Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Article
03.06.2019
Society has business in its sights
Until recently, every entrepreneur decided for themselves whether or not to be socially responsible. Yet the situation has changed dramatically over the past couple of years, with Russian businesses expected to be actively involved in the country’s social and public agenda. And businesses are ready to meet these expectations.

What is the main benefit produced by a small provincial city in the heart of rural Russia? It is an unusual question, one you can’t really answer off the top of your head. Once, in one of these one-factory towns, the aforementioned ‘one factory’ realized that this main benefit was their residents’ free time. They sensed that free time ‘wasted’ was the arch enemy of efficacy, efficiency, and engagement — a person comes to work and just becomes a faceless employee. Having looked at the problem from this point of view, the company came to a unique solution: it launched a town festival dedicated to modern art, where residents were the most active participants.

Is this a social project? Is it cost-intensive? The answer to both those questions is, unequivocally, ‘yes.’ But at the same time, this project is an inextricable part of the company’s business agenda. Foreign research (unfortunately, none has yet been conducted in Russia) has long since shown that employees care about the social mission of their employers. They are far more interested in working for companies with such a mission, proud to call themselves a part of that team, and are more engaged and, in the long run, productive in their work. Modern businesses can no longer afford to ignore this fact.

The Art Ovrag modern art festival made the little town of Vyksa a major centre of modern art. The project won numerous awards. Most importantly, it proved that, today, leading Russian businesses do not see social responsibility as a chore, fashion statement, or PR opportunity. They use social responsibility as a smart and advantageous business decision. But the path leading to this conclusion was far from straightforward.

Business evolution

The end of the last century was marked by globalization and radical market transformations. Since then, change has continued to accelerate, becoming a new form of stability. The companies that are able to adapt, radically transforming their relationships with consumers and employees, are the ones that survive. They move from selling goods to selling a way of life, from selling services to building longterm relationships. From selling relationships, to selling values. And the consumer answers in kind.

In a survey of 10,000 consumers in the world’s ten largest countries by GDP, Allegis Group found that 94% of consumers prefer goods from socially responsible brands that, for example, help develop small businesses in African villages, plant forests, or combat global warming. Employees are no longer
considered a mere ‘resource’ that produce results in return for a pay check. The share of team and individual contributions to overall results has more than doubled in the last 10 years, while managerial input has fallen by more than a third. According to the CEO of the Russian branch of a large global company, 15 years ago, he simply pinned orders to corkboards and had not even considered that employees could be talked to, that you could build relationships with them, and so on. Today, maintaining a dialogue with employees is an executive priority. Both consumers and employees are stakeholders that a business depends on in a direct and obvious way. In the last decade, the number of stakeholders that businesses must build relationships with has multiplied.

Elena Feoktistova, Managing Director of Corporate Responsibility, Sustainable Development and Social Entrepreneurship Directorate, Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs (RSPP)

If a business is a major player, influencing all parts of national life, it is crucial to know how stable it is, what its strategies are, and what the associated costs to society are. A public nonfinancial report forces companies to systematically interact with involved parties, take their expectations into consideration, and support balanced interests. Today many of the largest corporations use this instrument.

This issue was added to the global agenda in 1999, when the UN launched an unprecedented initiative, a corporate sustainability framework known as the Global Compact. It became clear that, in return for being granted the right to earn money, society expected businesses to reign in their rapacious tendencies. Anyone who did not get with the programme quickly figured out that irresponsible behaviour could end in pain. One international petroleum company became telling proof thereof when it started mistreating the environment in a certain African country. Their losses were in the billions of dollars.

The company quickly learned their lesson and has since then become the model of responsible behaviour. This lesson was proof that nonfinancial risks are not just theoretical flights of fancy. Ignoring them could hit where it really hurt, resulting in significant financial losses. The far cheaper alternative is prevention.

In this way, the conversation turned to mutual benefit, essentially boiling down to sustainable business development. Which is of primary interest to
investors. In the eyes of investors, historical financial success was old news. It meant nothing in the face of new, nonfinancial risks. Investors wanted to be certain that nothing like that would happen in the future. One of the Global Compact requirements was transparency: companies must share nonfinancial information in accordance with special standards: The Global Reporting Initiative and the AA1000, data verification standards.

This is where society and business could intersect. Society got what it wanted, and so did business. By focusing on sustainable development, identifying and controlling for nonfinancial risks, and releasing honest reports, businesses present valuable information to investors and convince them of their sustainability. The movement also included numerous international stock exchanges, which gradually required issuers to publish reports on sustainable development. In the future, the movement would be joined by many European governments, who passed relevant legislation. In this way, the movement started to take on a new, mandatory shape and the characteristics of a large industry, with its ever-present consultants for the preparation and verification of reports, the rating thereof, and so on and so forth.

Last year, volunteers collected 56 tonnes of goods for the needy as part of the Products to Help project

A new player

In Russia, the first members of the movement were public companies trading abroad. However, anything that was legally required but did not seem to be advantageous to the business itself was done superficially, or just imitated. Companies signed the UN Global Compact, published social reports, but did not really consider the concept of sustainable development. Which is far more than just a report. First of all, it requires establishing sustainable development goals (SDGs) and managing the company in accordance with these goals, identifying key stakeholders (interested parties influencing or being influenced by the business) and the risks associated with them, and establishing a legitimate dialogue.

The provincial Vyksa has become one of the centres of contemporary art thanks to the Art-Ovrag Festival under the auspices of the United Metallurgical Company. A factory mural by artist Misha Most covering an area of 10,000 square metres is recognized as the largest monumental wall painting in the world

A report is just the tip of the iceberg. Moreover, for the longest time, companies simply equated social responsibility to philanthropy, a type of ‘tax,’ which ‘bought’ you the right to do business. However, on the sustainable development scale, philanthropy ranks far lower than building new water treatment plants, and philanthropy can in no way excuse the poisoning of rivers or the dumping of unprocessed waste.

Now, Russia is ready to start legislatively regulating this sphere. But the state took quite a lot of convincing before finally took a stand. For years, supporters, including the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs, had led the push for this agenda, convincing businesses that the SDG lifestyle and nonfinancial risk management are advantageous. For almost 15 years, within the Ministry of Economic Development, an interagency working group composed of 36 experts toiled over a unified framework for the development of corporate non-financial reporting and corresponding draft legislation.

And now, their work is done. Last April, Vladimir Putin pronounced these historic words at a State Council meeting: «It is clear that profit is the main priority for a business, but it should not be gained at any price. You know why I am talking about this today and why responsibility of business to the people and society is so important. [...] They should not be timeservers that are only worried about their own prosperity. [...] I believe the business community understands just how important its contribution to a breakthrough in national development is. We cannot afford to waste any time.»

From this moment, it became clear that businesses are expected to become a genuine part of the country’s social agenda. Nonfinancial reporting will gradually become mandatory, starting in 2019 and 2020. Increasing transparency is an effective way to motivate businesses to become more responsible. What is more, all of this is happening at the right time. We have already seen the appearance of leaders in capitalist labour who have acknowledged the direct link between social investment and employee engagement and efficacy, between establishing harmonious relations with local communities and authorities and risk management. It is worth noting that the situation has not homogenized yet. There are those who structure their social agenda according to the principle: if the government asks for it, will give it to them. Certainly, a proactive position is far more advantageous: one where businesses systematically structure their activity and social policies based on key corporate values, closely cooperate with executive bodies, local communities, and other interested parties, and act as a leader or a full partner in these interactions.

The volunteer is a company’s soul

One respectable factory was preparing to celebrate its centennial. During preparations, managers argued most of all over what gifts to give employees, what ads to run, and who to invite to their concert. After all, you can’t do without gifts and a concert. They crunched the numbers and teared up. And then they got an idea that, at first, sounded fanciful. What if employee volunteers were responsible for coming up with and organizing the main activities in the factory and across the city? What if, instead of waiting for gifts, the employees were able to hand them out? To their colleagues, to the city. That is how that centennial year started off with the 100 Years — 100 Good Deeds volunteer marathon. These acts were so impactful and unusual that advertising was practically unnecessary.

Activists named the heretofore unnamed streets of the factory (the Native Streets Project), organized a Healthy Cycling festival, composed a new anthem, recorded a rap version of it, and organized a flash mob to the anthem in the city. The most important thing was that the employees were happy. By sharing part of themselves, they then infected their colleagues with this emotion. All because values were an important part of employees’ lives, especially for the younger generation.


It is no accident that corporate volunteerism has become a major type of social investment. This is that human energy, that expenditure of time and effort, that commonly resonates with the people being helped far more than just material goods. Moreover, the volunteers become brand ambassadors, replacing entire advertising campaigns. The most forward-thinking employers develop ‘internal volunteerism,’ when volunteers have the right to organize their own teams, independently come up with ideas and
focal points for their creative efforts, including within the workplace. Here, there are no limitations, aside from a common ideology, on the nature of the good deeds, expert support in training volunteers, or creative support for their projects. This approach is also incredible for HR, since now employees are revealing qualities that neither they nor their managers imagined they had — they become active, start taking initiative, pose ideas, and lead, becoming the foundation for serious changes within the company. In this way, one of the teams decided to encourage green thinking among their co-workers. They did this boldly and merrily, painting sidewalks within the enterprise with calls to environmental action, organizing environmental lessons in schools, and holding events to support the recycling of plastic lids.

Enthusiasts’ ideas can turn into an entire movement, as, for example, the Healthy Cycling festival did. A different volunteer team focused on corporate values and became the driving force behind the values’ promotion.

Sometimes, companies offer their employees the opportunity to become part of a general programme that helps both them and others. Currently popular are sports marathons or sports programmes, when employees run or get active, earning miles or points, which the company then converts into philanthropy. The job of engagement professionals is to ‘invisibly’ shepherd employees in the right direction, improving the quality of their ideas, projects, and skills. After all, in some sense, ‘volunteer’ is a type of profession.

The health route — 10,000 steps — is the number recommended by the World Health Organization per day

The results of corporate volunteerism are so convincing that some companies are already providing their employees with several paid days for volunteer activities. Research has shown that volunteerism is a far more effective replacement for team building sessions and significantly reduces the costs associated with reaching these goals. Today, when many companies are being forced to shrink internal programmes, volunteerism is a great solution: you have got minimal expenses, but noticeable effects.

Those missing picture

It is clear that this new legislation mandating companies to share nonfinancial information and motivating them to foster social responsibility is coming into effect in an already fertile environment. Essentially, the state policy is just establishing best practices. And everyone who has not gotten the picture yet will be forced to get with the programme quickly.
Release date
03.06.2019
Analytics on the topic

Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Статья
03.06.2019
Бизнес под прицелом общества

До недавнего времени каждый предприниматель решал в меру собственных представлений, быть или не быть социально ответственным. Но за последние пару лет ситуация стала кардинально меняться: от российского бизнеса ждут активного включения в социально-общественную повестку страны. И бизнес готов оправдать эти ожидания

Какой главный продукт производит маленький провинциальный городок в российской глубинке? Неожиданный вопрос, не ответишь с ходу. В одном из таких городков, к которому обычно добавляют приставку «моно-», на этом самом монопредприятии однажды осознали: продукт этот — свободное время жителей. И это унылое «свободное время» и есть главный враг эффективности, производительности и вовлеченности, когда, приходя на работу, человек превращается в обезличенного сотрудника. Посмотрев на проблему именно под таким углом зрения, компания нашла оригинальное решение: запустила городской фестиваль современного искусства, где жители — самые активные участники.

Это проект социальный? Затратный? Без сомнения, ответ на оба вопроса — «да». Но вместе с тем его невозможно отделить от бизнес-повестки. Зарубежные исследования (к сожалению, отечественных нет) давно уже показывают, что сотрудникам важна социальная миссия своего работодателя, они с гораздо большим желанием работают в таких компаниях, гордятся своей принадлежностью к ним, трудятся с большей вовлеченностью и — в конечном итоге — производительностью. Современный
бизнес уже не может сбрасывать это со счетов.

Фестиваль современного искусства «Арт-Овраг» сделал маленькую Выксу большим центром современного искусства, проект собрал множество премий. Но самое главное — он свидетельствует о том, что сегодня передовой российский бизнес готов рассматривать социальную ответственность не как обязаловку, дань моде или PR, а использовать с умом, на пользу бизнесу. Но эволюция таких взглядов произошла далеко не сразу.

Эволюция бизнеса

Конец прошлого века ознаменовался глобализацией и кардинальной трансформацией рынков. С тех пор изменения только ускоряются и становятся новой формой стабильности. Выживают компании, которые к ним приспосабливаются и радикально меняют свои отношения с потребителем и собственными сотрудниками. От продажи товаров они переходят к продаже образа жизни, от продажи услуг — к построению долгосрочных отношений. От отношений — к продаже ценностей. Потребитель отвечает им тем же.

Согласно глобальному опросу, 10 тыс. потребителей в десяти крупнейших по объему ВВП странах мира, проведенному Allegis Group, 94% из них выбирают товар социально ответственного бренда, который, к примеру, развивает малое предпринимательство в африканских деревнях, сажает леса или предотвращает глобальное потепление. Сотрудников уже давно не считают «ресурсом», с которого можно требовать результаты лишь по причине выплаты зарплаты.

Доля командного и индивидуального вклада в общий результат за последние десять лет выросла более чем в два раза, и наоборот, вклад индивидуумов упал более чем на треть. Как рассказывал СЕО российского подразделения одной крупной мировой компании, 15 лет назад он просто вывешивал на доски объявлений приказы и даже в голову не приходило, что нужно с сотрудниками как-то общаться, строить отношения и тому подобное. Сегодня диалог с сотрудниками — приоритет первых лиц. И потребители и сотрудники — это так называемые стейкхолдеры, зависимость бизнеса от которых прямая и очевидная. Но количество таких стейкхолдеров, с которыми бизнесу приходится «строить отношения», за последние десятилетия растет кратно.

Елена Феоктистова, управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП:

Учитывая то, что бизнес — важный игрок, влияющий на все стороны жизни в стране, очень важно знать, насколько он устойчив, какова его стратегия и какой ценой для общества она достигается. Публичный нефинансовый отчет заставляет компании строить систему взаимодействия с заинтересованными сторонами, учитывать их ожидания, поддерживать баланс интересов. И сегодня многие крупнейшие корпорации пользуются этим инструментом.

Тема поднялась в топ мировой повестки, когда в 1999 году ООН учредила невиданную доселе инициативу — так называемый Global Compact, договор об ответственном поведении бизнеса. Вопрос стоял ребром: общество дает бизнесу мандат на зарабатывание денег, но взамен требует добровольно приструнить хищнические инстинкты. А кто не внял, быстро понял, что за безответственность могут больно побить. Такой показательной жертвой стала одна международная нефтяная компания, которая плохо себя повела по отношению к природе одной из африканских стран. Потери шли на миллиарды долларов.

Компания быстро усвоила урок и с тех пор стала образцом ответственного поведения. Этот урок, впрочем, продемонстрировал, что нефинансовые риски — это не выдумка фантазеров. Они реализуются в самых болезненных для бизнеса формах — финансовых потерях, и куда дешевле их предотвратить.

Таким образом, тема приобрела некий взаимовыгодный аспект — фактически речь шла об устойчивом развитии бизнеса. А это то, что в первую очередь интересует инвестора. Прошлые финансовые достижения уже мало что значили в его глазах: они могли рассыпаться в прах из-за новых, нефинансовых рисков. Инвестору хотелось быть уверенным, что в будущем ничего подобного не произойдет. Одним из требований Global Compact стала прозрачность: компании должны были раскрывать нефинансовую информацию по специальным стандартам. Они тут же возникли — GRI (Global Reporting Initiative) и AA1000, стандарты верификации данных.

На этом общество и бизнес сошлись. Общество получало свой интерес, а бизнес — свой. Он заключался в том, что, ставя цели устойчивого развития, определяя и контролируя нефинансовые риски и выпуская честный отчет, бизнес давал ценную информацию инвестору и убеждал его в своей устойчивости. В движение включились и многие международные биржевые площадки, постепенно обязывая эмитентов обнародовать свои отчеты в области устойчивого развития. В дальнейшем к ним присоединились многие европейские государства, введя соответствующие законы.

В прошлом году в рамках проекта «Продукты в помощь» волонтеры собрали нуждающимся 56 тонн товаров

Так движение начало обретать новые, обязательные рамки и признаки большой индустрии — с ее неизменными консультантами по подготовке и верификации отчетов, их рейтингования и тому подобного.

Новый игрок

В России первыми в движение влились публичные компании, торговавшиеся за рубежом. Но все, что требуется по закону и в чем бизнес не видит своих преимуществ, неизбежно делается по минимуму, а то и просто имитируется. Компании подписывали Глобальный договор ООН, выпускали социальные отчеты, но не особо примеряли на себя концепцию устойчивого развития. А это гораздо больше, чем просто отчет. Прежде всего, это постановка целей устойчивого развития (ЦУР) и управление компанией согласно этим целям, определение ключевых стейкхолдеров (заинтересованных лиц, влияющих на бизнес или подвергающихся влиянию бизнеса) и рисков, связанных с ними, ведение полноценного диалога.

Отчет — лишь вершина айсберга. Более того, долгое время многие компании подменяли понятия, полагая, что социальная ответственность — это просто благотворительность, своего рода «налог», которым можно «откупиться» за право вести бизнес. Однако по шкале ценностей устойчивого развития намного выше благотворительности стоит внедрение новых очистных сооружений, и благотворительность никак не может служить оправданием отравления рек или сваливания непереработанных отходов на полигоны.

Провинциальная Выкса стала одним из центров современного искусства благодаря фестивалю «Арт-Овраг» под эгидой Объединенной металлургической компании. Роспись заводской стены художника Миши Моста площадью 10 тыс. квадратных метров признана самой большой монументальной настенной живописью в мире

Но вот и наше государство дозрело до законодательного регулирования этой сферы. Впрочем, его долго убеждали сказать свое веское слово. Многие годы пробивали эту идею ее сторонники, и в частности РСПП, лидировавшая в этой повестке и последовательно убеждавшая бизнес в выгоде жизни по ЦУР и управлении нефинансовыми рисками. Почти 15 лет действовала межведомственная рабочая группа из 36 экспертов при Министерстве экономического развития, разрабатывая единую концепцию развития нефинансовой отчетности компаний и проект соответствующего закона.

И вот свершилось. В апреле прошлого года Владимир Путин произнес исторические слова на заседании Госсовета: «Понятно, что прибыль — это для бизнеса главный приоритет. Но это не должно достигаться любой ценой. Вы знаете, почему я говорю об этом сегодня, почему так важна ответственность бизнеса и перед людьми, и перед обществом? Нельзя быть временщиками. Полагаю, что бизнес-сообщество понимает, насколько важен его вклад в прорывное развитие страны. Времени для раскачек у нас нет».

С этого момента стало ясно: от бизнеса ждут полного включения в социально-общественную повестку страны. Нефинансовая отчетность поэтапно с 2019 и 2020 года станет обязательной для компаний, и это один из способов через раскрытие информации мотивировать бизнес быть более ответственным. Произошло это в правильное время. Появились свои передовики капиталистического труда, где осознали прямую связь социальных инвестиций — с вовлеченностью и эффективностью работников, а выстраивание гармоничных отношений с местными сообществами и властями — с управлением рисками. Впрочем, ситуация пока неоднородная. Есть и те, у которых социальная политика строится по принципу: власти попросили — дал. Безусловно, гораздо более выигрышна проактивная позиция, когда бизнес строит свою деятельность и социальную политику системно, на основе ключевых корпоративных ценностей, находясь в тесном взаимодействии с органами власти, местными сообществами и другими заинтересованными сторонами, лидирует в этих взаимоотношениях или является полноправным партнером.

