non-financial development institution
major organizer of congress and exhibition events
Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Research
14.06.2019
41 RUSSIA ECONOMIC REPORT: MODEST GROWTH; FOCUS ON INFORMALITY

According to World Bank economists, real GDP growth in Russia surpassed expectations in 2018, reaching 2.3 percent, mostly due to one-off effects of energy construction. Relatively high levels of international reserves, a relatively low external debt and a flexible exchange rate regime helped Russia limit exposure to external volatility and absorb external shocks. Higher oil prices, combined with a weaker ruble, better tax administration, and a conservative fiscal policy further improved fiscal balances at all levels of the budget system in 2018. New development goals announced by the President in May 2018 have led to the shaping of 13 national projects, which total 25.7 trillion rubles (about USD 390 billion, or about 2.8 to 3.2 percent of GDP annually) for 2019–2024.

Consumer price inflation, at 5.1 percent in May, exceeded the CBR’s target of 4 percent in annual terms since the beginning of 2019, when it experienced the most intense VAT pass-through effect. Unemployment declined further in the first quarter of 2019 to a current 4.8 percent. When compared to advanced economies, Russia spends less on health and education. Rebalancing in favor of these categories could improve the overall efficiency of public spending.

Forecasted growth of 1.2 percent in 2019 and 1.8 percent in 2020 and 2021 reflects a modest outlook. Russia’s macro-fiscal buffers remain strong, with fiscal surpluses across all tiers of government and low public-debt levels.

The outlook is subject to risks. Key risks to medium-term growth include the expansion of economic sanctions, renewed financial turmoil in EMDEs, a dramatic drop in oil prices, and souring of the global trade environment. The recent double-digit expansion in household credit may also pose a risk to financial stability in the case of a deterioration in the macroeconomic environment. Short-term inflationary risks have abated, with the Bank of Russia signaling a return to a neutral policy rate. Lending activity is recovering, but the banking sector remains afflicted with high concentration and state dominance.

Having eased slightly, the poverty rate remains in double digits with many households close to the poverty line and lacking formal employment. Stable economic growth, wage growth in the private sector, and the indexation of pensions to inflation should support disposable incomes and contribute to a gradual decline in the poverty rate in 2019–2021.

This edition’s special section focuses on the spread of informal employment in Russia and possible measures to address it. According to World Bank’s data, informal employment is rising in Russia in the face of close-to-zero net job creation by medium-sized and large formal enterprises. The share of informal employment is estimated to range between 15.1 and 21.2 percent. At the same time, Russia’s share of informal employment is not that high when compared to other middle-income countries.

Analytics on the topic

Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Исследование
14.06.2019
Доклад об экономике России № 41: умеренные темпы роста экономики; в центре внимания — неформальный сектор
По утверждению авторов доклада, в 2018 году рост реального ВВП в России превзошёл ожидания, достигнув 2,3%, главным образом благодаря единовременному эффекту строительных проектов в энергетике. Относительно высокий уровень международных резервов, относительно низкий уровень внешнего долга и гибкий валютный курс помогли России ограничить влияние волатильности на внешних рынках и смягчить внешние шоки. В 2018 году рост цен на нефть наряду с ослаблением рубля, улучшением налогового администрирования и проведением консервативной бюджетной политики улучшили состояние бюджета на всех уровнях бюджетной системы. На основе новых целей развития, сформулированных Президентом в мае 2018 года, были разработаны 13 национальных проектов на общую сумму в 25,7 трлн рублей (около 390 млрд долларов США, или 2,8–3,2% ВВП в год) на период 2019–2024 годов.

Потребительская инфляция, достигшая в мае 5,1%, превысила ориентир Банка России в 4% в годовом выражении с начала 2019 года, когда она испытала на себе максимальное воздействие от повышения НДС. Безработица в I квартале 2019 года продолжила снижаться, достигнув текущего уровня в 4,8%. По сравнению с развитыми экономиками Россия меньше тратит на здравоохранение и образование. Перераспределение средств в пользу этих категорий расходов позволит повысить эффективность государственных расходов в целом.

Прогнозируемый рост в размере 1,2% в 2019 году и 1,8% в 2020 и 2021 годах отражает скромные перспективы. В России сохраняются значительные фискальные резервы на макроуровне, а на всех уровнях бюджетной системы отмечается профицит и низкий уровень государственного долга.

Прогноз сопряжён с рисками. Среди ключевых рисков для роста экономики в среднесрочной перспективе — расширение экономических санкций, возобновление турбулентности на финансовых рынках стран EMDE, резкое падение цен на нефть и осложнение условий мировой торговли. Наблюдающийся в последнее время двузначный рост кредитования домохозяйств также может поставить под угрозу финансовую стабильность в случае ухудшения макроэкономической ситуации. Инфляционные риски в краткосрочной перспективе снизились, и Банк России указывает на возможность возврата к нейтральной ключевой процентной ставке. Кредитование восстанавливается, однако в банковском секторе по-прежнему отмечается высокая концентрация и доминирующая роль государства.

Уровень бедности после небольшого снижения остаётся на двузначной отметке, при этом многие домохозяйства близки к границе бедности, а многие не имеют формальной занятости. Стабильный экономический рост, повышение зарплат в частном секторе и индексация пенсий с учётом инфляции должны оказать поддержку располагаемым доходам населения и способствовать постепенному снижению уровня бедности в 2019–2021 годах.

Заключительный тематический раздел доклада посвящён распространению неформальной занятости в России и возможным мерам по её сокращению. Согласно данным, полученным экономистами Всемирного Банка, неформальная занятость в России растёт, при этом на средних и крупных предприятиях формального сектора почти не создаётся новых рабочих мест. Доля неформальной занятости оценивается в диапазоне от 15,1% до 21,2%. В то же время, доля занятых в неформальном секторе в России не очень высока в сравнении с другими странами со средним уровнем доходов.
Аналитика на тему