Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, созданный в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие со 155 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 75 странах мира.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Статья
23.11.2020

Сильным государство делают талантливые творческие люди

Журнал «Региональная Россия» опубликовал эксклюзивное интервью с заместителем министра культуры Ольгой Яриловой. Она рассказала, как реализуется национальный проект «Культура», какое влияние оказало на него распространение COVID-19 и как упаковать самобытную культуру регионов в туристический продукт. С согласия редакции Фонд Росконгресс публикует материал, который помогает лучше понять процессы, определяющие развитие современной российской культуры, особенно на местах.

— Ольга Сергеевна, на страницах нашего журнала мы много рассказываем о жизни регионов страны. Создается впечатление, что сейчас Россия переживает расцвет культуры именно на местном уровне. Так ли это?

— Со стороны федерального центра мы делаем все возможное, чтобы даже в самых отдаленных, в самых небольших населенных пунктах появлялись возможности для качественного культурного досуга, для творческого развития и самореализации жителей нашей страны. Это важнейшие условия для достижения национальных целей, которые определены Президентом.

И эти задачи мы ставим перед собой при реализации мероприятий национального проекта «Культура».

С начала 2019 года в регионах появились сотни новых объектов культуры. Это и сельские ДК, и модельные библиотеки, и кинозалы, и виртуальные концертные залы, и передвижные культурные центры — автоклубы. Мы провели десятки фестивалей по различным видам искусства, провезли по субъектам крупные выставочные проекты ведущих музеев, постоянно совершенствуем возможности для онлайн-пользователей.

Поддерживаем творческие проекты некоммерческих организаций, которые всегда быстро, качественно и точечно реагируют на запросы местного населения. И для нас такая помощь очень важна. В прошлом году поддержали 123 заявки из 64 регионов, из всех федеральных округов. Примерно половина выделенных средств направлена на поддержку культуры села. Проведено более 1000 мероприятий — концерты, выставки, фестивали, конкурсы, форумы, семинары, конференции, круглые столы, мастер-классы, а общее количество зрителей составило почти миллион человек. К реализации этих проектов силами НКО было привлечено более 50 тысяч участников — представителей как профессионального, так и любительского, народного творчества.

Нам очень важна обратная связь от регионов, поскольку национальный проект меняется, мы добавляем туда новые мероприятия. И учитываем при этом именно предложения, просьбы субъектов. Например, ремонт и реконструкция детских школ искусств. Об этом просили многие регионы. Статистика на конец 2019 года показала, что в России порядка 1300 ДШИ нуждаются в капремонте или реконструкции.

Сейчас прорабатываются и другие инициативы, которые могут войти в нацпроект. В частности, программа «Земский работник культуры», благодаря которой будет обеспечен приток кадров в учреждения сел и малых городов. Аналогичные программы уже существуют в других отраслях — «Земский доктор», «Земский учитель».

Так или иначе более 90 % средств национального проекта «Культура» идут в субъекты. И очень приятно, что Вы называете нынешний период расцветом культуры в регионах. Значит, работа ведется в правильном направлении и дает нужный результат.

— Ресурсов министерства вряд ли хватит, чтобы раздать всем сестрам по серьгам. Как определяются приоритеты? Ведь это очень непростая задача — найти наиболее достойные проекты, которые следует поддержать.

— Приоритет для нас один — люди и улучшение их жизни.

Перед нами не стоит и никогда не стояло цели распределять средства нацпроекта равномерно. Есть богатые регионы-доноры, а есть субъекты, которые не могут самостоятельно поддерживать сферу культуры на должном уровне. Во многом мы исходим из этого.

А дальше в дело вступают другие факторы. Их довольно много, но при этом субъективность мы стараемся свести к минимуму благодаря той самой обратной связи, о которой я уже говорила. Регулярно общаемся с представителями регионов, держим руку на пульсе и в ежедневном режиме следим за выполнением мероприятий нацпроекта.

У нас есть экспертные комиссии, благодаря которым отбираются, например, проекты НКО. Есть определенные критерии отбора по конкурсам. Если подается заявка на автоклуб или на виртуальный концертный зал, но при этом заявитель не может расписать план их использования на ближайшие месяцы, то сразу же возникают вопросы: а нужен ли ему вообще такой объект и насколько он будет эффективно использован? Подобные кандидаты отпадают сами собой.

Есть и объективные факторы. Например, на Дальнем Востоке существуют проблемы с транспортной доступностью, поэтому в некоторые регионы просто нет смысла поставлять автоклубы. Лучше выделить им средства на строительство дома культуры или создание модельной библиотеки.

— Кстати, о модельных библиотеках, которые растут как грибы после дождя. Насколько они оказались востребованы?

— Модельные библиотеки — это настоящая жемчужина нацпроекта. Мы планировали создавать по 110 таких объектов ежегодно, но за счет перераспределения средств в прошлом году было поддержано 134 заявки, в этом — 172.

Это к слову о приоритетах. Мы видим, как работают эти объекты, как они привлекают людей, как становятся центрами культурной жизни целых районов. Посещаемость увеличивается в разы. Это уже не просто место, где хранятся и выдаются книги. Это современные интеллектуальные центры, оборудованные всеми возможностями и для учебы, и для досуга.

Благодаря этому проекту региональные власти тоже стали обращать внимание на библиотеки, уже по собственной инициативе выделять средства на их создание. Например, в прошлом году к 860 миллионам рублей федеральных средств субъекты и муниципалитеты добавили еще 241 миллион.

В этом году в Челябинской области появится семь библиотек нового поколения, из которых три — за счет областных средств. Активно вкладываются в Коми, в Самарской области. В Чеченской Республике по распоряжению Мэра Грозного в 2019 году были отремонтированы две поселковых библиотеки, а до конца 2020 года будут построены еще два филиала.

В создание библиотек нового поколения вкладываются и крупные компании. Например, Центральная библиотека имени А.С. Пушкина в Новокуйбышевске получила средства на модернизацию не только из федерального бюджета и бюджета города, но и от Новокуйбышевской нефтехимической компании. На эти средства заменили окна, двери и радиаторы. Компания понимает, что библиотеки способствуют развитию населения, и это потенциально ценные ресурсы для самих компаний.

Вы начали свой вопрос с того, что ресурсов министерства вряд ли хватит на все. На этом примере мы видим, что менять культурную жизнь регионов можно не только за счет вложений федеральных средств.

— Какой эффект от финансирования имеет наибольшее значение — экономический, социальный, культурный?

— Я бы не стала говорить о каждом эффекте отдельно. Все они очень тесно связаны. Сейчас все понимают, какую роль в жизни населения играет культура, как часто она пересекается с другими сферами нашей деятельности. Неслучайно она вошла в число национальных приоритетов, отмечена среди национальных целей. Руководством страны ставятся амбициозные задачи по увеличению возможностей для самореализации и развития талантов, посещаемости профильных учреждений, доступности культурных благ.

Все мероприятия национального проекта нацелены на достижение культурного и социального эффекта. Но за ними последует и экономический. В современном мире сильное государство основано на труде талантливых, творческих людей.

И слово «творческих» здесь очень важно. Не зря ведь все больше говорят о возрастающей значимости креативной экономики. Креативные индустрии помогают привлечь в экономику малый и средний бизнес. Они создают условия для ее диверсификации, предлагая решения не только для больших городов и агломераций, но даже и для небольших сельских поселений.

Как раз недавно мы начали разработку концепции развития творческих индустрий и механизмов их господдержки в крупных городских агломерациях. Это предусмотрено Планом реализации Стратегии пространственного развития РФ до 2025 года. Еще одно доказательство того, что культурный эффект неотделим от экономического. Неслучайно отрасли уделяется огромное внимание со стороны руководства страны.

Во время подготовки мероприятий нацпроекта мы проанализировали рост посещаемости учреждений культуры в предыдущие годы. Оказалось, что в некоторых учреждениях он составил не более 1 % в год, а где-то и вовсе был отрицательным. Сейчас же один из целевых показателей нацпроекта — повышение уровня посещаемости на 15 %. А один из показателей, характеризующих достижение национальных целей, — увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с 2019 годом. То есть нам предстоит совершить настоящий прорыв.

— Ольга Сергеевна, COVID-19 внес серьезные изменения в жизнь всей страны. Как пандемия отразилась на национальном проекте «Культура»?

— Последние месяцы получились очень сложными. Всем нам приходилось работать в непривычных условиях. Тем не менее мы работу ни на секунду не прекращали. И благодаря этому практически по всем показателям нацпроекта сейчас идем с опережением графика. Хотела бы сказать большое спасибо регионам за эффективное взаимодействие.

К сожалению, из-за пандемии и ограничительных мер ситуация объективно сложилась так, что мы вынуждены были обнулить показатель посещаемости учреждений культуры. Правительством уже одобрена наша просьба не учитывать его в этом году.

В остальном мы движемся в соответствии с графиком. Ведутся работы во всех домах культуры, которые должны быть сданы в этом году — это 343 объекта в 64 регионах. Детские кукольные театры, строительство и реконструкция зданий в рамках реновации, приобретение музыкальных инструментов, оборудования и учебных материалов, обучение специалистов, привлечение волонтеров — здесь все по плану.

Проводим даже фестивали и выставки, хотя и в более локальном масштабе, чем задумывалось изначально.

— Изменилось ли взаимодействие центра и регионов после принятия нацпроекта? Если да, то как?

— Первый год был очень сложным. Многое было в новинку. Далеко не все регионы четко представляли, что нужно делать, какие ресурсы необходимо привлечь, как выстроить управленческие механизмы, бюджетную политику. Определенное время заняло заключение контрактов, участие в конкурсах. Тем не менее в прошлом году нацпроект «Культура» был среди лидеров как по показателям, так и по кассовому исполнению — 99 процентов. Это очень высокая цифра. Хотя здесь нужно признать, что бюджет нашего нацпроекта существенно ниже, чем у остальных.

Но с тех пор мы сделали просто огромный скачок во взаимодействии с регионами. И успешное завершение мероприятий нацпроекта в 2019-м году, и минимальное количество проблем в условиях пандемии — все это свидетельствует о выстроенной и эффективной системе по всей цепочке — от федерального центра к субъекту и далее: к муниципалитету, к населённому пункту, к конкретному учреждению культуры.

Но самое важное — регионы начали понимать, что нацпроект — это не просто деньги, но и беспрецедентные возможности для всестороннего развития культуры на местах. Возможности, которыми они должны пользоваться сами: реагировать на нужды людей, доносить их до нас, грамотно выстраивать приоритеты, советоваться по поводу заявок. Не должно быть ситуаций, когда региональные и муниципальные власти сидят на месте и ждут, когда же федеральное министерство придет и предложит. Такое тоже бывало. Но сейчас все иначе. И это действительно радует.

— Вопрос о библиотеках. Конечно, необходимо переходить на электронные формы, искать новые подходы и методы работы, но и «старый» бумажный формат очень важен. Не потеряем ли мы его? Уютно ли будет старым-добрым бумажным книгам на полках модельных библиотек?

— Некоторое время назад все стали задаваться вопросом, есть ли место библиотекам в современном мире. Мы ввели модельный стандарт и теперь видим, что есть. Но нужно идти в ногу со временем.

У бумажных книг всегда будет свой ценитель. Поверьте, очень многие до сих пор ходят в библиотеки для того, чтобы взять и почитать именно бумажную книгу. И в рамках программы по созданию модельных библиотек мы, кстати, регулярно обновляем книжные фонды. С другой стороны, мы видим, насколько популярны электронные форматы. Мы никуда от этого не уйдем, потому что это диктуется современным миром. И не нужно относиться к этому как к угрозе.

Вынужденно находясь на самоизоляции, очень многие ценители искусства поняли, что существует огромное количество онлайн-возможностей, чтобы наслаждаться искусством. Но при этом во многих регионах обеспечивалась доставка книг практически на дом. И люди этим пользовались.

Например, в Омской области жители могли заказать себе книги по телефону через администрацию муниципального образования, а автоклубы привозили их и оставляли в специальных пунктах, чтобы избежать скопления людей. Во Владимирской области доставляли книги по заявкам одиноко проживающих пожилых людей.

Многие думают, что если люди пристрастятся к онлайн-формату, то больше не пойдут в читальный зал. Это не так. Неслучайно рост посещаемости библиотек после модернизации — около 30 % в среднем по стране. Но во многих местах и в разы! И даже после пандемии мы зафиксировали серьезный всплеск интереса именно в читальных залах. Например, в Ульяновской области после снятия карантинных мер в первую неделю в библиотеки пришло 1,5 тысячи человек. Люди соскучились по культурным учреждениям и мероприятиям.

Другой пример — ежегодная акция «Библионочь», в ходе которой по всей стране выстраиваются целые очереди. Причем в них все чаще можно видеть представителей молодого поколения, которые, как принято считать, больше любят пользоваться гаджетами.

Мир технологий диктует нам необходимость совмещать онлайн и офлайн, и они зачастую дополняют друг друга. Если молодое поколение не хочет брать книгу по заявке, они с радостью скачают ее, например, в Национальной электронной библиотеке.

В результате общая читательская аудитория прирастает новыми людьми. Библиотечной отрасли это только на пользу.

— Часто говорится о самобытной культуре российских регионов. Многие видят в ней перспективный туристский продукт. Вы с этим согласны?

— Культура — это огромный пласт, за счет которого можно и нужно продвигать целые направления. Особенно в России — с ее богатейшими национальными традициями и культурно-историческим наследием.

Принимая решение о путешествии по России, туристы ожидают знакомства с уникальными памятниками архитектуры, музеями-заповедниками, самобытными праздниками и обрядами, местными традициями. То есть именно с местной культурой.

Каждый регион уникален, и абсолютно в каждом есть что посмотреть и чем восхититься. Например, деревянное зодчество Русского Севера в Карелии. Или Бурятия с ее многогранной культурой и нематериальным наследием: песенные традиции и скотоводческие заговоры, колыбельные боханских, осинских и хори-бурят, старообрядцы, творческое наследие Рэгзэна Эрдынеева.

— Все ли регионы могут презентовать себя туристам без поддержки из федерального центра? Все-таки их возможности заметно разнятся?

— Несколько лет назад у нас родилась идея объединить регионы в культурно-познавательные проекты по аналогии со знаменитым «Золотым кольцом», создав таким образом узнаваемый бренд. Так родилось «Серебряное ожерелье», которое объединяет исторические города Северо-Запада с их уникальными памятниками истории и культуры, многие из которых включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (деревянное зодчество музеев «Кижи» в Карелии и «Малые Корелы» Архангельской области, Соловецкий монастырь, Кирилло-Белозерский монастырь, музей-заповедник в Вологодской области). Есть также «Великий Волжский путь», «Русские усадьбы», «Россия — родина космонавтики». Или «Императорский маршрут» по городам, сохранившим историю последнего периода жизни Николая II и его семьи: Санкт-Петербург, Тобольск, Тюмень, Пермь, Екатеринбург, Алапаевск.

Все это не просто туристские маршруты, а комплексные культурно-познавательные проекты, в которых каждый может найти вариант по своим финансовым возможностям и интересам. Мы не просто приглашаем познакомиться с городами — мы предлагаем совершить путешествие от музея к музею, ознакомившись с историческими особенностями и многообразием культуры местных народов.

И очень важно, что в этот процесс включены региональные и муниципальные учреждения. Это помогает им учиться создавать конкурентный туристский продукт. Они хотят быть востребованными, узнаваемыми, хотят зарабатывать на этом.

В результате получается двойная выгода: как для путешественников, так и для учреждений. Но самый важный момент в том, что, путешествуя по своей стране, мы лучше понимаем духовные ценности населяющих ее народов, исторические и национально-культурные традиции. Так воспитывается дух патриотизма, укрепляется национальное единство.

Внутренний туризм создает условия для формирования гармонично развитой и социально ответственной личности. А это сегодня один из главных показателей в достижении национальных целей развития нашей страны.

Аналитика на тему