Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 173 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 78 странах мира, со 179 российскими общественными организациями, федеральными органами исполнительной и законодательной власти, субъектами Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Большие вызовы Десятилетия науки и технологий
17 июня 2022
12:00—13:15
Ключевые выводы
Десятилетие науки и технологий в России может стать поворотным в развитии не только страны, но и всего мира

«Наука — это один из структурных элементов глобализационных процессов во всем мире, и вычеркивать науку из этой темы абсолютно невозможно. <…> Без взаимодействия международного для ученых сделать науку на высоком уровне невозможно. Сейчас появляются мнения, разговоры — давайте займемся островной наукой, все сделаем внутри. По моему личному мнению — это неправильно. Наука — это международный процесс. Я уверен, что, конечно же, да, надо поменять векторы, но вычеркнуть каким-то образом российскую науку из международной научной повестки в принципе невозможно» — Мажуга Александр, Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по науке и высшему образованию.

«У нас прошел Год науки и технологий. Мы видим результаты. За этот год интерес к науке вырос в обществе, но задачи Десятилетия, они шире, чем просто популяризация науки. Они связаны с сутевыми изменениями, которые должны кардинальным образом увеличить роль науки в развитии страны и общества, в развитии экономики. В этой же логике Президент России сформулировал цель Десятилетия — кардинальным образом увеличить вклад науки в повышение качества жизни граждан. Задача огромного масштаба, огромной сложности. Надо не только создавать новые знания, но превращать их в востребованные нашими гражданами социально-экономический результат. Это то, что у нас не всегда получалось в нашей стране, но то, чего мы точно должны добиться» — Фурсенко Андрей, Помощник Президента Российской Федерации.

Российская наука сделает ставку на кадры, фундаментальные задачи будут решаться в содружестве с со странами-партнерами

«Нам нужно ставить на большие серьезные задачи, в отличие от того же Китая, у нас есть преимущество — это наша территория. И вот для того, чтобы это все складывалось, мне кажется, нам особый упор нужно сделать на поддержку кадров» — Трубников Григорий, Директор, Объединенный институт ядерных исследований.

«В каждом блоке мы должны опираться прежде всего на внутренние возможности и на технологические платформы, которые мы будем создавать с нашими партнерами, и для этого нам нужно уже сейчас начать разговор о том, как мы будем с нашими партнерами по БРИКС, по ШОС, с другими странами, которые захотят с нами работать, выстраивать большие сетевые проекты. Глубокие проекты, основанные на фундаментальных исследованиях тоже. Это и космос, и новая финансовая система и много-много других проектов. <…> Нам нужно ставить большие задачи, фундаментальные задачи и вместе с партнерами идти на фронтир» — Безруков Андрей, Президент, Ассоциация экспорта технологического суверенитета; профессор кафедры прикладного анализа международных проблем, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России).

«Самый главный момент, чтобы инновации внедрились в производство, мы решили — надо поощрять ученых. Создана новая система поощрения, то есть, во-первых, мы меняли весь процесс финансирования науки, пятилетних проектов у нас нет. Ежемесячно объявляем грантовые конкурсы для ученых и на основе государственного заказа финансируем» — Абдурахмонов Иброхим, Министр инновационного развития Республики Узбекистан.

Проблемы
Стране необходима собственная научная повестка для обеспечения безопасности, независимости и конкурентоспособности

«Мы видим сейчас формирование так называемых технологических блоков — это большой кусок рынка, это валютная зона, это набор ресурсов, это философия развития, модель развития, это, конечно, набор технологий, набор базовых технологий, на которых строится безопасность и независимость этого блока. Два блока понятны сейчас — это англосаксонский блок, включающий Соединенные Штаты, Канаду, Австралию. Второй, конечно, вырисовывается как Китай» — Безруков Андрей, Президент, Ассоциация экспорта технологического суверенитета; профессор кафедры прикладного анализа международных проблем, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России).

«Когда развивалось индустриальное общество, 1920–1930-е годы, тяжелая индустрия, металл, чугун лили, машиностроение, тогда доля НИОКР [научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. — Ред.], интеллекта, была не более 5%, все остальное — цена материала и энергии. Далее появились полупроводники — и доля стала 30%. А сегодня, переходя через нанотехнологии к тому, что мы называем природоподобием, доля НИОКР становится 90–95%. <…> Уклад, в который мы уже вступили, сублимированный интеллект, роль науки, это надо оценить — это просто одна наука. Нужна собственная научная повестка, и у нас тонкая задача» — Ковальчук Михаил, Президент, Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».

Для получения экономического эффекта от внедрения идей науке необходим квалифицированный заказчик

«Сейчас новые качества и новая парадигма заключается даже не в том, что нас прижало санкциями, а в том, что у нас уникальная ситуация избытка финансовых ресурсов. Десятки триллионов рублей, но тут тоже большой вызов. Тут государство должно выступить квалифицированным заказчиком и снять барьеры» — Трубников Григорий, Директор, Объединенный институт ядерных исследований.

«Глобальные тренды во всем создает только государство — самый крупный и самый большой заказчик» — Ковальчук Михаил, Президент, Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».

«Сейчас роль квалифицированного заказчика, который будет отвечать за то, что он потом масштабирует и коммерциализирует технологию, она сейчас становится главенствующей. <…> У нас сейчас денег в экономике гигантское количество. На счетах компаний, на депозитах, кажется, 26 трлн рублей или еще больше — эти деньги, которые как раз должны бы пойти в создание производств» — Чернышенко Дмитрий, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

Решения
Для создания отечественных технологий необходимо выстраивать цепочки от разработки идей до их масштабирования и реализации

«Текущая ситуация диктует нам, конечно же, мы должны говорить о разработке и создании отечественных технологий — авиации, судостроения, космоса, качественных хороших лекарств, экономики замкнутого цикла, понятно, климатической повестки. Нужно планирование, и тут нашим ученым важно, чтобы государство поставило задачу, что конкретно сейчас нужно для страны» — Мажуга Александр, Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по науке и высшему образованию.

«Сейчас создали систему, и она уже в августе в промышленную эксплуатацию пойдет — это развитие ЕГИСУ НИОКТР и еще нескольких информационных систем, которые обеспечивают сквозную прослеживаемость всех акторов рынка, научных коллективов, до человека, до темы и самое главное — связь всей цепочки до тех, кто масштабирует и потом коммерциализирует на рынке. Наконец этих якорных заказчиков можно обеспечить так, что будет конкуренция на создание технологии для них, и они будут выбирать» — Чернышенко Дмитрий, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

В ближайшие 10–20 лет необходимо выстроить собственное технологическое научное пространство, иначе ни о какой конкуренции не может идти речи

«Мы многие последние годы живем в чужой повестке, навязанной нам. Мы разобрались, что эта повестка преследовала одну цель — нас развалить. Хорошо, что мы сейчас это осознали. При этом определенные плюсы были — мы сохранили научные кадры, второй плюс — мы в общем провели модернизацию, грубо говоря, мы в науке научились делать евроремонт. Третье — мы их поставили на свои задачи так или иначе. <…> Сейчас мы должны свое место в мире занять, опираясь на свою глубинную корневую науку» — Ковальчук Михаил, Президент, Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».

«Перед нами встает вопрос выстраивания нашего собственного технологического, научного пространства. Естественно, что с той критической массой мы не можем формировать, мы можем быть участниками, мы можем быть инициаторами, лидерами этого блока, но нам нужны партнеры, нам нужны крупные партнеры, с которыми мы можем выстаивать наше технологическое, научное и экономическое пространство на будущее, на следующий технологический цикл. Кто может быть этими партнерами? Думаю, Индия, вполне возможно — Япония, Западная Европа, когда одумается и наконец встряхнется от того, что происходит, возможно — юго-восточная Азия, но если мы эту задачу не решим — формирование научного технологического пространства — в ближайшие 10–20 лет, то нам будет очень сложно конкурировать. У нас не будет этого рынка. Отсюда огромное значение научной технологической дипломатии» — Безруков Андрей, Президент, Ассоциация экспорта технологического суверенитета; профессор кафедры прикладного анализа международных проблем, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России).

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС