Тема инструментов развития территорий очень широкая, однако модератор, Артем Аветисян, директор направления «Новый бизнес» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) и председатель НП «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса», сконцентрировал разговор на преференциальных режимах и условиях привлечения внешних для региона инвесторов. Можно выделить два разных взгляда на этот вопрос. Один из них выражают представители федеральной власти и крупные корпорации. Первые заинтересованы в развитии и росте экономики страны, а вторые стремятся решить задачи своего развития максимально экономно выгодно вложив деньги. В этом смысле естественным кажется, что закон о создании территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и особых экономических зон (ОЭЗ) был инициативой именно Правительства и крупных корпораций. Поскольку он позволяет вовлекать региональный потенциал для решения указанных выше задач. Другой взгляд на вопрос лучше всего выразил Михаил Ведерников, губернатор Псковской области, сказав, что регион предоставляет свои преференции, свои территории, может ждать, пока начнутся поступления налогов от построенного производства. Но можно выбрать путь более быстрых и значимых воздействий от привлекаемых инвестиций на экономику региона, которые обеспечат улучшение условий в регионе. Так, в Псковской области вместе с ГК «Титан» панируется создание ОЭЗ. Инвестиции на подготовку, строительство и запуск площадки составят 13 млрд рублей. Основного застройщика выбрал ГК «Титан», поскольку он может обеспечить требуемое качество для высокотехнологичного производства. Но дополнительно было решено около 7 млрд рублей инвестиций реализовать через региональных подрядчиков, передав на аутсорсинг все второстепенные виды деятельности. Это именно те меры, которые позволят региону получить выгоды от инвестиций уже на стадии вложения.
Разнообразие региональных социально-экономических условий России и особенность инвестиционного процесса, устроенного на «кампанейском» принципе (кампания по строительству бизнес-инкубаторов, технопарков, кластеров, особых экономических зон и т. п.), привели к тому, что сейчас в России представлено свыше 500 инструментов развития территорий. При этом в основе всех этих инструментов лежит принцип преференций, который получил распространение во всем мире. Разнообразие подобных режимов в России начинает превращаться в некоторый барьер, поскольку уже никто не может разобраться в различиях между ними. Ни эксперты, ни инвесторы уже не в состоянии собрать, изучить и осознать всю информацию, которая нужна, чтобы успешно сориентироваться в этом пространстве. С другой стороны, это разнообразие преференциальных режимов часто становится конкурентным преимуществом региона. Пытаясь привлечь инвесторов, глава региона может обеспечивать максимальные преференции, за что инвестор приносит региону проект, технологии, деньги и возможности развития. Можно сказать, что наличие у губернатора широкого арсенала инструментов преференций это элемент конкурентного преимущества региона.
Инвесторы по-разному относятся к такому многообразию преференций, что связано с их стратегией поведения. Для одних инвесторов, ориентированных на прибыльность, может быть безразлично, где будут воплощены их инвестиции. И для таких инвесторов разнообразие преференций в регионах будет элементом торга, и другие инвесторы, желающие расширить бизнес через полноценную производственную кооперацию и завоевать конкретный рынок, имеют гораздо больше стимулов и мотивов разобраться в сложностях инструментов. Для вторых изначальным условием является выход в какой-то конкретный регион или на определенный рынок, а не максимизация прибыли от вложений. Соответственно, первая группа инвесторов положительно будет оценивать разнообразие преференций, а вторая будет испытывать затруднения.
Тем не менее мнение многих участников дискуссии совпало относительно того, что первоочередную важность для инвестора имеет сохранение правил игры на весь оговоренный и согласованный срок реализации инвестиций. Другие важнейшие требования возможность получить все инфраструктурные условия и личная вовлеченность руководителей региона и управленческой команды, которая выражается в мотивации «снимать» острые вопросы. Взаимодействие может быть направлено на снятие инфраструктурных ограничений (газо-, тепло-, электро- и водоснабжение), привлечение поставщиков, подбор резидентов для нужд реализации и эксплуатации проекта, обеспечение доступа к рынкам сбыта. Предлагаемые в России инструменты территорий с особыми условиями, такие как территории опережающего развития (ТОР), ТОСЭР и ОЭЗ, представляют возможности таких коробочных решений, когда инвестор получает абсолютно готовый продукт. Однако следует понимать, что такой продукт более интересен инвесторам первого типа.
