Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Expert opinion
03.06.2019
The market is waiting for competition to grow and niche products to develop
Food security is one of the main components of sustainable development. It must be ensured by introducing the principles of Industry 4.0, regulating the activities of private subsidiary farms, and the overall trend towards healthy nutrition, Cherkizovo Group CEO Sergey Mikhailov says.

There is a lot of talk about innovation in production right now. The Cherkizovo Group was the only company from Russia and CIS countries to win the prestigious SAP Innovation Awards 2019 for a robotic sausage factory project in Kashira. Is fully automated production the future of the meat industry? Or will similar projects remain one-ofa-kind?

We aren’t expecting the wide-scale launch of similar projects in the industry. But each plant of this kind is capable of fundamentally changing the balance of power in the market. And we are very proud that we were the only company in Russia and the CIS to receive the SAP award. The robotic plant outside Kashira is truly a unique enterprise. The group has invested about RUB 7 billion in the project. According to our calculations, it will pay off in 7 years. In terms of labour productivity, the plant outside Kashira exceeds normal production capacity by about four times. It’s also crucial that the new plant surpasses traditional production in terms of biosafety indicators: introducing the principles of Industry 4.0 fundamentally reduces the influence of the human factor. This year Cherkizovo plans to begin implementing the second phase of the project. Kashira-2 will specialize in the production of boiled
usage.

How is biosafety monitored at Cherkizovo enterprises?

All our hog-raising enterprises have the fourth and highest compartment [of epizootic safety standards]. This means that everything possible has been done to protect the sites — the most modern techniques, equipment, medicines, and biological drugs are used. There is no compartmentalization in the poultry industry for now. The Ministry of Agriculture and the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance are developing standards in this area. But we have already carried out work to prepare for obtaining the fourth compartment for our poultry farms. However, the risks associated with African swine fever and avian flu remain critically high. We believe that the country needs to develop national programmes to combat especially dangerous diseases, and the federal agencies, the Ministry of Agriculture, and the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance could serve as curators.

Why did you need the national programmes?

First of all, we need to switch to other types of activities [private subsidiary farms] that raise hogs and poultry and are located near major enterprises. Without this, any protective measures at the level of individual companies may not be sufficient.

Whereas in the past the Cherkizovo Group primarily invested in the development of production, now processing has become a priority. Are you planning on rolling out new product categories?

The meat market, like any other, goes through the stages of the life cycle: growth, maturity, and decline. According to certain signs — a slowdown in consumption growth rates and a downward trend in real retail prices — we are at the point of a transition from growth to maturity. During the new stage, the market is waiting for growth in competition and the commercialization of products that were previously considered ‘niche’ (for example, chicken cuts). Cherkizovo’s answer is to focus on marginal products (including marinated meat and ready-made products for reheating and consumption) as well as the development of new alternative channels, primarily HoReCa and HRI [hotels, restaurants, institutions]. Cherkizovo is already a leading supplier to all the largest fast-food chains and plans to become one of the largest suppliers to government structures.

Healthy living is becoming more and more popular today. Do you take this trend into account?

Of course. Taking care of your health trend for the an development of our society, which we fully support. We want to be involved in creating a proper understanding of what it means to lead a healthy lifestyle and how to eat in order to be a healthy and efficient member of society. Cherkizovo is the largest producer of broiler meat, which is traditionally considered a healthy product.

In addition, we are actively developing such segments as turkey production, and by the end of 2019 we plan to rank second in Russia in terms of [turkey production] volume. As part of Pava-pava brand, we offer Russians a unique kind of turkey that is smaller and has a lower fat content. Consumption of this wholesome meat is gradually increasing — about 2 kg of turkey is consumed per capita per year today, but it has prospects to grow to 4–6 kg.

We shouldn’t forget about pork, either. Even though at first glance, healthy living and pork don’t really go hand in hand, from our point of view, work needs to be done to rehabilitate this type of meat. More and more studies show that animal fats are essential for the body to function normally. After frying bacon, don’t drain the fat — it is more stable than most vegetable fats and more suitable for frying than, say, sunflower oil. Finally, pork is an excellent source of vitamin B, zinc, phosphorus, magnesium, potassium, and other valuable microelements.

Your company was one of the first to support the introduction in Russia of targeted food assistance to the needy such as the SNAP programme used in America. Have you assessed this well-intended initiative from an economic point of view?

Today in Russia roughly 19 million people (13% of the population) have incomes below the minimum subsistence level. So the Russian equivalent of SNAP will require serious public spending of around RUB 100 billion. But, as we can see from the U.S. example, this will lead to GDP growth and the creation of new jobs. In addition, the programme would help enhance the competitiveness of food exporters through increased production (economies of scale) and curb the stratification of society in terms of the level of per capita income.

The Ministry of Industry and Trade has been promoting the idea of issuing food stamps since 2016. What do you think is preventing this project from being implemented?

One could assume that the implementation of the project in Russia is being hampered by a somewhat one-sided understanding of the programme’s objectives. The beneficiaries are not only the poor and food producers, but society as a whole. The priority objectives of the food aid programme are to stimulate economic growth and strengthen national security.

In terms of production growth, what are the priority development regions for you?

The Cherkizovo Group’s products are sold throughout the country. In terms of individual regions, one of the priority goals is to develop distribution in the north-western part of the country, primarily in St. Petersburg and the Leningrad Region. We also plan to develop distribution in Western Siberia, and the acquisition of the major poultry farm Altai Broiler in this region in 2018 greatly facilitates this objective.

The Cherkizovo Group strategy is based on high biosafety standards and a focus on marginal products

As for exports, we view the opening of the Chinese market to Russian poultry farms at the start of this year as a very positive event. Exporting the Chinese’ favourite items (legs and wings) has become very profitable, and our company plans to increase shipments. According to our calculations, this year the group’s enterprises will supply 30,000 tonnes of products to China for around USD 60 million.
Analytics on the topic

нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Экспертное мнение
03.06.2019

Сергей Михайлов: Рынок ждет рост конкуренции и развитие «нишевых» продуктов

Продовольственная безопасность — одна из главных составляющих устойчивого развития. Обеспечить ее должно внедрение принципов Индустрии 4.0, регламентирование деятельности личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и общий тренд на здоровое питание, считает генеральный директор группы «Черкизово» Сергей Михайлов.

— Сейчас много говорят об инновации производства. Группа «Черкизово», единственная из стран России и СНГ, получила престижную награду SAP Innovation Awards 2019 за проект роботизированного завода по производству колбас в Кашире. Полностью автоматизированные производства — это будущее мясной промышленности? Или подобные проекты останутся единичными?

— Мы не ожидаем массового запуска подобных проектов в отрасли. Но каждый такой завод способен принципиально изменить расстановку сил на рынке. И мы очень горды тем, что стали единственной компанией на территории России и стран СНГ, кто получил премию SAP. Роботизированный завод под Каширой — действительно уникальное предприятие. В проект группа вложила около 7 млрд рублей; по нашим расчетам, он окупится за семь лет. По производительности труда завод под Каширой примерно в четыре раза превышает обычное производство. Также принципиальное значение имеет тот факт, что новый завод превосходит традиционное производство по показателям биобезопасности: внедрение принципов Индустрии 4.0 подразумевает кардинальное снижение влияния человеческого фактора. В этом году «Черкизово» планирует начать осуществление второй фазы проекта. «Кашира‑2» будет специализироваться на выпуске вареных колбасных изделий.

— Как обеспечивается контроль биобезопасности на предприятиях «Черкизово»?

— Все наши свиноводческие предприятия обладают четвертым, самым высоким компартментом (стандартами зообезопасности. — Прим. ред.). Это означает, что для защиты площадок сделано все возможное — используются самые со‑ временные методики, оборудование, лекарственные средства и биопрепараты. В птицеводстве компартментализации пока нет, Минсельхоз и Россельхознадзор разрабатывают стандарты в этой области. Но мы уже провели работы по подготовке к по‑ лучению четвертого компартмента для наших птицеводческих предприятий. Тем не менее, риски, связанные с АЧС и «птичьим гриппом», остаются критически высокими. Считаем, что в стране необходима разработка национальных программ борьбы с особо опасными заболеваниями, кураторами могли бы выступить федеральные ведомства — Минcельхоз и Россельхознадзор.

— Зачем понадобились нацио­нальные программы?

— В первую очередь необходимо перепрофилировать на другие виды деятельности ЛПХ (личные подсоб‑ные хозяйства — Прим. ред.), которые заняты разведением свиней и птицы и находятся вблизи крупных предприятий. Без этого любые меры защиты на уровне отдельных компаний могут оказаться недостаточными.

— Если раньше основные ин­вестиции группы «Черкизово» шли на развитие производства, то те­перь приоритетом становится пе­реработка. Планируете ли вы вы­водить на рынок новые товарные категории?

— Рынок мяса, как и любой другой, проходит через стадии жизненного цикла: рост, зрелость, упадок. По некоторым признакам — замедление темпов роста потребления, тренд на снижении реальных розничных цен — мы находимся в точке перехода от роста к зрелости. На новом этапе рынок ждет рост конкуренции и «коммодизация» продуктов, которые ранее считались нишевыми (например, куриной разделки). Ответ «Черкизово» — фокус на маржинальных продуктах (в их числе — маринованное мясо, готовые продукты для разогревания и употребления), а также развитие новых альтернативных каналов, прежде всего, HoReCa и HRI (hotels, restaurants, institutions). «Черкизово» уже является ведущим поставщиком всех крупнейших ресторанных сетей быстрого питания и планирует стать одним из крупнейших поставщиков в государственные структуры.


— Сегодня все более популяр­ным становится ЗОЖ. Учитывае­ те ли вы этот тренд?

— Конечно. Забота о своем здоровье, здоровом питании — тренд развития нашего общества, который мы всецело поддерживаем. Мы хотим участвовать в формировании правильного понимания, что значит вести здоровый образ жизни и как на‑ до питаться, чтобы быть здоровым и работоспособным членом общества. «Черкизово» является крупнейшим производителем мяса бройлеров, которое традиционно считается здоровым продуктом.

Кроме того, мы активно развиваем такое направление, как производство индейки, и по итогам 2019 года планируем выйти по объемам на второе место в России. Под брендом «Па‑ ва‑пава» мы предлагаем россиянам уникальную породу индейки, отличающуюся меньшим размером и пониженным содержанием жира. Потребление этого полезного мяса постепенно растет: сегодня на душу населения приходится примерно 2 кг индейки в год с перспективой роста до 4–6 кг. Не стоит забывать и о свинине. На первый взгляд, ЗОЖ и свинина плохо сочетаются, но, с нашей точки зрения, необходимо заниматься «реабилитацией» этого вида мяса. Все больше исследований показывают, что животные жиры необходимы для нормального функционирования организма. Поджарив сырой бекон, не сливайте вытопившийся жир: он стабильнее большинства растительных жиров и больше подходит для жарки, чем, например, подсолнечное масло. Наконец, свинина является прекрасным источником витаминов группы B, цинка, фосфора, магния, калия и других ценных микроэлементов.

— Ваша компания одной из пер­вых поддержала введение в Рос­сии адресной продуктовой помощи нуждающимся, подобно действу­ющей в Америке программе SNAP. Вы оценивали это благое начинание с точки зрения экономики?

— Сегодня в России около 19 млн человек (13% населения) имеют доходы ниже прожиточного минимума. Поэтому российский аналог SNAP потребует серьезных государственных расходов — порядка 100 млрд рублей. Но, как мы видим на примере США, это приведет к росту ВВП и созданию новых рабочих мест. Кроме того, программа помогла бы увеличить конкурентоспособность экспортеров продовольствия через рост производства (эффект масштаба) и сдержать расслоение общества по уровню доходов на душу населения.

— Идею раздавать продуктовые карточки Минпромторг продвигает еще с 2016 года. Что, на ваш взгляд, мешает реализовать этот проект?

— Можно предположить, что реализации проекта в России препятствует несколько одностороннее понимание целей программы. Бенефициарами являются не только необеспеченные слои населения и производители продовольствия, но и общество в целом. Приоритетные цели программы продовольственной помощи — стимулирование экономического роста и укрепление национальной безопасности.

— Если говорить о росте произ­водства, каковы приоритетные для вас регионы развития?

В основе стратегии группы «Черкизово» — высокие стандарты биобезопасности и фокус на маржинальных продуктах


— Продукция группы «Черкизово» продается по всей стране. Если выделять отдельные регионы, то одной из приоритетных целей является развитие дистрибуции на северо‑западе страны, прежде всего, в Санкт‑Петербурге и Ленобласти. Мы также планируем развивать дистрибуцию в Западной Сибири, и приобретение крупной птицефабрики «Алтайский бройлер» в этом регионе в 2018 году существенно облегчает выполнение задачи.Что касается экспорта, как очень позитивное событие оцениваем открытие рынка Китая для российских птицефабрик в начале этого года. Экспорт любимых китайцами позиций (лапок, крыльев) становится очень прибыльным, и наша компания планирует наращивать отгрузки. По нашим подсчетам, в этом году предприятия группы поставят в Китай 30 тысяч тонн продукции примерно на 60 млн долларов.
Аналитика на тему