

St. Petersburg (1.8 times) and Irkutsk Oblast (1.7 times) became the leaders in increasing debt. The debt structure has changed: the share of market debt increased (+2.7 pp), the share of bank debt decreased (-2.1 pp), and budget loans are still the largest share in the debt portfolio (48.4 %).

In order to curb a debt burden rapid growth and maintain financial stability, the government freed the Russian Federation subjects from the budget loans repayment by the end of this year and extended the program of budget loans restructuring until 2029; a term for granting treasury loans was also increased from 90 to 180 days. From 2021, restrictions on debt securities issuance by regions that do not have the required credit rating will be lifted, and an ability to provide horizontal budget loans between regions will be available. Horizontal loans are unlikely to find a lively response from subjects. In context of a slow economic recovery for regions, the priority will be to accumulate funds as much as possible to support their economy, rather than allocate them to help other regions.

If the economic recession continues until the end of the year, regional budgets may show a decrease in their own revenues and will largely depend on support from the federal center. At the same time, Expert RA assesses the possibility of cutting costs as extremely limited, since the regions face obligations to implement national projects, as well as financing the pandemic consequences.

See other materials posted in special sections of the Roscongress COVID-19 Information and Analytical System, StayHomeEconomy , Regional Policy and Entrepreneurship, dedicated to the coronavirus response, possible ways to stabilize the economy in the pandemic, and the development of entrepreneurship.

Analytics on the topic

Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие с 129 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 69 странах мира.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Исследование
07.08.2020

COVID-19 поразил доходы регионов

В исследовании рейтингового агентства «Эксперт РА» отмечается положительный эффект от введенных федеральным правительством антикризисных мер, а также дается оценка совокупному дефициту региональных бюджетов по итогам текущего года.

Треть регионов России продемонстрировали сокращение доходов бюджетов за первые четыре месяца 2020 года, а падение налоговых и неналоговых доходов коснулось более двух третей регионов и составило свыше 200 млрд рублей. План спасения субъектов РФ базируется на поддержке ликвидности со стороны федерального правительства. Введенные антикризисные меры затормозили падение доходов и рост дефицитов бюджетов, но от федеральных властей может потребоваться дополнительная поддержка как минимум в сопоставимых объемах при реализации сценария «второй волны» и повторении нерабочих недель в конце года. По оценке «Эксперт РА», совокупный дефицит региональных бюджетов по итогам года составит около 200 млрд рублей, или 2,5 % от ННД региональных доходов. Низкие ставки дают шанс регионам профинансировать этот дефицит длинными облигациями, уменьшающими давление на ликвидность бюджетов.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

По результатам исполнения бюджета за четыре месяца 2020 года региональные бюджеты субъектов РФ показали сильный спад. Однако разрыв мог быть существенно больше, если бы не дополнительная финансовая поддержка из федерального бюджета, направленная на компенсацию выпадающих доходов и обеспечение устойчивости бюджетов в условиях пандемии.

2020 год начался довольно успешно, и субъекты РФ продемонстрировали рост доходной базы в I квартале на 10,9 % год к году. Однако после публикации результатов исполнения бюджета за четыре месяца 2020 года стало ясно, что на фоне мер, введенных для сдерживания пандемии и препятствования развитию кризисных явлений, региональные бюджеты субъектов РФ в совокупности за указанный период получили на 36,5 млрд рублей меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Такие показатели преимущественно обусловлены резким сокращением доходов в апреле (—20,2 %). Снижение доходов отмечено более чем в трети регионов страны. Лидерами по сокращению доходной базы являются Кемеровская область (—27,4 %) и Республика Татарстан (—24,1 %).

резкое сокращение доходов в апреле .png

Правительство России приняло ряд поддерживающих мер для повышения сбалансированности бюджетов субъектов в условиях ухудшения экономической обстановки, в частности отменило либо продлило ряд законодательных ограничений, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ. Правительство также распорядилось выделить дополнительные трансферты в совокупном размере около 270 млрд рублей, в том числе на оснащение коечного фонда в рамках борьбы с коронавирусной инфекцией.

Шоковые события в экономике сопровождаются неблагоприятной внешней конъюнктурой, что в том числе усугубляется низкими ценами на сырье и спадом производственных циклов. Это приводит к замедлению налоговых поступлений, в частности их сокращению по основным бюджетообразующим налогам: налогу на прибыль организаций (—11,2 %), налогу на имущество организаций (—12,2 %) и налогам на совокупный доход (—17,8 %). В то же время выросли поступления по НДФЛ на 2,8 %, но в апреле просели почти на 20 % к уровню апреля 2019 года. Также подросли поступления по акцизам на 7,9 % в 71 регионе.

Видео: https://roscongress.org/sessions/mezhbyudzhetnye-otnosheniya-v-poiskakh-ravnovesiya/search/#00:57:21.151

Расходы региональных бюджетов по итогам четырех месяцев 2020 года выросли на 20,8 % к аналогичному периоду 2019 года. Увеличение расходов было зафиксировано практически во всех регионах, за исключением Ямало-Ненецкого автономного округа, Мурманской, Калининградской и Липецкой областей.

В немалой степени такой рост обусловлен увеличением расходов в апреле 2020 года на 30,1 % по сравнению с апрелем 2019 года в связи с реализацией ряда мер по обеспечению устойчивого развития экономики при ухудшении ситуации, поддержки безработных граждан и семей с детьми. В структуре расходов регионов сохранилась социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в январе — апреле 2020 года было направлено 2,4 трлн рублей, что выше аналогичного уровня 2019 года на 21,7 %, при этом удельный вес расходов отраслей социального блока в общих расходах бюджетов вырос на 0,5 п. п. Также в структуре расходов произошли некоторые изменения. Так, в связи со значительным ростом расходов на здравоохранение (+67,7 %), связанным с созданием дополнительных койко-мест, выплатами медицинскому персоналу, закупкой специальных средств защиты и медицинского оборудования, произошло увеличение его удельного веса в общем объеме расходов на 3,6 п. п.

Видео: https://roscongress.org/sessions/mir-v-usloviyakh-pandemii-covid-19-globalnye-strategii/search/#00:27:08.416

Общий государственный долг субъектов РФ с 2017 года демонстрировал снижение в результате улучшения собираемости налогов и роста бюджетной устойчивости. Но сформировавшийся бюджетный дисбаланс по итогам четырех месяцев 2020 года способствовал росту государственного долга на 2,1 % к прошлому году.

Передовиками по наращиванию долга стали Санкт-Петербург (в 1,8 раза) и Иркутская область (в 1,7 раза). Структура долга претерпела некоторые изменения: увеличилась доля рыночного долга (+2,7 п. п.), доля банковского долга сократилась (—2,1 п. п.), и всё также наибольшую долю в долговом портфеле занимают бюджетные кредиты (48,4 %).

В целях сдерживания стремительного роста долговой нагрузки и сохранения финансовой устойчивости правительство освободило субъекты РФ от погашения бюджетных кредитов до конца текущего года и продлило программу реструктуризации бюджетных кредитов до 2029 года, также был увеличен срок по предоставлению казначейских кредитов от 90 до 180 дней. С 2021 года будут сняты ограничения на выпуск долговых ценных бумаг регионами, которые не имеют необходимого кредитного рейтинга, а также будет доступна возможность предоставлять горизонтальные бюджетные кредиты между регионами. Горизонтальные кредиты, вероятно, не найдут живого отклика у субъектов. В условиях медленного восстановления экономики для регионов приоритетным будет максимально аккумулировать средства для поддержания своей экономики, нежели выделять их для помощи другим регионам.

При продолжении рецессии экономики до конца года региональные бюджеты могут продемонстрировать снижение собственных доходов и во многом будут зависеть от поддержки со стороны федерального центра. При этом в «Эксперт РА» оценивают возможность сокращения расходов как крайне ограниченную, поскольку перед регионами стоят обязательства по реализации национальных проектов, а также финансирование последствий пандемии.

Видео: https://roscongress.org/sessions/regionalnyy-byudzhet-potratit-nelzya-sekonomit/search/#00:09:27.551

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс COVID-19, СидимДомаЭкономика, Региональная политика и Предпринимательство, посвященных мерам реагирования на вспышку коронавируса, возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, а также развитию предпринимательства.


Аналитика на тему