В отношении привлечения иностранных инвесторов прозвучал ряд интересных мнений, которые абсолютно соотносятся с позицией России. Витторио Торрембини, вице-президент Ассоциации итальянских предпринимателей в России (GIM Unimpresa), сказал, что европейским инвесторам исключительно интересна Россия, однако важнейшим ограничением выступает высокая несамостоятельность европейской внешней политики. И в качестве решения этого ограничения можно привести мнение Сергея Кравченко, президента Boeing Russia/CIS, что большая взаимозависимость международных партнеров это очень хороший демпфер в сложных политических ситуациях. То есть множество и полнота экономических связей между странами это важное условие для сглаживания политических кризисов. Так, в 20142016 гг., в очень непростой период российско-американских отношений, компания Boeing и ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» смогли запустить крупнейшие производства титановых элементов, которые управляются на принципе равноправного партнерства. Именно соблюдение со стороны российских партнеров всех заявленных условий, отсутствие манипуляционных решений со стороны властей утвердили Россию в роли исключительно надежного партнера. Это доверие привело к тому, что именно Россия стала основным поставщиком титановых изделий на два новейших типа самолетов марки Boeing.
Другой подход к проблеме конкурентоспособности различных регионов по привлечению инвесторов предложил Александр Гусев, губернатор Воронежской области. Ключевым является не расширение и усиление градуса преференций, а специализация деятельности региона. В частности, в Воронежской области решили сконцентрироваться на сфере радиоэлектроники, это, по мнению губернатора, позволит предотвратить «инвестиционный каннибализм». Опасность этого явления заключается в том, что быть единственным сильным регионом в окружении слабых и депрессивных неустойчивое состояние, которое не способствует выживанию. Гораздо более перспективно усиливаться сообща.
Склонность к преференциям может иметь и другие негативные последствия, когда компании могут превращаться в «наркоманов», попадая в зависимость от преференций, как отметил Витторио Торрембини. Испытывать эйфорию на стадии поддержки и тяжелую депрессию в момент ее завершения. Такое развитие событий свидетельствует от том, что компания имеет плохой бизнес-план. Важнейший фактор, который позволит избежать «зависимости», это умение фирмы получать прибыль вне зависимости от субсидий.
В этом отношении большое значение имеет совершенствование условий для малого и среднего бизнеса (МСБ). Ключевым является неприемлемый размер ставок по кредитам, которые особенно высоки для МСБ, строительных организаций, высокорисковых инновационных предприятий. Все это ведет к ухудшению бизнес-кейсов, когда компания ни при каких условиях не может оказаться прибыльной и имеет риск превратиться в преференционного «наркомана». А это значит превращение в зависимую компанию с очень неустойчивой рыночной позицией. Анатолий Артамонов, губернатор Калужской области, обратил внимание, что сколько ни перезагружайся, но высокие процентные ставки будут снижать конкурентность нашего бизнеса.
История формирования преференциальных режимов в России показывает, что каждый конкретный инструмент, несомненно, давал импульсы развития отдельным территориям, однако для других территорий России он оказывался несущественным из-за местных особенностей. Сейчас происходит процесс переосмысления всего накопленного инструментария преференциальных режимов. Логичным эволюционным шагом является упорядочение этого многообразия и упаковка его в новый инструмент. Его отличительной особенностью является гибкость применения в зависимости от различия регионов, характера проекта, объема инвестиций и сроков реализации. При этом Вадим Живулин, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, отметил, что все достигнутые ранее договоренности по уже реализуемым проектам сохранятся.
В свою очередь Сергей Тырцев, первый заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, подчеркнул, что для исключительных территорий необходимы экстраординарные меры для обеспечения развития. Инструментарий, применяемый в Центральной России, не может быть действенным на Дальнем Востоке вследствие исключительной инфраструктурной необеспеченности и малой населенности территории.
Однако помимо выработки нового инструмента следует направить усилия на согласование нацпроектов и других существующих программ развития, это позволит и учесть региональную специфику при реализации инвестиций, и обеспечить улучшение условий экономической деятельности в регионах в ближайшее время.
Автор:
Наталья Андреевна Рослякова, кандидат экономических наук, младший научный сотрудник Института проблем региональной экономики Российской академии наук
Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.