Волонтер — душа компании

Один уважаемый завод готовился отмечать свое 100-летие. Планируя «активности», менеджеры больше всего спорили, какие подарки дарить сотрудникам, какую давать рекламу и кого приглашать на концерт.

А как же без подарков и без концерта? Посчитали — прослезились. И тогда возникла идея, которая поначалу показалась фантастической. А что, если основные «активности» как внутри завода, так и в городе придумают и проведут сами сотрудники-волонтеры? Пусть не работники будут ждать подарки, а сами дарить их окружающим! Своим коллегам, городу. Так год 100-летия стартовал с волонтерского марафона «100 лет — 100 добрых дел», и дела эти оказались такими яркими и необычными, что реклама оказалась практически ненужной.

Активисты назвали до того безымянные улицы завода (проект «Улицы родные»), провели фестиваль «Велоздоровье», сочинили новый гимн, записали его в стиле рэп и провели флешмоб с гимном в городе. И главное, сотрудники были счастливы, отдавая себя, заражали этой эмоцией коллег, потому что в системе жизненных ориентиров людей, особенно молодых, ценности — это важно.


Корпоративное волонтерство не случайно выходит на заметное место в социальных инвестициях. Это та человеческая энергия, те затраты времени и душевных сил, которые зачастую находят отклик у людей — объектов помощи — гораздо больше, чем просто материальные блага. А еще сотрудники, становясь послами бренда, заменяют собой целые рекламные кампании. Самые дальновидные работодатели развивают так называемое «внутреннее волонтерство», когда добровольцам дается право организовывать собственные команды, самостоятельно придумывать идеи и точки приложения своих творческих сил в том числе и по работе. Здесь нет никаких ограничений, за исключением общей идеологии, вектора на добрые дела и экспертной помощи в обучении волонтеров или креативной поддержке их проектов. Такой подход дает невероятные результаты для HR, так как у сотрудников раскрываются качества, о которых ни они сами, ни их руководители даже не подозревали: они становятся активными, проявляют инициативу, предлагают идеи и ведут за собой, становятся опорой серьезных изменений в компании. Так, одна из команд решила продвигать экологические ценности среди сотрудников и делала это задорно, весело — раскрашивала тротуары внутри предприятия экологическими призывами, проводила экологические уроки в школах или акции в поддержку переработки пластмассовых крышек.

Идеи энтузиастов могут превратиться в целое движение, каким стал, например, фестиваль «Велоздоровье». Другая волонтерская команда озаботилась корпоративными ценностями и стала ядром их продвижения.

Маршрут здоровья — 10 000 шагов, именно столько рекомендует проходить в день Всемирная организации здравоохранения

Иногда компании предлагают своим работникам включиться в одну общую программу с пользой для себя и благотворительности. К ним относятся ставшие сейчас очень популярными спортивные марафоны или спортивные программы, когда сотрудники бегают или занимаются спортом, зарабатывая мили или баллы, а компания конвертирует их в благотворительность. Задача профессионалов в области поддержки вовлеченности — «незаметно» направлять людей в правильное русло, повышать уровень идей и проектов, навыки, ведь волонтер — это в некотором роде профессия.

Результаты корпоративного волонтерства настолько убедительны, что некоторые компании уже предоставляют сотрудникам несколько оплачиваемых дней для волонтерских акций. Есть исследование, которое показывает, что волонтерство гораздо более успешно заменяет собой тренинги по командообразованию и многократно сокращает затраты на эти цели. Сегодня, когда многие компании вынуждены сокращать внешние программы, волонтерство — это счастливая палочка-выручалочка: затраты здесь минимальные, а эффект заметный.

Для тех, кто не понял

Очевидно, что новое законодательство, обязывающее компании раскрывать нефинансовую информацию и мотивирующее повышать свою ответственность перед обществом, легло на уже удобренную почву. Системная государственная политика в этой области как бы фиксирует лучшие практики. Ну а те, кто не понял, вынуждены будут быстро подтянуться к лучшим.
Дата выхода
03.06.2019
Аналитика на тему