нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Цифровое образование: инвестиции в будущее
15 Февраля 2018
11:15
Ключевые выводы
Цифровизация образования неизбежна

"Цифра" в образовании часто рассматривается как выбор — делать или не делать. Это не так. Это неизбежность, к которой мы должны адаптироваться. И адаптировать систему образования, чтобы, как минимум, ее не потерять, а как максимум, ее развить. Что это за неизбежность? Это новые профессии и вымирание старых. Стремительно развивается и становится доступным каждому человеку набор цифровых технологий, часть из которых подрывает, обессмысливает традиционные методики и структуры системы образования, которые сложились часто еще в 17-18 веках. — Кузьминов Ярослав, Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)..

Нужно понять, что такое цифровое образование. Наверное, есть три аспекта. Это управленческие модели — например, облачная бухгалтерия внутри школ или различные платформы. Это и внедрение цифровых технологий в содержания предметов — например, когда на уроке физической культуры используют трекеры, различные технологии, фиксирующие динамику изменений внутри организма. И самое последнее — это действительно уже цифровое мышление. — Ракова Марина, Лидер инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей», Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ).

Проникновение цифровых технологий в российское образование отстает от мировых трендов

Рынок отечественного цифрового образования только начинает становиться. В мире уже потрачено, по разным оценкам, около 200 млрд долларов. К сожалению, самих стартапов в нашей стране не так много, а успешных стартапов на пальцах одной руки можно пересчитать. — Узун Владимир, Президент, Образовательный холдинг «Просвещение».

Российский рынок находится на достаточно ранней стадии. Очень мало серьезных технологических решений в образовании. И, в основном, все проекты крутятся вокруг методик, нежели вокруг цифровых технологий и технологических решений. — Малыч Вадим, Заместитель директора по образовательным проектам, Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ).

Нужно задуматься о базовых вещах. И пока мы их не решим, мы никуда не продвинемся. В Гонконге сейчас проникновение электронных учебников — 50%. Школа у нас не может купить планшеты, потому что госзакупки — это и сложная история, и в школах просто нет бюджета. Поэтому я призываю начинать строительство стратегии цифровизации школьного образования именно с решения самых ключевых вопросов. — Панов Андрей, Партнер, Bain & Company.

Проблемы
Несовременная материально-техническая база образования

Большая проблема, особенно в регионах, — что практически нет подключения к широкополосному интернету. Де-факто школы подключены, но скорость канала не позволяет даже 5 ученикам заниматься онлайн. Нехватка техники. Есть компьютерный класс в школе, но он, как правило, отведен под уроки информатики. А в классах могли бы быть планшеты, которые стоят уже недорого, но этого нет. — Коломоец Иван, Генеральный директор, сооснователь, «Учи.ру».

Нам нужна материально-техническая база для этой цифры. Мы не сможем без нее жить. Вы знаете, что 1-го сентября прошел видеоурок, 10 млн просмотров, "Россия, устремлённая в будущее". Сейчас мы делаем 4 таких урока. Смогли посмотреть 17 тыс. школ, потому что у нас малоскоростной интернет, даже в записи смогли посмотреть не все. — Васильева Ольга, Министр образования и науки Российской Федерации.

Законодательные ограничения в сфере образовательной деятельности

У нас в законодательстве до сих пор существует ограничение на то, что коммерческая организация может заниматься образовательной деятельностью. Это серьезный барьер для того, чтобы большие деньги шли в образование. — Рудик Александр, Президент, ООО «Нова Капитал»; председатель, Общественно-деловой совет при проектном комитете по стратегическому направлению развития «Образование».

Решения
Индивидуализация образования

Во-первых, это раннее выявление талантов, которые сегодня мы охватываем примерно на 7% из ста. Вторая группа — это отстающие. Мы сейчас имеем 25-30% экономически неуспешных людей. Это соответствует уровню Бразилии и Индии — стран, отстающих от нас по образовательному уровню населения. Каждый процент неуспешных на рынке труда — это минус 1% ВВП. — Кузьминов Ярослав, Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)..

Пересмотр госстандартов в школьном образовании

Нам нужно пересмотреть некоторый набор традиционных представлений о том, что вообще в школе инновационно. Надо переосмыслить само понимание госстандартов. И это не вопрос знаний или компетенций. Мы бесконечно их трансформируем, надо остановить это постоянное совершенствование. — Мау Владимир, Ректор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

Развитие механизмов привлечения в образование частных инвестиций

Требуется куда большее вложение инвестиций. На мой взгляд, есть два возможных пути. Первый, традиционный — это перераспределение госрасходов в пользу инновационных проектов. Но если мы все время будем ждать милости от бюджета, то, скорее всего, цифровое образование мы не поднимем точно. Где еще можно найти средства? Я вижу решение в развитии государственно-частного партнерства. И поверьте — и бизнес, и регионы к этому готовы. — Узун Владимир, Президент, Образовательный холдинг «Просвещение».

Исследования влияния цифровизации на детей

Я считаю, что невозможны никакие вложения в цифровое образование без фундаментальных исследований в области когнитивных наук. Невозможно ввести "цифру" в школе, не зная, как она будет влиять на ребенка определённого возраста. Не зная, что происходит в раннем возрасте, потому что именно там закладывается будущая личность. Поэтому, подтверждая, что "цифра" необходима, я говорю следующее: мы должны вкладывать средства в исследования, чтобы действительно продвигаться в этом направлении. — Васильева Ольга, Министр образования и науки Российской Федерации.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС