Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными органами исполнительной и законодательной власти, субъектами Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Экспертное мнение
16.01.2024

Цивилизационный подход в модели многополярного мира: роль диалога культур

Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ПМЭФ-2023 «Диалоги культур в эпоху глобальных изменений».

Введение
Экспертная сессия Санкт-Петербургского международного экономического форума 2023 года «Диалоги культур в эпоху глобальных изменений» [1] затронула важнейшую проблему глобального кризиса современности сквозь призму межкультурного диалога, или, точнее, диалогов различных культур. Ключевой задачей сессии, великолепно смодерированной заместителем главного редактора МИА «Россия сегодня» Натальей Лосевой, стал поиск ответов на ряд непростых, но чрезвычайно важных вопросов о том, как может в современных условиях осуществляться международный диалог, если не в политической и экономической, но в его культурной составляющей, где «культура становится связующим мостом в построении международных и межнациональных отношений», какие формы диалога наиболее эффективны и какова сегодня роль культуры в формировании и развитии более осознанного общества и, в целом, экономической успешности нации [1].

Роль диалога культур в становлении цивилизационного подхода в модели многополярного мира
Концепт «диалог культур», положенный организаторами в основу предмета дискуссии, введенный в научный и практический оборот автором теории диалога культур М.М. Бахтиным и В.С. Библером [2], основателями философского учения о непрекращающемся взаимодействии и преемственности культур через «диалогическое проникновение» [3, с.59], и на протяжении многих лет являвшийся темой научных исследований многих выдающихся ученых, среди которых К. Леви-Стросс, Л.Н. Гумилев, Н.С. Трубецкой, М Хайдеггер и др., сегодня как никогда ранее актуален. «Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже...Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом..., между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур... При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, но они взаимно обогащаются» [3, с.335]. Согласно концепции Бахтина, взаимодействие между разными культурами неотвратимо, но диалог как акт взаимопонимания — базовая основа «сложного единства всего человечества» [3, с.390] возможен только на условиях признания участниками диалога равенства культур, взаимного уважения и имманентного права каждой культуры на индивидуальные черты. Ключевым постулатом теоретической концепции является то, что потребность в диалоге культур обостряется в переломных моментах для истории и развития общества. Это характеризует его, с одной стороны, как уникальный в своих исторических и духовных особенностях процесс, а, с другой стороны, как универсальный процесс в горизонте всего периода развития человечества.

Уникальность текущего этапа обусловлена глобальной нестабильностью, сломом устоявшегося миропорядка, во многом обусловленного недооценкой так называемого «цивилизационного» фактора развития, игнорированием принципиальных противоречий, обусловленных вариативностью цивилизационно-ценностной картины мира [4], приведшими к началу исторического перехода от возможного однополярного мироустройства к многополярному. В модели многополярного мира [5] центры принятия глобальных решений формируются не на базе отдельных стран, а внутри цивилизаций — «коллективных общностей, объединенных причастностью к одинаковой духовной, исторической, культурной, ментальной и символической традиции, ... члены которой осознают близость друг к другу, независимо от национальной, классовой, политической и идеологической принадлежности» [5, с.103]. Для каждой цивилизации характерен свой уникальный тип и своя внутренняя структура, обусловленная длительной эволюцией этноса в определенных условиях внешнего окружения, природной среды обитания и складывающихся форм хозяйствования, сформировавшимися на этой основе историческими традициями и культурными нарративами. С позиции цивилизационного подхода культура рассматривается если не как синоним, то, как минимум, как духовное наполнение цивилизации.

Современный этап диалога культур западной и евразийской цивилизаций (Н.Я. Данилевский трактовал ее как славянскую [6], О. Шпенглер как русско-сибирскую [7], не отдельных стран, а Дж.Тойнби и С.Хантингтон как православную [8, 9]) характеризуется глубоким кризисом, приостановлен на уровне государств и осуществляется сейчас по большей части только на уровне людей, но, поскольку этот процесс, по своей сути, потенциально бесконечен и основан на имманентном человеку стремлении к творческому развитию, то все более актуальным становится вопрос смены вектора диалога в сторону других цивилизаций, ранее не находившихся в фокусе внимания, но претендующих на роли новых полюсов в меняющейся модели мирового устройства. В частности, на исламскую, китайскую, индуистскую, латиноамериканскую, формирующуюся африканскую, иные цивилизации [3, c. 103-117]. «Диалог культур», таким образом, может трансформироваться в разнообразные горизонтальные и вертикальные «диалоги культур», призванные обеспечить взаимный интерес и культурное сотрудничество между государствами, обществами, представителями этнических групп на основе многогранных гуманитарных усилий в сфере литературы, искусства, науки, образования, кино, телевидения, спорта, кулинарии, туризма и т.д. Множественность и разнообразие диалогов, основанных на общей системе ценностей и равенстве культур, взаимном уважении, принятии культурных различий становятся сегодня ключевыми атрибутами диалога культур.

Форматы и лучшие практики диалогов культур
Поиск точек соприкосновения взаимного интереса должен основываться, с одной стороны, на выявлении общности в системе ценностей, задающей основу для выстроения диалога, с другой стороны, на одновременном наличии существенных различий и уникальности, определяющих привлекательность культуры, притягивающих интерес к взаимному познанию и изучению, формирующих основу для равноправного диалога. Российские ценности — это «традиционные ценности, включая жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [10].

Ценностную основу современного диалога в большей части формируют традиционные семейные ценности, патриотизм, роль государства и управления, особая роль религии, многополярность. В результате культурных обменов и новых культурных практик на базе этого фундамента неизбежно взаимопроникновение и сближение культур, относящихся к различным цивилизационным типам.

Отдельные примеры начала такого диалога были представлены на сессии ПМЭФ-2023 «Диалоги культур в эпоху глобальных изменений» [1] ведущими представителями различных видов искусств, российскими и зарубежными деятелями культуры, представителями крупных государственных корпораций, которые отмечали нарастающий культурный запрос в цивилизациях, не относящихся ни к западной, ни к евразийской цивилизациям. «Культура имеет значение», — отметил Михаил Швыдкой, спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству [1], приводя в качестве примера сравнительный анализ влияния на рост подушевого дохода отдачи от вложений в культуру Южной Кореи в сравнении с Сомали, где таких вложений не было.

Ответом на формирующийся запрос становится возрастающая роль межкультурного диалога как важнейшего инструмента государственной политики, направленной внутри страны на формирование системы ценностей человека посредством культуры, а на внешнем контуре на расширение сотрудничества между странами в культурной сфере и распространение лучших образцов национального литературного, музыкального, кинематографического, художественного, театрального творчества через современные форматы, становясь инструментом «мягкой силы», включая:
· сотрудничество с новыми и быстро растущими музеями Китая, стран арабского мира;
· развитие новых культурных институций на базе колабораций, направленных на объединение коллекций для реализации совместных масштабных художественных и исследовательских проектов, создание уникальных тематических проектов на базе коллекций, хранящихся в запасниках и фондохранилищах музеев;
· продюсирование крупными национальными корпорациями ценностно наполненных российских фильмов;
· организация и проведение русских фестивалей искусств, гастролей национальных театров в странах арабского мира, Латинской Америки, Китае;
· проекты создания инфраструктуры русской образовательной системы за рубежом и т.д.

Развитие новых форматов взаимодействия будет способствовать формированию новых жизненных смыслов и ценностей, выступая важнейшим фактором преодоления раздробленности мирового сообщества в общечеловеческом масштабе.


Список источников.
1. Видеотрансляция сессии ПМЭФ-2023 «Диалоги культур в эпоху глобальных изменений»
//https://roscongress.org/sessions/spief-2023-dialogi-kultur-v-epokhu-globalnykh-meneniy/translation/
2. Библер В.С. Культура. Диалог культур (опыт определения). Вопросы философии. 1989. № 6, с.31-42.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979 г.
4. Якунин В.И. Цивилизационные основания мирового политического кризиса
//Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2022., № 3, с.7-20
5. Дугин А.Г. Теория многополярного мира. — М.: Евразийское движение, 2012. —532 с.
//https://cyberleninka.ru/article/n/tsivilizatsionnye-osnovaniya-sovremennogo-mirovogo-politicheskogo-...
6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Древнее и современное, 2002. 548 с.
7. Шпенглер О. Годы решений: Германия и всемирно-историческое развитие / пер. с нем. С.Е. Вершинина. Екатеринбург: У-Фактория, 2007, 224 с.
8. Тойнби А.Дж. Постижение истории / пер. с англ. Е.Д. Жаркова. М.: Айрис Пресс, 2002., 640 с.
9. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. Ю. Новикова.М.: АСТ, 2003., 603 с.
10. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
// http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019

Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.


Аналитика на тему