нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Made in. Важность репутации страны на мировом продовольственном рынке
6 Июня 2019
15:00—16:15
Ключевые выводы
Перед Россией стоит задача увеличения экспорта сельхозпродукции

Задача, которую поставил президент, очень амбициозная. 45 млрд долларов сельхозэкспорта — это, по сути, высшая лига. Это первый уровень игроков. Я напомню, что лидеры этого рынка — американцы и ЕС. В Штатах баланс примерно нейтральный — 150-160 млрд долларов в обе стороны. 45 млрд долларов — это, фактически, одна треть от их показателя экспорта — Левин Сергей, Заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации .

Перед нами стоит огромная задача, мне кажется, очень амбициозно выглядящая, потому что у нас федеральный проект “Экспорт продукции АПК” предусматривает, что к 2024 году экспорт продовольствия должен составлять 45 млрд долларов. При том что в базовом периоде в 2017 году это было 21,6 млрд долларов. То есть мы говорим о том, что увеличение должно составить более чем два раза — Воронина Анфиса, Редакционный директор коммерческих проектов, «Ведомости».

Для экспорта важна репутация страны

Когда вы говорите “итальянский или французский сыр”, у вас в голове сразу возникает собирательный образ, даже вкус и запах этого сыра, который устойчиво ассоциируется с качественной, вкусной и прочей продукцией. Это репутация страны как производителя того или иного товара и поставщика этого товара на мировой рынок — Левин Сергей, Заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации .

Страновая репутация и восприятие страны будут крайне важны для российских предприятий для выхода на другие страны — Даниленко Андрей, Руководитель комитета по агропромышленной политике, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия».

Мне кажется, что о репутации вспоминают тогда, когда что-то не то либо со страной, либо с продуктом. Как правило, международные компании в основном ощущают на себе эту тему репутации, когда происходят какие-то бойкоты. <…> Продукт прекрасен, но что-то не то со страной происхождения. Мы на себе испытали это в 2014 году — Бахтина Ирина, Вице-президент по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям Unilever в России, Украине, Беларуси, Турции, Израиле, странах Ближнего Востока, Центральной Азии и Африки и повышению квалификации глобального отдела устойчивого развития бизнеса и корпоративных отношений, Unilever.

Репутация связана прежде всего с брендом. То есть это то, чем ты хочешь гордиться, то, чем ты хочешь быть знаменит. То, что первое люди вспоминают, когда говорят про тебя. В данном случае про продовольствие из России — Щапов Валерий, Президент, ООО «Марс».

Проблемы
Неосведомленность зарубежной аудитории о российских брендах

У нас в России есть свои устоявшиеся и воспринимаемые нашей аудиторией бренды, в том числе региональные. Тульский пряник знают все, башкирский мед знают все, адыгейский сыр. <…> Их никто не знает на мировых рынках — Левин Сергей, Заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации .

Мы научились производить качественную продукцию, но мы далеки еще от умения правильно рассказывать о том, что мы умеем — Даниленко Андрей, Руководитель комитета по агропромышленной политике, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия».

Наша проблема заключается не в том, что у нас есть какой-то бренд, который не очень хороший и нам надо его поправить, а заключается в том, что нашу продукцию за рубежом вообще мало знают — Слепнев Андрей, Генеральный директор, АО «Российский экспортный центр».

Вопрос импортозамещения мы решили, мы сегодня себя сами обеспечиваем, но при этом производим очень качественный продукт. Об этом никто не знает — Михайлов Сергей, Генеральный директор, председатель правления, ПАО «Группа Черкизово» .

Неразвитость логистики и сложность оформления разрешительной документации

Я считаю, у нас серьезный вопрос с логистикой, себестоимостью логистики и вообще выстраиванием логистики движения наших товаров. У нас есть серьезные вопросы с разрешительной документацией — Даниленко Андрей, Руководитель комитета по агропромышленной политике, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия».

Логистика съедает большую часть того, что мы хотели на этом экспорте заработать. <…> Сегодня транспортные субсидии у нас почему-то работают только по “пищевке” на Восток. <…> Плюс, конечно, регуляторика, потому что по времени в 3 – 6 раз порой у нас дольше занимает оформление фитосанитарной и ветеринарной продукции на экспорт — Бахтина Ирина, Вице-президент по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям Unilever в России, Украине, Беларуси, Турции, Израиле, странах Ближнего Востока, Центральной Азии и Африки и повышению квалификации глобального отдела устойчивого развития бизнеса и корпоративных отношений, Unilever.

Решения
Расширение списка экспортируемых товаров

Задача, поставленная Президентом, обязывает нас провести коренную трансформацию сельхозпроизводства и начать производить новую продукцию, которая более востребована на мировых товарных рынках и которую мы пока еще не поставляли. <…> До 2024 года предусмотрено в бюджете 406 млрд рублей. Это большие средства. И большая их часть идет на создание новых экспортно ориентированных производств — Левин Сергей, Заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации .

Формирование образа России как поставщика качественных продуктов

Если мы хотим прийти на рынок B2C, массового сегмента обработанной продукции, нам необходимо работать над тем, чтобы у зарубежного потребителя в голове [было] восприятие образа России как поставщика, производителя экологически чистой и высококачественной здоровой продукции — Левин Сергей, Заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации .

Сейчас, если спросить экономическое сообщество, что такое Россия, это слабый рубль, недорогая рабочая сила, дешевые энергоресурсы. Чего мы хотим? Мы хотим, чтобы Россия воспринималась как страна-производитель с высокотехнологичным потенциалом, с глубокими научными разработками, с очень большой натуральной сырьевой базой — Щапов Валерий, Президент, ООО «Марс».

Продвижение брендов

Безусловно, [нужен] фокус на наиболее эффективных товарных группах. <…> Совершенно очевидные отрасли есть уже и сейчас. Это, безусловно, наша кондитерка, мороженое в первую очередь; это, безусловно, мясная группа. Есть и другие — Левин Сергей, Заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации .

Должен быть комплексный подход. Это развитие бренда страны как такового и, наверное, больше все-таки развитие категорий. Опыт продаж в Китае показал, что страновые павильоны неэффективны — Лебедев Сергей, Директор по связям с государственными органами, Alibaba Россия .

Совместная работа государства и бизнеса над улучшением репутации страны

Это [создание репутации, — Ред.] должно быть частно-государственным партнерством, это не может быть ролью исключительно государства. Это должен быть бизнес, заинтересованный, который должен работать с государством на эту тему. Но должны быть и определенные позиции государства — Даниленко Андрей, Руководитель комитета по агропромышленной политике, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия».

Что касается государства, то, я думаю [оно должно, — Ред.] поддерживать предпринимательство и упрощать все возможные процедуры. Потому что проверки бесконечные — Ляско Михаил, Генеральный директор, ООО «Арла Фудс».

Малому и среднему бизнесу российскому зачастую не хватает пассионарности, не хватает большей активности — Лебедев Сергей, Директор по связям с государственными органами, Alibaba Россия .

Учет специфики стран-импортеров

И давайте не забывать еще одну вещь: каждая страна мира имеет разные предпочтения потребителя. Поэтому мы еще должны с вами ориентироваться и на каждую страну. То, что будет интересно в Японии, будет совершенно другое восприятие в Китае и совершенно третье на Ближнем Востоке. Возможно, одного и того же продукта — Даниленко Андрей, Руководитель комитета по агропромышленной политике, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия».

Если мы говорим про азиатские рынки, они совершенно по-другому воспринимают упаковку, у них другие вкусовые предпочтения, требуется другая рецептура, совсем другая механика по продвижению. Нам, конечно, стоит здесь, прежде всего, самообразованием заняться и выдвинуть тот бренд, который будет работать — Слепнев Андрей, Генеральный директор, АО «Российский экспортный центр».

Инвестиции в устойчивое развитие

Для потребителя, особенно в развитых странах, сейчас очень важно, кто произвел, это социально ответственная компания или безответственная компания. Очень многие делают на этом этапе еще один выбор. Как это произвели? То есть является ли этот производитель достаточно ответственным с точки зрения устойчивого развития, инвестирует ли он в то, чтобы наша планета была завтра лучше, чем сегодня. <…> Кто инвестирует в устойчивое развитие сегодня, будет победителем завтра — Щапов Валерий, Президент, ООО «Марс».

Внедрение инноваций и обучение сотрудников

Что мы можем посоветовать российским производителям, чтобы потеснить нас [транснациональные корпорации, — Ред.] на мировых рынках? Первое — это инвестировать в современное производство. <…> Второе — это инвестиции в научно-технический потенциал. И третье — это, наверное, развитие сотрудников — Щапов Валерий, Президент, ООО «Марс».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС