Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Теплая встреча: возможности великих туристических открытий в Арктике
10 Апреля 2019
09:00—10:30
Ключевые выводы
Арктический туризм в России имеет большой потенциал для развития

Спрос на Арктику в мире с каждым годом увеличивается. Россия, к сожалению, остается в стороне от этого туристического бума. Арктическую зону РФ в прошлом году посетило около 4000 человек. <...> Ту же норвежскую часть Шпицбергена посещает более 120 тыс. туристов в год — Догузова Зарина, Руководитель, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).

Ростуризм в прошлом году провел опрос, согласно которому 73% респондентов, а это были представители различных стран, отметили, что они хотели бы совершить круиз по Северному морскому пути — Пегин Николай, Генеральный директор, АО «Корпорация развития Камчатского края».

В чем привлекательность российской Арктики — можно сочетать экологический туризм в экопарках с посещением мест исторического культурного наследия — Зворыкина Юлия, Директор, АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка».

Среднестатистический турист — человек со средствами, который готов покупать этот продукт. Арктика крайне привлекательна, нужно только научиться использовать ее потенциал — Солхейм Инге, Норвежский путешественник, эксперт по полярным регионам.

Проблемы
Неразвитость инфраструктуры в регионе

Вопрос инфраструктуры — хороший и правильно поставленный. <...> Самые привлекательные для туризма места находятся в зоне с непостоянной транспортной доступностью — Зворыкина Юлия, Директор, АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка».

Просторы у нас необъятные, и главная проблема в развитии туризма — это инфраструктура дорожная и транспортная. Красот у нас много, но добраться до них или очень трудно, или невозможно — Пивненко Валентина, Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

Высокая стоимость туров

Все, что связано с морем, — это очень дорого. Среднестатистический гражданин РФ не сможет приехать на территорию парка никогда. Доля граждан России среди общего потока туристов составляет в среднем 5%. <...> Если мы будем развивать авиатуры в Арктику, то сможем снизить стоимость путешествий. Сейчас же начальная цена билета на Землю Франца-Иосифа начинается от 600 тыс. рублей — Кирилов Александр, Директор, ФГБУ «Национальный парк „Русская Арктика“».

Жители России Арктики практически не знают. Она интересна для тех, кто живет в средней полосе, она интересна для южан, но требуются немалые средства, чтобы полететь в тот же Мурманск или Петропавловск-Камчатский — Пивненко Валентина, Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

Жесткие природоохранные ограничения

В Арктике оформлено более 1000 особо охраняемых природных территорий, на которых ограничена хозяйственная деятельность. <...> Если есть привлекательные для туристических объектов места, то разместить их на этих территориях невозможно. Так что требуется дополнительная проработка этих механизмов — Зворыкина Юлия, Директор, АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка».

Недостаточная заинтересованность местных властей в развитии туризма

Важной проблемой является сохранение регионального и локального характера туризма. <... > Значительная часть дохода от него идет на прибыль туристических компаний и уплату налогов. А местное население не получает никакой выгоды от посещения туристов. Очень мало средств поступает именно в местные и региональные бюджеты — Солхейм Инге, Норвежский путешественник, эксперт по полярным регионам.

Решения
Создание стимулов для инвесторов и местных властей развивать туризм

Работа с инвесторами, создание благоприятного инвестиционного климата <...> нужно смотреть, какие налоговые преференции могут быть для того социально ответственного бизнеса, который будет готов инвестировать в туризм наряду с государством — Догузова Зарина, Руководитель, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм).

Следует изучить опыт работы Якутии, которая на региональном уровне обеспечила налоговые льготы, чтобы поддерживать предпринимательство. А предпринимательство в сфере туризма может быть тем драйвером, который оживит территории Арктики — Пивненко Валентина, Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

Гигантоманией заниматься не надо, надо решить вопросы поддержки местных органов власти, которые непосредственно и принимают туристов, которые создают вместе с региональными правительствами туристские центры с возможностями для семейного или для сельского туризма. Это <...> обеспечит, в том числе, и занятость местного населения — Пивненко Валентина, Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

Создание новых трансграничных и межрегиональных маршрутов

Чтобы сделать [туристические — Ред.] маршруты окупаемыми, необходимо сделать их трансграничными. Норвегия, Швеция, Финляндия имеют трансграничные маршруты — экономическая эффективность туризма от них повышается — Зворыкина Юлия, Директор, АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка».

Арктика будет развиваться прорывным образом, если включить процесс межрегионального сотрудничества, когда туристические продукты формируются на базе двух-трех регионов. Камчатка как территория входа могла бы оказаться максимально интересной — Пегин Николай, Генеральный директор, АО «Корпорация развития Камчатского края».

С прошлого года у нас действует рабочая группа, деятельность которой направлена на развитие арктического туризма. В эту группу вошли представители правительств всех арктических регионов и ряда трансграничных, потому что мы тоже видим необходимость трансграничных маршрутов. Многие регионы, не относящиеся к арктической зоне, но находящиеся в географическом соприкосновении с ней, являются воротами в Арктику — Тихомиров Алексей, Заместитель исполнительного директора, ВОО «Русское географическое общество».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС