Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ПМЭФ-2022: «ЕАЭС АСЕАН»
Автор: Ковалева Анастасия Александровна
аспирант кафедры мировой экономики и международных экономических отношений, заместитель директора Центра изучения Китая и стран АТР Санкт-Петербургского государственного экономического университет
В настоящее время, в условиях повышенной уязвимости национальных экономик перед лицом внешних шоков, вызванных распространением коронавирусной инфекции COVID-19 и усилением геополитической напряженности, восстановление и развитие торгово-экономических связей во многом зависит от диалога региональных объединений. Как справедливо отметил Сергей Глазьев, член коллегии (Министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии, в рамках сессии Петербургского международного экономического форума «ЕАЭС-АСЕАН», «интеграционные структуры дают возможность компенсировать внешние шоки, а эти шоки являются важным стимулом для ускорения интеграционных процессов <...> мы констатировали фактически полное разрушение норм ВТО, норм мирового финансового рынка». В этой связи особую значимость приобретает обмен опытом в области интеграционного строительства с учетом сходства задач и дальнейшее развитие торгово-экономического сотрудничества уже между интеграционными объединениями.
С точки зрения торгово-экономического и инвестиционного потенциала объединение АСЕАН представляет перспективный развивающийся рынок, который рос в среднем на 56% в год на протяжении периода 20102019 гг. [1]. В 2022 году рост ВВП ожидается на уровне 4%, что превышает темпы восстановления западных экономик, открывая дополнительные возможности для расширения деловой активности на рынке АСЕАН.
Заметим, что взаимная торговля не исчерпывает потенциал экономического сотрудничества, хоть увеличение ее объемов и диверсификация структуры, очевидно, является залогом его укрепления. Торговля является базовой формой международных экономических отношений, взаимодействие стран и объединений в этой сфере направлено на упрощение процедур/либерализацию взаимной торговли с целью увеличения товарооборота. Согласно статистическим данным Евразийской экономической комиссии, объем внешней торговли между ЕАЭС и АСЕАН ежегодно незначительно увеличивается и уже составляет около 24 млрд долл. США. Ведущими торгово-экономическими партнерами России среди стран-членов АСЕАН по объему торговли и прямых иностранных инвестиций являются Вьетнам (подписано соглашение о свободной торговле между Вьетнамом и ЕАЭС), Таиланд и Индонезия, причем выявлена взаимосвязь между импортом и притоком ПИИ [3]. Однако прослеживаются значительные дисбалансы экспорта и импорта, выходящих и исходящих инвестиций, что ограничивает возможности сотрудничества на подлинно взаимовыгодных условиях.
Кооперационные проекты, совместные предприятия на территории стран АСЕАН, очевидно, несут в себе выгоды для производителей ЕАЭС, в частности, в части обеспечения быстрого доступа к рынку потребителей и нивелирования технологических ограничений по импорту в Россию. При этом, на наш взгляд, необходимо стремиться к достижению и поддержанию баланса вложений: не только расширять инвестиционное присутствие компаний из ЕАЭС на рынке АСЕАН, но и стимулировать осуществление инвестиций предприятиями АСЕАН в страны ЕАЭС. Без «выравнивания» дисбалансов на двусторонней основе возможность извлечения ощутимых преимуществ странами-участницами из планируемой к созданию ЗСТ между ЕАЭС и АСЕАН представляется затруднительной. Этому шагу также должен предшествовать сопоставительный анализ внешнеторгового взаимодействия ЕАЭС и АСЕАН с третьими странами (Китаем, Японией, ЕС и др.).
Помимо торгово-экономического сотрудничества, в рамках сессии Петербургского международного экономического форума «ЕАЭС-АСЕАН» участниками освещался широкий спектр направлений, без которых невозможен более глубокий и стратегический диалог между ЕАЭС и АСЕАН. Во-первых, создание платежной инфраструктуры. Оба объединения испытывают острую необходимость в создании собственной системы валютно-финансовых отношений, защищенной от санкционного давления. Активно обсуждается вопрос осуществления расчетов в национальных валютах (вполне вероятно, что это будет зона рубля [2]). Во-вторых, сотрудничество в области цифровизации. Для стимулирования развития электронной торговли между ЕАЭС и АСЕАН необходимы совместные усилия по формированию цифровых транспортных коридоров, цифровизации технического регулирования, обеспечению прослеживаемости товаров. Наличие технологий у России в области управления транспортном/транспортного планирования и умных городов позволяет говорить также о возможности их внедрения в странах АСЕАН, в которых все большее внимание уделяется ESG-повестке. При этом для более системной совместной работы по ее реализации необходима единая терминология, единые стандарты, согласованность в части возможностей использования механизма государственно-частного партнерства. Это, в свою очередь, создает предпосылки для расширения научно-технического сотрудничества (2022 год объявлен годом научно-технического сотрудничества Россия-АСЕАН). Приоритетные направления такого сотрудничества во многом определяются ESG-повесткой: совместные исследования и проекты в сфере биотехнологий, продовольственной безопасности, очистки воды и др. В-третьих, обеспечение системности торговых связей. Необходима активизация диалога между предприятиями ЕАЭС и АСЕАН для более полного представления деловыми кругами обеих сторон рынков друг друга. Проблема недостаточной системности деловых связей компаний ЕАЭС с компаниями АСЕАН, отсутствия площадок, механизмов и институтов взаимодействия, содействующих развитию торгово-экономических отношений, естественна ввиду физической удаленности стран-участниц, но именно поэтому требуются дополнительные усилия для достижения взаимопонимания.
Таким образом, в настоящее время наблюдается активизация сотрудничества между ЕАЭС и АСЕАН, что подтверждает решение о пролонгации Программы сотрудничества на 5 лет до 2025 года. Формализация отношений с большинством стран АСЕАН, подписание меморандумов о сотрудничестве, создание свободных зон ЕАЭС-Вьетам и ЕАЭС-Сингапур способствуют наращиванию взаимного товарооборота. Однако текущие проблемы в организации взаиморасчетов, несистемность торговых связей, дисбалансы в экспорте/импорте и входящих/исходящих инвестициях между отдельными членами ЕАЭС и АСЕАН, неоднородность образовательно-научных потенциалов, недостаточно гармонизированное законодательство создают препятствия на пути к интенсификации естественного и экономически выгодного для обеих сторон сотрудничества.
Рекомендации для органов государственной и муниципальной власти:
инициирование межбанковского сотрудничества ЕЭАС-АСЕАН для создания новой валютно-финансовой инфраструктуры;
содействие открытию торговых представительств в странах АСЕАН и организации бизнес-миссий;
увеличение программ гуманитарного обмена;
сближение условий ведения бизнеса иностранными компаниями в странах АСЕАН и ЕАЭС
Список источников:
1. Годовой доклад за 2020 год, ЕЭК // https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/0ce/Annual-report-2020.pdf, 20.06.2022
2. Михаил Хазин: Мир разделится на валютные зоны // https://www.kp.ru/daily/26566/3581661, 18.06.2022
3. Международное экономическое сотрудничество в новых реалиях. Новости АТР // https://roscongress.org/materials/mezhdunarodnoe-ekonomicheskoe-sotrudnichestvo-v-novykh-realiyakh/, 20.06.2022
Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.