нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Не просто бизнес. Опыт социального предпринимательства в России
14 Февраля 2019
15:30—16:30
Ключевые выводы
Популярность социального предпринимательства в России растет

Несколько лет назад представить такую активную дискуссию на эту тему было тяжело, термин “социальное предпринимательство” и его понятие довольно недавние. Я думаю, что и 10 лет еще нет, как эта тема стала в мире активно обсуждаться, но вот и до нас мода дошла — Шоптенко Вячеслав, Директор института организационного развития и стратегических инициатив, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

На конкурс для школьников “Я делаю свой первый бизнес” поступило около 600 тысяч заявок, из них около 10% — это проекты социальных бизнесов, такого не было год назад — Даванков Владислав, Заместитель генерального директора, АНО «Россия – страна возможностей».

Социальное предпринимательство вносит вклад в экономическое развитие страны

Социальное предпринимательство имеет прямой экономический смысл, никакого конфликта между словами “предпринимательство” и “социальный” нет — Вебер Шломо, Президент, Российская экономическая школа.

Многие думают, что социальное предпринимательство — это низкомаржинальная история, потому что это социальная тема. Но выступления наших спикеров говорят о том, что это совсем не так, что социальный бизнес может быть вполне успешным, рентабельным с коммерческой точки зрения — Шоптенко Вячеслав, Директор института организационного развития и стратегических инициатив, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

Для того, чтобы соревноваться в глобальном мире вокруг нас, чтобы российские компании были успешными на этом рынке, надо использовать все. Нельзя отбрасывать, например, людей из села. Нужны люди из села и из города, богатые и бедные, люди с ограниченными возможностями, представители различных этносов. Социальное предпринимательство играет в этом огромную роль — Вебер Шломо, Президент, Российская экономическая школа.

Проблемы
Отсутствие стабильного заказа со стороны государства

Основная проблема в том, что если государство, как заказчик, говорит — нам это нужно, то я как предприниматель начинаю привлекать инвесторов. <…> Но когда государство сначала спрашивает, хотим ли мы работать с ним, и мы начинаем работать, а потом говорит, что в следующем году в два раза меньше денег будет, то мне все закрывать нужно, всех выгонять? — Маврин Алексей, Председатель совета директоров, Социальный гериатрический центр «ОПЕКА».

Нехватка положительного имиджа

Положительный имидж и социального предпринимательства, и предпринимательства вообще совершенно необходим для его продвижения — Вебер Шломо, Президент, Российская экономическая школа.

Решения
Законодательное обеспечение социального заказа и систематизация мер поддержки

Было бы правильно принять закон о социальном заказе. Когда государство говорит о том, что хочет сделать детский сад и готово заплатить за это такие-то деньги. Если вы за эти деньги хотите и можете обеспечить доступную услугу населению, то вы — социальный бизнес, и вам дают за это преференции — Дыбова Елена, Вице-президент, Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

Многие спрашивают, зачем нам нужен закон, если сегодня и так все есть. Закон наводит порядок, а сейчас мы предоставляем меры поддержки без четкого определения, регионы же выступают со своими определениями. Мы выходим с унифицированным подходом к определению социального предпринимательства, и все меры поддержки наконец-то расставляются на свои места — Арсаланова Милена, Директор департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства, Министерство экономического развития Российской Федерации.

Поддержку мы хотим оказывать тем, кто действительно в этом нуждается, для этого нужно определение. <…> Важный критерий — это те, кого нанимает предприниматель. Потому что нанять, например, людей с ограниченными возможностями — это социальная нагрузка, потому что таким образом решается проблема занятости этих людей — Арсаланова Милена, Директор департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства, Министерство экономического развития Российской Федерации.

Эффективное использование существующих возможностей

У меня возник портрет социального предпринимателя — в российских условиях это комбинация хорошо найденной рыночной ниши, эффективного формата монетизации и очень гибкого использования разнообразных мер государственной поддержки — Шоптенко Вячеслав, Директор института организационного развития и стратегических инициатив, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

В каждом регионе есть комитет по печати, где выделяют деньги для социальной рекламы, это довольно большие ресурсы. Например, в Санкт-Петербурге уже более 3 лет я получаю абсолютно бесплатно социальную рекламу по всему городу, если перевести в деньги — это 700 тысяч рублей каждый месяц — Мовшович Анатолий, Руководитель, Проект «Мир на ощупь».

Я обращался в фонд “Наше будущее”, получил субсидии — это на самом деле хорошо помогает — Маврин Алексей, Председатель совета директоров, Социальный гериатрический центр «ОПЕКА».

Популяризация социального предпринимательства

Механизм, с помощью которого нам удалось популяризировать социальное предпринимательство в России, — это конкурс “Социальный предприниматель”, который впервые подошел к определению критериев социального предпринимательства. С ними мы и продолжаем двигаться вперед — Жигулина Юлия, Исполнительный директор, Фонд региональных социальных программ «Наше будущее».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС