Information and Analytical System
RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Article
12.02.2020

Neoliberal economic model and social inequality

The report ‘Neoliberal economic model and social inequality’ was written by Antonio Fallico, President, Conoscere Eurasia Association; Chairman of the Board of Directors, Banca Intesa. The author studies the global financial crisis of 2008, its causes, measures taken by the US government and global leaders to counter the economic recession and its consequences, as well as the role of these processes in a further rise of economic and social inequality around the world.

The effect of the neoliberal model on economy

Throughout the text, Antonio Fallico stresses the role of the neoliberal economic model. In his opinion, the implementation of this policy, although it brought economic growth, also triggered a rise in social inequality. As a proof, the author cites the Gini index (a measure of income distribution; a higher value indicates greater inequality) which in the USA reached 0.469 in 2005 compared to 0.397 in 1967.

Main causes and consequences of the crisis

The author cites a rise in speculative activity as one of the main causes of the crisis. He explores the number and the types of financial instruments found in the world in 2007, and reviews the role and the activities of banking and insurance organizations. As far as insurance companies are concerned, he author underlines the prominent role played by the American International Group (AIG) in the crisis. Separate consideration is given to the causes of the so-called financial bubble and the crisis of substandard loans.

To paint a complete picture of the crisis and its consequences, the author, having studied the historical background, proceeds to examine the steps taken by the US government to counter the crisis (such as the reform of the financial market carried out by Barak Obama — the most fundamental reform since the times of the Great Depression). The author analyzes the dynamics of GDP over that period and the repercussions of the crisis for the US and the global market. He stresses the fact that Europe felt the impact of the crisis more than the US economy did. For example, in 2008, the eurozone faced a 5.1% reduction in GDP compared to just 2.4% in the USA. Of the four main countries of the European Union, Italy was the one which suffered the most.

Present-day problems and challenges

All these facts assume special importance when considered in the context of the current negative trends and prospects of the global economy. The author points out that currently the world doesn’t have adequate instruments for overcoming a new economic crisis and recession. Among the present-day problems and challenges the authors singles out trade wars, deceleration in GDP growth in the US, loan crisis in China, mini recession in Germany, and soaring inflation in Venezuela and Argentina. The current state of non-banking financial institutions is another cause of concern.

There is also a risk of a new financial bubble because of a disproportionate growth of prices for shares compared to the amounts of dividends paid out to shareholders. Also, the problem of banks filled with non-performing loans shouldn’t be underestimated.

Importantly, the author points out, despite the economic growth, inequality within nations, as well as between regions and states is increasing. The author links this process to neoliberal economic policies and gives the following figures as an illustration. In 1995, the share of total global income accounted for by the top 1% of the world’s richest households was 18% and the richest 10% had 49%. In 2016, the global income shares of the top 1% and top 10% increased to 25% and 62% respectively.

Alternative model of economic development

This is why, Antonio Fallico affirms, to avoid a social catastrophe, it’s necessary to switch to alternative models of economic development. In particular, the following steps must be taken:

— switch to multipolar global governance;
— reform the International Monetary Fund, the World Bank, and the World Trade Organization (with due regard for the strategic role of the BRICS countries);
— recognize G20 as the primary coordination forum.

To summarize, Antonio Fallico proposes that neoliberalism should be rejected in favor of a resilient economy based on solidarity for the well-being and prosperity for everyone and for the global community as a whole. Importantly, this should be done in the nearest future.

Release date
10.12.2019
Analytics on the topic

Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие с 129 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 69 странах мира.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Статья
12.02.2020

Неолиберальная экономическая модель и социальное неравенство

В докладе «Неолиберальная экономическая модель и социальное неравенство» президент Ассоциации «Познаём Евразию», председатель совета директоров АО «Банк Интеза» Антонио Фаллико подробно рассматривает историю мирового кризиса 2008 года и анализирует его причины и действия как американских властей, так и мировых лидеров по борьбе с проявлениями и последствиями экономической рецессии, а также то, как эти процессы повлияли на дальнейшее усугубление экономического и социального неравенства в мире.

Влияние неолиберальной модели на экономику

Особо отмечается роль неолиберальной экономической модели, ведь несмотря на экономический рост, обусловленный применением данной концепции, реализация её на практике сильно повлияла на увеличение социального неравенства, что можно наглядно увидеть на примере индекса Джини, оценивающего неравенство в доходах (чем выше показатель, тем больше разрыв между бедными и богатыми людьми). Так, в США в 1967 году индекс Джини был равен 0,397, а в 2005 — 0,469.

Причины и последствия финансового кризиса

В качестве одной из основных предпосылок кризиса автор называет увеличение финансовых спекуляций. Он подробно рассматривает такие показатели, как количество и виды финансовых инструментов в мире в 2007 году, а также роль и деятельность банковских и страховых организаций. Так, отмечается, что среди страховых фондов особую роль в кризисе 2007 года сыграла Американская международная группа (American International Group, AIG). Отдельно рассматриваются причины формирования так называемого финансового пузыря и кризиса субстандартного кредитования.

Для понимания целостной картины кризиса и его последствий автор углублённо исследует исторические предпосылки кризиса, а также рассматривает действия, предпринятые властями США для борьбы с кризисными процессами (такие как, например, реформа финансового рынка, проведённая Бараком Обамой, — крупнейшая со времён Великой депрессии 1929 года). Анализируется динамика ВВП в этот период, а также последствия кризиса для США и мирового рынка в целом. Особое внимание уделяется тому факту, что последствия кризиса для Европы были более ощутимыми, чем для экономики США: так, например, в 2008 году сокращение ВВП в еврозоне составило 5,1%, в то время как в США — только 2,4%. Из четырёх основных стран Европейского союза больше всего пострадала от Великого кризиса Италия.

Проблемы и вызовы настоящего времени

Все эти факты особенно важны в контексте текущих негативных тенденций и будущего развития мировой экономики. Автор подчёркивает, что на текущий момент отсутствуют адекватные инструменты преодоления нового экономического кризиса и рецессии. Среди проблем и вызовов настоящего времени автор называет войну пошлин, замедление роста ВВП США, кризис долгов в Китае, мини-рецессию в Германии и инфляцию в Венесуэле и Аргентине. Кроме этого, особую озабоченность в текущей ситуации вызывает состояние небанковских финансовых институтов.

Существует также риск возникновения нового финансового пузыря, связанного с непропорциональным ростом цен на акции по сравнению с дивидендами, выплачиваемыми акционерам. Нельзя недооценивать и проблему банков, заполненных неработающими кредитами.

Особенно важно отметить, что, несмотря на рост экономики, сильно увеличивается неравенство, как между регионами и государствами, так и внутри отдельных стран. Так, например, в 1995 году первые 1% самых богатых семей в мире и первые 10% обладали 18% и 49% мирового дохода соответственно; но в 2016 году богатейшие 1% и 10% стали владеть уже 25% и 62% мирового дохода соответственно. Автор связывает эти процессы с принятием неолиберальной модели экономического развития.

Альтернативная модель экономического развития

Поэтому, утверждает Антонио Фаллико, во избежание социальной катастрофы необходимо перейти к альтернативным моделям экономического развития. В частности, важно сделать следующее:

— перейти к глобальному многополярному управлению;
— провести реформу Международного валютного фонда, Всемирного банка и Всемирной торговой организации (учитывая стратегическую роль стран БРИКС);
— признать G20 в качестве основного координационного форума.

Таким образом, по мнению Антонио Фаллико, в качестве альтернативы неолиберализму необходимо создать солидарную и устойчивую экономику на службе у людей и мирового сообщества, причём реализовать данный подход нужно в ближайшем будущем.

Аналитика на тему