Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Большие вызовы Десятилетия науки и технологий

Ключевые выводы
Десятилетие науки и технологий в России может стать поворотным в развитии не только страны, но и всего мира

«Наука — это один из структурных элементов глобализационных процессов во всем мире, и вычеркивать науку из этой темы абсолютно невозможно. <…> Без взаимодействия международного для ученых сделать науку на высоком уровне невозможно. Сейчас появляются мнения, разговоры — давайте займемся островной наукой, все сделаем внутри. По моему личному мнению — это неправильно. Наука — это международный процесс. Я уверен, что, конечно же, да, надо поменять векторы, но вычеркнуть каким-то образом российскую науку из международной научной повестки в принципе невозможно» — Мажуга Александр, Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по науке и высшему образованию.

«У нас прошел Год науки и технологий. Мы видим результаты. За этот год интерес к науке вырос в обществе, но задачи Десятилетия, они шире, чем просто популяризация науки. Они связаны с сутевыми изменениями, которые должны кардинальным образом увеличить роль науки в развитии страны и общества, в развитии экономики. В этой же логике Президент России сформулировал цель Десятилетия — кардинальным образом увеличить вклад науки в повышение качества жизни граждан. Задача огромного масштаба, огромной сложности. Надо не только создавать новые знания, но превращать их в востребованные нашими гражданами социально-экономический результат. Это то, что у нас не всегда получалось в нашей стране, но то, чего мы точно должны добиться» — Фурсенко Андрей, Помощник Президента Российской Федерации.

Российская наука сделает ставку на кадры, фундаментальные задачи будут решаться в содружестве с со странами-партнерами

«Нам нужно ставить на большие серьезные задачи, в отличие от того же Китая, у нас есть преимущество — это наша территория. И вот для того, чтобы это все складывалось, мне кажется, нам особый упор нужно сделать на поддержку кадров» — Трубников Григорий, Директор, Объединенный институт ядерных исследований.

«В каждом блоке мы должны опираться прежде всего на внутренние возможности и на технологические платформы, которые мы будем создавать с нашими партнерами, и для этого нам нужно уже сейчас начать разговор о том, как мы будем с нашими партнерами по БРИКС, по ШОС, с другими странами, которые захотят с нами работать, выстраивать большие сетевые проекты. Глубокие проекты, основанные на фундаментальных исследованиях тоже. Это и космос, и новая финансовая система и много-много других проектов. <…> Нам нужно ставить большие задачи, фундаментальные задачи и вместе с партнерами идти на фронтир» — Безруков Андрей, Президент, Ассоциация экспорта технологического суверенитета; профессор кафедры прикладного анализа международных проблем, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России).

«Самый главный момент, чтобы инновации внедрились в производство, мы решили — надо поощрять ученых. Создана новая система поощрения, то есть, во-первых, мы меняли весь процесс финансирования науки, пятилетних проектов у нас нет. Ежемесячно объявляем грантовые конкурсы для ученых и на основе государственного заказа финансируем» — Абдурахмонов Иброхим, Министр инновационного развития Республики Узбекистан.

Проблемы
Стране необходима собственная научная повестка для обеспечения безопасности, независимости и конкурентоспособности

«Мы видим сейчас формирование так называемых технологических блоков — это большой кусок рынка, это валютная зона, это набор ресурсов, это философия развития, модель развития, это, конечно, набор технологий, набор базовых технологий, на которых строится безопасность и независимость этого блока. Два блока понятны сейчас — это англосаксонский блок, включающий Соединенные Штаты, Канаду, Австралию. Второй, конечно, вырисовывается как Китай» — Безруков Андрей, Президент, Ассоциация экспорта технологического суверенитета; профессор кафедры прикладного анализа международных проблем, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России).

«Когда развивалось индустриальное общество, 1920–1930-е годы, тяжелая индустрия, металл, чугун лили, машиностроение, тогда доля НИОКР [научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. — Ред.], интеллекта, была не более 5%, все остальное — цена материала и энергии. Далее появились полупроводники — и доля стала 30%. А сегодня, переходя через нанотехнологии к тому, что мы называем природоподобием, доля НИОКР становится 90–95%. <…> Уклад, в который мы уже вступили, сублимированный интеллект, роль науки, это надо оценить — это просто одна наука. Нужна собственная научная повестка, и у нас тонкая задача» — Ковальчук Михаил, Президент, Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».

Для получения экономического эффекта от внедрения идей науке необходим квалифицированный заказчик

«Сейчас новые качества и новая парадигма заключается даже не в том, что нас прижало санкциями, а в том, что у нас уникальная ситуация избытка финансовых ресурсов. Десятки триллионов рублей, но тут тоже большой вызов. Тут государство должно выступить квалифицированным заказчиком и снять барьеры» — Трубников Григорий, Директор, Объединенный институт ядерных исследований.

«Глобальные тренды во всем создает только государство — самый крупный и самый большой заказчик» — Ковальчук Михаил, Президент, Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».

«Сейчас роль квалифицированного заказчика, который будет отвечать за то, что он потом масштабирует и коммерциализирует технологию, она сейчас становится главенствующей. <…> У нас сейчас денег в экономике гигантское количество. На счетах компаний, на депозитах, кажется, 26 трлн рублей или еще больше — эти деньги, которые как раз должны бы пойти в создание производств» — Чернышенко Дмитрий, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

Решения
Для создания отечественных технологий необходимо выстраивать цепочки от разработки идей до их масштабирования и реализации

«Текущая ситуация диктует нам, конечно же, мы должны говорить о разработке и создании отечественных технологий — авиации, судостроения, космоса, качественных хороших лекарств, экономики замкнутого цикла, понятно, климатической повестки. Нужно планирование, и тут нашим ученым важно, чтобы государство поставило задачу, что конкретно сейчас нужно для страны» — Мажуга Александр, Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по науке и высшему образованию.

«Сейчас создали систему, и она уже в августе в промышленную эксплуатацию пойдет — это развитие ЕГИСУ НИОКТР и еще нескольких информационных систем, которые обеспечивают сквозную прослеживаемость всех акторов рынка, научных коллективов, до человека, до темы и самое главное — связь всей цепочки до тех, кто масштабирует и потом коммерциализирует на рынке. Наконец этих якорных заказчиков можно обеспечить так, что будет конкуренция на создание технологии для них, и они будут выбирать» — Чернышенко Дмитрий, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

В ближайшие 10–20 лет необходимо выстроить собственное технологическое научное пространство, иначе ни о какой конкуренции не может идти речи

«Мы многие последние годы живем в чужой повестке, навязанной нам. Мы разобрались, что эта повестка преследовала одну цель — нас развалить. Хорошо, что мы сейчас это осознали. При этом определенные плюсы были — мы сохранили научные кадры, второй плюс — мы в общем провели модернизацию, грубо говоря, мы в науке научились делать евроремонт. Третье — мы их поставили на свои задачи так или иначе. <…> Сейчас мы должны свое место в мире занять, опираясь на свою глубинную корневую науку» — Ковальчук Михаил, Президент, Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».

«Перед нами встает вопрос выстраивания нашего собственного технологического, научного пространства. Естественно, что с той критической массой мы не можем формировать, мы можем быть участниками, мы можем быть инициаторами, лидерами этого блока, но нам нужны партнеры, нам нужны крупные партнеры, с которыми мы можем выстаивать наше технологическое, научное и экономическое пространство на будущее, на следующий технологический цикл. Кто может быть этими партнерами? Думаю, Индия, вполне возможно — Япония, Западная Европа, когда одумается и наконец встряхнется от того, что происходит, возможно — юго-восточная Азия, но если мы эту задачу не решим — формирование научного технологического пространства — в ближайшие 10–20 лет, то нам будет очень сложно конкурировать. У нас не будет этого рынка. Отсюда огромное значение научной технологической дипломатии» — Безруков Андрей, Президент, Ассоциация экспорта технологического суверенитета; профессор кафедры прикладного анализа международных проблем, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России).

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС