Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Article
03.06.2019
On the right track
Asia’s goods factories are looking for new opportunities to connect with Europe. By opening up new and expanding old transport corridors, Russia is playing an increasingly important role in the Eurasian Economic Space. The country is approaching the St. Petersburg International Economic Forum with a new Spatial Development Strategy, envisaging progress in high-speed communication lines and growing capacity of many important railways.

In the beginning of 2019 the Strategy o t of the Russian Federation up to 2025 was approved. The explanatory note to this crucial document specifies that the Strategy’s goals are to ensure sustainable and balanced spatial development of the Russian Federation. Similar words are heard in the main topic of SPIEF 2019: ‘Creating a Sustainable Development Agenda’. The coincidence is not by chance. In today’s world, it is the infrastructure — transport, energy, digital — that determines the rate of economic growth and effectiveness of inter-country cooperation. As early as March, the backbone Russian transport companies responded to the state strategy with their own ones. Russia’s air carrier number one adopted the new ‘100 by 100’ strategy targeting 100 million passengers by the 100th anniversary of Aeroflot in 2023. In turn, Russian Railways prepared a long-term development programme (LDP) up to 2025. The goals stated in both documents are more than ambitious.

Construction of the Trans-Siberian Railway cost the Russian Empire RUB 1.5 bln An ancient postcard depicts the bridge over the Yenisei River


To avoid a bottleneck

Although sea shipping remains the cheapest way to get goods from point A to point B, railways allow for much faster delivery. And the difference in the price of a single unit of goods is not too great. So, according to estimates by RMA Logistics transport and logistics company, delivery of, for example, a pair of shoes by plane will cost about USD 5, by sea — about 30 cents, and by rail — only 5 cents more.

As a result, there is a growing demand for Russian land routes from Japan, Korea and China, as evidenced in particular by the growing volume of container traffic (in 2018, it rose by almost 15%, to 4.44 TEU) and the outstanding performance of transcontinental operators (the two biggest carriers, Federal Freight Company and Freight One, saw their profits go up by more than 30%).

Of all the possible options proposed by China, the One Belt, One Road initiative fully exploits only the route through Russia. It can and should be improved and accelerated, which depends directly on the condition of Russian railways and their long-term development programme. The visible prospect is 2025: this is the period for which reliable forecasts can be made with regard to global economic situation.

The main trends in transport are quantitative growth of Russian exports and an increase in transit. The global task of RZD in this case is to ensure that it is growing faster than other sectors of the economy in order to avoid becoming a ‘bottleneck’ hindering the growth of the Russian economy. The latter, by the way, should be among the world’s five biggest in terms of purchasing power parity. By 2025, Russian railways are expected to generate 10% of annual GDP growth, thus helping it to increase by 50% per capita.

The long-term development programme envisages two scenarios — basic and optimistic ones, corresponding to growth rates based on the forecast by the Ministry for Economic Development. The baseline scenario assumes a total public investment of RUB 4.7 trn. At all stages, the opportunities for public-private partnership are taken into account. Considering the external RUB 4 trn, investments will total RUB 8.7 trn by 2025.

If the economy switches to the optimistic scenario, which implies growth of 3–3.5% a year, the state will allocate RUB 5.8 trn for developing the railways. So the programme as a whole will cost RUB 9.8 trn.

Geography of the future

The biggest and most high-profile project is the reconstruction of the Baikal-Amur Mainline and the Trans-Siberian Railway. It not only provides export opportunities for East Siberian companies. The Baikal-Amur Mainline and the Trans-Siberian Railway clamp the Russian state together with steel threads. Fast and convenient transport accessibility makes the nation unified and indivisible. Big and small businesses in this area number in the hundreds. They provide employment and financial stability for dozens of Russian regions.

The second but no less important trend is development of the infrastructure in the direction of the ports of the North-West, the Azov and Black Seas. A real example is the Caspian Sea direction. Special economic areas will appear at the ports of Olya (Astrakhan Region) and Kaspiysk (Republic of Dagestan) to provide the basis for major logistics hubs receiving cargo from India, Iran, China, South-East Asia, Africa and the Middle East. Such a route will be 20— 30% cheaper than transporting through the Suez Canal. As a result, the annual cargo turnover of Russian ports on the Caspian Sea will grow up to 30 million tonnes in the first stages. About RUB 30 bn will be invested by the state simultaneously, while another RUB 90 bn will come from private investors.

Ports — ‘windows to Europe and the Mediterranean’ — are in private hands. The task of RZD is to prevent cargoes from getting stuck on the approaches to transshipment points. The state monopoly’s investment will provide higher profit margins for companies investing in developing ports and infrastructure.

A separate clause in the long-term development programme is devoted to construction of the Northern Latitudinal Railway. This is not just a railway project: it involves the Northern Sea Route and Arctic ports. So far, the cargo capacity is set at 80 million tonnes but Rosatom Head Alexey Likhachev has already made an increased commitment of 92 million tonnes. The Northern Sea Route is to be provided with an appropriate cargo base, which is impossible that without railways.

Apart from long routes, problems related to the comprehensive development of the Moscow, Perm and Saratov transport hubs need to be addressed. They may become ‘bottlenecks’ slowing down the global modernization process.

Finally, the long-term development programme approves construction of high-speed railways, an area in which Russia will need to play catch-up. The high-speed railway between Moscow and St. Petersburg will be first according to the plan. This means more than just cutting travel time to two hours between the capitals. It also implies technology trial runs, construction of new infrastructure and development of Russian machine-building enterprises, which will become the main suppliers for domestic high-speed railways. In this respect, Tatarstan’s President Rustam Minnikhanov has rightly noted that the postponed Moscow—Kazan railway would, sooner or later, be built. The rapidly developing Eurasia corridor will provide this route with the requisite numbers o passengers and quantities of freight.

Russia unites Eurasian space not only by transport corridors. The summits set a new line of development for bilateral ties. Russian President Vladimir Putin and North Korean leader Kim Jong-Un during an official meeting, 25 April 2019, Vladivostok

Going digital

Development of the railways is directly linked to an increase in labour productivity (according to the programme, by at least 5% a year), with a significant expansion of digital technologies and automation of processes. Digitalization is not just about shipping wagons and containers, which speeds up customs clearance and cargo tracking, but also about mobile applications that enable thousands of wagons to be managed online. Big steps have been made in this direction by domestic IT developers, who will be given preference.

Yet the long-term development programme is more than merely a ‘bunch of plans’. Megaprojects in no way cancel out the daily work on the reduction of kilometres, on conducting overdue overhaul and renewing the fleet with advanced locomotives.

David Bowie discovered Russian transit back in the 1970s


Aviation will support from the air

Aeroflot transported 50.1 million passengers in 2017 (at time of going to press, the data for 2018 had not yet been made public). So, over the next five years, passenger traffic should double. What is behind this?

The key drivers will be Pobeda Airlines (its share in the group’s transport structure will grow to almost a third), transit passenger traffic and creation of regional bases in Sochi, Ekaterinburg and Novosibirsk, as well as an international hub in Krasnoyarsk, which will provide conditions for boosting regional traffic.

Among the listed tasks, the most interesting in terms of developing transport corridors in the vast Eurasian space is to scale up the number of transit passengers from today’s 5 million to 10–15 million a year. Aeroflot has already learned how to make convenient connecting flights with China and the Asian region as a whole. Its flights are up to three hours shorter than those of its rivals and, in the number of destinations, the airline occupies the first place in terms of traffic volume between China and major European cities.

Inbound tourism also contributes. According to the World without Borders Association, the number of Chinese tourists arriving in Russia on a visa-free basis (for group travel) has doubled since 2015, reaching 1.1 million. Chinese citizens travel to Moscow and St. Petersburg both specifically and as part of a longer journey, such as on their way to Europe. Big data analysis systems and automation of many processes have already allowed Aeroflot to reduce the route turnaround of an aircraft at the airport from one and a half hours to 40–45 minutes, and to boost the quality of customer service. As part of Aeroflot’s strategy, 200 Russian Superjet 100 and MC-21 aircraft are to be put into service.

Combining strategic and tactical goals, Russian transport companies will become drivers and ‘guarantors’ of national economic development, leading players in global transport logistics.

Sochi airport will be one of Aeroflot’s regional bases


Analytics on the topic

Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Статья
03.06.2019
На правильных рельсах
Азиатская фабрика товаров ищет новые возможности для связи с Европой. Открывая новые и расширяя существующие транспортные коридоры, Россия играет все более важную роль на Евразийском экономическом пространстве. К Петербургскому международному экономическому форуму страна подходит с новой Стратегией пространственного развития, предполагающей прогресс скоростных коммуникаций и увеличение пропускной способности многих важнейших магистралей.

В начале 2019 года была утверждена Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года. В пояснительной записке к этому магистральному документу уточняется, что цели Стратегии — в обеспечении устойчивого и сбалансированного пространственного развития РФ. Похожие слова звучат и в главной теме ПМЭФ‑2019: «Формируя повестку устойчивого развития». Совпадение отнюдь не случайное. В современном мире именно инфраструктура — транспортная, энергетическая, цифровая — определяет темпы роста экономики и эффективность межстрановой кооперации. Уже в марте системообразующие российские транспортные компании отозвались на государственную Стратегию собственными. Российский авиаперевозчик номер один принял стратегию «100 миллионов пассажиров к 100-летию Аэрофлота», то есть к 2023 году. В свою очередь ОАО «РЖД» подготовило долгосрочную программу развития (ДПР) до 2025 года. Цели, заявленные в обоих документах, более чем амбициозные.

Строительство Транссибирской магистрали обошлось Российской Империи в 1,5 млрд царских рублей. На старинной открытке запечатлен мост через Енисей


Не стать бутылочным горлышком

Хотя морское сообщение остается самым дешевым способом доставить товар из точки А в точку Б, железные дороги позволяют сделать это гораздо быстрее. Да и разница в цене от‑ дельно взятой единицы товара оказывается не слишком значительной. Так, по оценкам транспортно‑логистической компании RMA Logistics, стоимость доставки, например, пары обуви самолетом обойдется пример‑ но 5 долларов США, морем — около 30 центов, а по железной дороге — всего на 5 центов дороже.

В итоге российские сухопутные маршруты из Японии, Кореи и Китая становятся все более востребованными, о чем, в частности, говорят растущие объемы контейнерных пере‑ возок (в 2018 году они выросли почти на 15%, до 4,44 TEU) и выдающиеся показатели трансконтинентальных операторов (два крупнейших пере‑ возчика — ФГК и ПГК — показали рост прибыли более чем на 30%).

Из всех возможных вариантов, предложенных руководством КНР, в рамках инициативы «Один пояс — один путь» полностью эксплуатируется только маршрут через Россию. Его можно и нужно улучшать и ускорять, что напрямую зависит от состояния российских железных дорог и долго‑ срочной программы их развития. Видимая перспектива — 2025 год. Это срок, когда можно быть уверенным в прогнозах, в мировой конъюнктуре. Основные тренды в перевозках — это количественный рост российско‑ го экспорта и увеличение транзита. Глобальной задачей РЖД в данном случае становится обеспечение опережающих по отношению к другим отраслям темпов развития, чтобы не оказаться «бутылочным горлышком», сдерживающим рост экономики России. Последняя, к слову, должна войти в пятерку крупнейших в мире государств по паритету покупательной способности. По замыслу, российские железные дороги к 2025 году будут формировать около 10% годового прироста валового внутреннего продукта и тем самым помогут нарастить его в 1,5 раза в пересчете на душу населения. В долгосрочной программе развития сформировано два сценария — базовый и оптимистичный, соответствующие темпам роста на основе прогноза Минэкономразвития. Базовый сценарий предполагает общий объем государственных инвестиций 4,7 трлн рублей. При этом на всех этапах рассматриваются возможности для государственно‑частного партнерства. С учетом внешних 4 трлн рублей, совокупные инвестиции до 2025 года составят 8,7 трлн рублей.

В случае перехода экономики на оптимистичный сценарий, который предполагает рост на 3–3,5% в год государство выделит на разви‑ тие железных дорог 5,8 трлн рублей. Таким образом, в целом программа потянет на 9,8 трлн руб.

География будущего

Самый масштабный и резонансный проект — реконструкция БАМа и Транссиба. Он не только обеспечивает экспортные возможности предприятий Восточной Сибири. БАМ и Транссиб стали настоящей скрепой России, которая стальными нитями стягивает российское государство. Быстрая и удобная транспортная доступность делает государство единым и неделимым. Количество больших и малых дел на этом направлении исчисляется сотнями. Они обеспечивают занятость и финансовую стабильность десятков российских регионов.

Второе, но не менее важное направление, это развитие инфраструктуры портов Северо‑Запада, Азовского и Черного морей. В качестве реального примера можно привести Каспийское направление. В порту Оля (Астраханская область) и Каспийске (Республика Дагестан) появятся особые экономические зоны, на базе которых будут сформированы крупнейшие логистические хабы для приема грузов из Индии, Ирана, Китая, Юго‑Восточной Азии, Африки и Ближнего Востока. Подобный маршрут будет на 20–30% выгоднее, чем перевозка через Суэцкий канал. Как следствие, ежегодный грузооборот российских портов на Каспии увеличится на первых этапах до 30 млн тонн. Около 30 млрд ру‑ блей единовременно вложит государство, еще 90 млрд рублей — частные инвесторы.

Порты — «окна в Европу и в Средиземноморье» — находятся в частных руках. Задача РЖД не дать грузам встать на подъездах к перевалочным пунктам. Инвестиции госмонополии обеспечат более высокую прибыль‑ость для компаний, которые вкладываются в развитие портов и инфраструктуры.

Отдельной строкой в ДПР обозначено строительство Северного широтного хода. Это не просто железнодорожный проект. Он касается Северного морского пути и арктических портов. Пока планируется 80 млн тонн загрузки, но глава Росатома Алексей Лихачев уже взял повышенные обязательства — 92 млн тонн. СМП надо обеспечить соответствующей грузовой базой, и сделать это без железных дорог невозможно. Помимо протяженных маршрутов, предстоит решить вопросы комплексного развития Московского, Пермского и Саратовского транспортных узлов. Они могут стать «узкими местами», которые затормозят ход глобальной модернизации.

И наконец, в долгосрочной программе развития утверждено строительство высокоскоростных магистралей. России предстоит преодолеть свое отставание в этой сфере. ВСМ между Москвой и Санкт‑Петербургом будет, по замыслу, первой ласточкой. Это не просто сокращение до двух часов поездки из одной столицы в другую. Это обкатка технологий, строительство новой инфраструктуры, развитие российских машиностроительных предприятий, которые станут основными поставщиками для отечественных ВСМ. И прав президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, отмечая, что отложенная на будущее магистраль Москва ‑ Казань рано или поздно будет построена. Быстро развивающийся коридор «Евразия» обеспечит это направление нужным количеством пассажиров и грузов.

Россия объединяет евразийское пространство не только транспортными коридорами. Встречи на высшем уровне задают новый вектор развитию двусторонних отношений. Президент РФ Владимир Путин и Председатель Госсовета КНДР Ким Чен Ын во время официальной встречи. 25 апреля 2019 года, Владивосток


Переезд на «цифру»

Развитие железных дорог непосредственно связано с повышением производительности труда (согласно программе, не менее чем на 5% в год), с существенным расширением цифровых технологий и автоматизацией процессов. Цифровизация — это не только простое чипирование вагонов и контейнеров, которое ускоряют оформление таможенной документации и отслеживание грузов, но и мобильные приложения, которые позволяют онлайн управлять тысячами вагонов. Большие шаги в этом направлении сделали отечественные IT‑разработчики, которым будет оказываться предпочтение.

Впрочем, долгосрочная программа развития — это не только «планов громадье». Мегапроекты ни в коем случае не отменяют повседневную работу по сокращению километров пути с просроченным капитальным ремонтом и обновление парка со‑ временными локомотивами.

Три доллара приносит каждый доллар, вложенный в развитие железно‑ дорожного сообщения на горизонте планирования 15–20 лет, говорит мировой опыт. Оценки Минэкономразвития России даже более сдержанные: каждый рубль инвестиций в железнодорожную инфраструктуру дает 1,46 рублей мультипликативного эффекта для ВВП страны. В европейской части России эффект выше. При этом каждый рубль, вложенный в строительство ВСМ, способен «разогнать» мультипликатор до 3,31, под‑ считали аналитики Центра стратегических разработок. Это происходит благодаря экономическому росту регионов и городских агломераций, рас‑ положенных вдоль трасс.

В случае инвестирования государством в инфраструктуру Восточного полигона 260 млрд руб. поступления в бюджетную систему составят порядка 700 млрд руб. в ближайшие 30 лет, а валовой региональный продукт на Дальнем Востоке, по предварительной оценке, может вырасти на 25%.

Дэвид Боуи открыл российский транзит еще в 70-е годы прошлого века


Авиация поддержит с воздуха

В 2017 году (на момент сдачи номера данные по 2018 году были еще не обнародованы) «Аэрофлот» перевез 50,1 млн пассажиров. Таким об‑ разом, за следующую пятилетку пассажиропоток должен вырасти вдвое. За счет чего?

Основными драйверами станут компания «Победа» (ее доля в структуре перевозок холдинга вырастет едва ли не до трети), транзитный пассажиропоток и создание региональных баз в Сочи, Екатеринбурге и Новосибирске, а также международного хаба в Красноярске, на основании которых будут наращиваться региональные перевозки.

Из перечисленных задач наиболее интересной в контексте развития транспортных коридоров на обширном Евразийском пространстве является увеличение числа транзитных пассажиров, с нынешних 5 млн до 10–15 млн в год. «Аэрофлот» уже научился делать удобные стыковочные рейсы с Китаем и азиатским регионом в целом. Его перелеты до трех часов короче, чем у конкурентов, и на ряде направлений авиакомпания занимает первое место по объему перевозок между Под‑ небесной и крупными европейскими городами.

Свою лепту вносит и въездной туризм. По данным ассоциации «Мир без границ», число китайских туристов, прибывающих в Россию по безвизовому режиму (он действует для групповых поездок), с 2015 года увеличилось вдвое — до 1,1 млн чело‑ век. Граждане КНР едут в Москву и Санкт‑Петербург и специально, и в рамках более обширного путешествия, например, по пути в Европу. Системы по анализу больших данных и автоматизация многих процессов уже позволили «Аэрофлоту» сократить оборачиваемость одного самолета в аэропорту с полутора часов до 40–45 минут, а также серьезно повысить качество клиентского сервиса. В рамках стратегии
«Аэрофлота» планируется «поставить на крыло» 200 российских самолетов Sukhoy Superjet 100 и МС‑21.

Совмещая решение стратегических и тактических задач, российские транспортные компании станут драйверами и гарантами развития национальной экономики.

Аэропорт в Сочи станет одной из региональных баз «Аэрофлота»


Аналитика на тему